Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Юбилей государственного значения

16 июня исполняется 20 лет со дня создания Тюменской областной избирательной комиссии

Общество, 00:58, 09 июня 2015,
Слушать новость
Юбилей государственного значения. 16 июня исполняется 20 лет со дня создания Тюменской областной избирательной комиссии.

Накануне памятной даты в жизни одного из основополагающих региональных институтов на вопросы корреспондента газеты ответил председатель избирательной комиссии Тюменской области Игорь Халин.
Из истории
– Игорь Николаевич, за 20 лет избирательная комиссия региона прошла большой путь. Расскажите, пожалуйста, о предыстории ее создания.

– Собственно, предыстория создания института, организующего и проводящего выборы на территории Тюменской области, начинается в 1993 году. Именно тогда возникла необходимость выборов в новый на то время орган государственной власти – Государственную Думу РФ. Сам факт создания избирательных комиссий под конкретную задачу не является чем-то удивительным: в том случае, когда возникает необходимость в проведении выборной кампании, создается специализированный орган. В данном случае возникла необходимость проведения выборов в федеральный парламент. Поэтому и были созданы окружные избирательные комиссии по 178-му Ишимскому одномандатному округу (ее председателем стал Яков Шмидт) и 179-му Тюменскому избирательному округу ( председатель Михаил Логачев). Замечу, что комиссии сформировали в соответствии со статьей 14 Положения о выборах депутатов Государственной Думы. Окружные комиссии являлись в определенном смысле предшественниками избирательной комиссии Тюменской области.

После принятия Конституции РФ  в 1994 году возникла необходимость провести выборы в представительные органы власти региона. Для выборов депутатов областной Думы I созыва сформирована Тюменская областная избирательная комиссия по выборам в представительный (законодательный) орган государственной власти Тюменской области. Возглавил ее Геннадий Чеботарев, которого можно с полным правом считать одним из отцов-основателей, стоявшим у истоков институтов по проведению выборов в Тюменской области.

Но все же история областной избирательной комиссии начинается с совместного постановления администрации Тюменской области и Тюменской областной Думы от 16 июня 1995 года. Согласно этому документу, были упразднены упомянутые мной прежние комиссии и образована избирательная комиссия Тюменской области в  ее современном статусе – в качестве единственного государственного органа, организующего и проводящего федеральные и областные избирательные кампании и референдумы на территории субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии избрали Александра Жихарева, внесшего неоценимый вклад в становление облизбиркома.

Кстати, оглядываясь на историю организации выборных процессов в стране, необходимо отметить, что  в настоящее время мы фактически возвращаемся к одномандатным округам. Дело в том, что  в 2016 году на территории Тюменской области планируется вновь создать два одномандатных избирательных округа. Соответственно будут созданы две окружные комиссии, либо полномочия будут возложены на  комиссии иного уровня.

Сильный состав
– Расскажите, пожалуйста, какая избирательная кампания за всю работу на посту председателя облизбиркома была для вас самой запоминающейся?

– Думаю, что каждую из избирательных кампаний можно назвать по-своему сложной с точки зрения организации выборов. Из запомнившихся по уровню сложности назову большие парламентские выборы 2011 года. Вспомните, что тогда в Тюменской области проводились фактически совмещенные федеральные выборы состава Государственной Думы Федерального собрания РФ шестого созыва и выборы депутатов Тюменской областной Думы пятого созыва. Две кампании совместились и по срокам, и по избирательным действиям, и где-то даже по персоналиям участников предвыборного состязания. В этой ситуации всем процессом подготовки и проведения выборов занималась областная избирательная комиссия. Не умаляю роль и значение Центральной избирательной комиссии РФ, наших коллег из нижестоящих комиссий, однако отмечу, что объем работы для  избирательной комиссии Тюменской области был просто громадным. Фактически следовало организовать и провести две парламентские избирательные кампании, причем выборы в Государственную Думу шли только по партийным спискам. В состав Тюменской областной Думы пятого созыва, напомню, выборы шли и по партийным спискам, и по одномандатным округам. Очень нам помогли окружные, они же территориальные комиссии, на которые мы  возложили соответственные полномочия. Кампания была сложная структурно, организационно, с большим количеством участников (так, на каждое депутатское кресло претендовали до четырех кандидатов). Достаточно сказать, что  в ходе выборных кампаний 2011 года сотрудникам областного избиркома пришлось работать буквально с валом обращений от участников избирательного процесса, поскольку все эти обращения приоритетно направлялись именно к нам.

