Русско-итальянский десерт
Концертный сезон в областной филармонии закрыли дирижеры Юрий Башмет и Клаудио Ванделли
На вопросы журналистов о том, чем запомнился завершаемый творческий год (обычно он длится с сентября по июнь), руководитель Тюменского концертно-театрального объединения Михаил Бирман отвечает так: «Подготовкой собственного симфонического оркестра». И тут же спрашивает в лоб: «А вам?!» Каждый вечер, проведенный в залах «дома музыки», был волнителен, свеж, незабываем. С каждым сезоном мы становились другими: немного мудрыми, чуть требовательными... Но всегда оставались благодарными.
Вот и в последний раз, который случился в середине июня, зал неоднократно искупал в овациях уставших артистов. За четыре части 16-го сочинения симфонии «Гарольд в Италии» француза Берлиоза и симфонию № 6 си минор (сочинение 74) Петра Чайковского. Они, хоть и не новички на сцене – выступают с 2012 года, все равно порядком притомились: дети ведь, правда, уже с девяти лет преданно служащие выбранным инструментам, профессии, музыкальным богам. Итак, гостем финального в сезоне концерта стали представители Всероссийского юношеского симфонического оркестра, три года назад созданного Юрием Башметом, народным артистом СССР и России, лауреатом госпремий, профессором Московской консерватории, почетным академиком Лондонской академии искусств. В первом отделении на альте солировал маэстро, а дирижировал итальянец Клаудио Ванделли, во втором за пульт встал сам Башмет.
Первые выходы коллектива состоялись в 2012-м в Сочи. Год спустя гастрольный график оркестра пополнился Москвой, Нижним Новгородом, Пермью и Екатеринбургом. В феврале 2014-го музыканты закрывали XXII зимние Олимпийские игры. Летом прошлого года подопечные Башмета играли за границей: в Брюсселе, Женеве и Берлине, а осенью – в Крыму. Тур 2015 года поскромнее: в минувшее воскресенье была Москва, в понедельник – Тюмень, уже сегодня вечером юноши и девушки выйдут на Центральную площадь Олимпийского парка в Сочи.
Отметим, что юношеский оркестр Юрий Абрамович, который к тому времени уже руководил Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», сформировал самым простым способом. Он приезжал в заметные музыкальные учреждения страны и забирал в «большое плавание» победителей (им от 9 до 22 лет) местных конкурсов исполнителей классической музыки. Партии ребята учат в родных городах вместе с наставниками, а сыгрываются на общих сессиях, организуемых по принципу спортивных сборов. За три года жизни коллектива прошло уже шесть таких встреч, не считая выездов на гастроли. Когда оркестрантам исполняется 22 года, приходит время выпускаться из «юношей». Лучших Башмет забирает в «Новую Россию» (кто-то уходит, создав семью), а это значит, что движение по изученной и полюбившейся траектории продолжается, ведь музыка, по словам Юрия Башмета, бесконечна и самодостаточна!