Я благодарен коллегам за то, что это испытание мы  с честью прошли, сформировали тот состав Тюменской областной Думы, который успешно работает в настоящее время. Повторюсь, считаю избирательную кампанию 2011 года наиболее сложной, но  и наиболее интересной.

Актуальные задачи
– Игорь Николаевич, расскажите, пожалуйста, об актуальных задачах областной избирательной комиссии. Знаю, что работа идет и ее много.

– Вы правы, предстоит выполнить множество задач, которые ставит перед нами Центральная избирательная комиссия. Нынешний год для Российской Федерации также является ответственным, если посмотреть на него через призму намеченных избирательных кампаний. Если говорить о масштабах всей России, то  в 2015 году в Единый день голосования, 13 сентября, в 21 субъекте РФ состоятся выборы глав этих территорий – высших должностных лиц исполнительной власти. В одиннадцати субъектах Российской Федерации изберут составы законодательных собраний, не говоря уже  о дополнительных выборах. Но самый основной, большой массив – городские, районные и сельские выборы. Муниципальные выборы становятся основным звеном, находящимся в зоне внимания государственной власти, политиков и общественности.

Подтвердить данный тезис можно и на примере Тюменской области: 13 сентября 2015 года в нашем регионе состоится 281 избирательная кампания. Причем выборы пройдут в такие серьезные органы власти, как городские Думы Ишима, Тобольска, Заводоуковска. Грядут выборы Дум  Уватского и Тюменского муниципальных районов. Плюс к тому – дополнительные выборы по двум округам в Тобольске, дополнительные выборы в Тюменскую областную Думу по Ноябрьскому избирательному округу. Также состоятся дополнительные выборы в Тюменскую городскую Думу по тринадцатому одномандатному округу – это Тарманы и Мыс.

Перед избирательными комиссиями стоит серьезный объем задач, и подготовка к отмеченным мной событиям уже ведется. С 4 по 14 июня идет период официального назначения выборов в регионе, к его окончанию должны быть определены, «нарезаны» все одномандатные избирательные округа.

Кроме того, не следует забывать и о том, что не за горами 2016 год: как  и в 2011 году, нас ожидает проведение совмещенных выборов в Государственную Думу РФ седьмого созыва и депутатов Тюменской областной Думы шестого созыва.

Выборы–2016
– Какие факторы важны для понимания грядущей избирательной кампании осени 2016 года?

– Отмечу, что выборы и в региональный, и в федеральный парламенты состоятся по смешанной системе – по спискам политических партий и одномандатным округам. Количество депутатов, которых предстоит избрать, останется неизменным: 450 парламентариев в Государственную Думу и 48 – в Думу областную.

Необходимо отметить, что  в преддверии федеральных выборов будущего года многие участники избирательного процесса, а это и политические партии, и общественные объединения, активно к ним готовятся. Более того, они рассматривают ближайшие на данный момент выборы 13 сентября 2015 как генеральную репетицию, пробу сил перед кампанией федерального уровня.

Мы настраиваемся на серьезную, ответственную кампанию. Тем не менее большая составная часть грядущих выборов 2016 года относится к муниципальному уровню. Муниципальные выборы также являются серьезным и ответственным мероприятием: люди выбирают власть, максимально приближенную к жителям тех или иных территорий. В депутаты идут соседи, знакомые, коллеги, родственники тех избирателей, которым предстоит сделать свой выбор. Поэтому спрос с муниципальных кандидатов у населения, как говорится, по самому высшему разряду.

Продолжается и текущая работа областной избирательной комиссии: подсчет численности избирателей, обучение наших коллег, семинары по обобщению опыта состоявшихся выборов.

Закрепить доверие избирателей
– Вы можете рассказать читателям газеты о том, какие вопросы обсуждаются на таких семинарах?

– Приведу пример недавнего подобного мероприятия. На базе избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 28–29 мая 2015 года под эгидой Центральной избирательной комиссии РФ  провели семинар-совещание. В нем приняли участие председатели избиркомов субъектов РФ, входящих в состав Уральского, Приволжского, Центрального и Крымского федеральных округов. На совещании обсуждался опыт проведенных выборов и задачи на перспективу.

Интересно, что  в ходе заседаний была озвучена следующая информация: как показывают социологические опросы, практика проведения и результат состоявшихся за последнее время избирательных кампаний, доверие к выборам в стране возрастает. Такие данные, в частности, приведены в прозвучавшем в докладе заместителя председателя ЦИК РФ Леонида Иевлева. В связи с этим фактом перед избиркомами ставятся задачи использовать сложившуюся ситуацию с тем, чтобы закрепить доверие избирателей. Леонид Григорьевич в своем выступлении особо отметил необходимость совершенствования информационно-разъяснительной деятельности избирательных комиссий. Речь шла об изменении форм работы с избирателями по информированию их об участниках и дате выборов, о месторасположении участковых комиссий. Леонид Иевлев отметил необходимость постепенного ухода от старых форм работы – публикации информационных листовок и брошюр. Акцент в работе с избирателями должен быть перенесен на использование новых технологий: на более активное сотрудничество со средствами массовой информации, и, что немаловажно, на  активную информационную работу в сети Интернет, в социальных сетях и блогосфере в частности. Связана данная необходимость с самим фактом роста количества избирателей, предпочитающих получать информацию из Всемирной сети.

Несомненно, что  в ходе выборов задействуют и интерактивные ресурсы, опыт их использования себя полностью оправдал. Речь идет об интернет-поисковиках «Найди свой избирательный участок», «Интерактивный поиск». Опыт горячих телефонных линий связи с избирателями также станем поддерживать и развивать. В ходе семинара-совещания говорилось и о поддержке и развитии системы общественного контроля за ходом выборов. Также отмечалось, что  контроль со стороны общества должен находиться в рамках действующего законодательства, однако он необходим для обеспечения открытости выборного процесса.

Главное – хорошая подготовка!
– Игорь Николаевич, вы уже рассказали о ряде направлений текущей работы избирательных комиссий, посвященной непосредственно организации избирательного процесса. Хотелось бы вернуться к этому вопросу и  спросить о том, из чего складывается деятельность комиссии в  период между выборами?

– Прежде всего анализируется, причем тщательно, каждая из прошедших кампаний. Предположим, по итогам выборов получены определенные результаты. Необходимо понять: почему они именно таковы? Какие были плюсы, недостатки? По моему глубокому убеждению, у каждой выборной кампании есть своя особенность, свое «лицо». Эту особенность каждых выборов необходимо проанализировать и оценить: почему пришли к этим результатам, в чем успех или недоработка со стороны организаторов выборного процесса, на что необходимо обратить внимание. Необходимо сравнить свой опыт и опыт других регионов. Эта работа проводится и в ходе семинаров, совещаний с коллегами из других субъектов РФ. Убежден, что живое общение – самое ценное в ходе обмена опытом.

Ведется и текущая работа, в том числе по поручениям Центральной избирательной комиссии РФ. Например, в настоящее время по итогам Единого дня  голосования ЦИКом издается так называемая Зеленая книга, в которой отражены все жалобы, заявления и обращения, поступившие по всей России в избиркомы каждого из субъектов РФ. В Зеленой книге излагается не только суть той или иной жалобы или обращения, но  и принятые по этим фактам решения. Это еще один огромный пласт работы, в которой принимают участие сотрудники избирательной комиссии Тюменской области.

Среди компетенций областной избирательной комиссии немаловажное место занимает проверка технологического оборудования, в том числе и комплексов обработки избирательных бюллетеней. Анализируются и итоги работы системы «ГАС-Выборы». Естественно, по итогам каждой избирательной кампании проводится анализ действующего законодательства – не требуется ли усовершенствовать законодательно-правовую базу обеспечения выборных процессов.

Активно ведется и работа с избирателями, особенно с подрастающим поколением: каждый год отмечается День молодого избирателя, организуются конкурсы на лучшее освещение выборных процессов в СМИ, конкурс лучших работ на выборную тематику среди студентов и аспирантов.

Данные направления были и остаются важными в деятельности областной избирательной комиссии в период между выборами, но  я назвал лишь часть задач, которые обычно должны быть решены. Конечно же, главной работой является подготовка к следующим выборам, которая начинается фактически на следующий день после завершения любой избирательной кампании.

Работы в этот промежуток времени едва ли меньше, чем  в ходе избирательных кампаний – это повседневный труд, который является залогом успешного проведения выборов любого уровня. Подпишусь под каждым словом известного высказывания: «Выборы хорошо проходят там, где они хорошо подготовлены».

Важное и нужное дело
– Игорь Николаевич, в канун круглой даты в жизни избирательной комиссии Тюменской области что бы вы пожелали коллегам?

– Прежде всего хотел бы выразить огромную благодарность коллегам, которые работают и в участковых, и муниципальных, и окружных, территориальных избирательных комиссиях. Конечно же, слова благодарности следует сказать всем, кто  и ранее трудился, и ныне работает в избирательной комиссии Тюменской области – причем не только сотрудникам облизбиркома, но  и всем тем, кто помогает организовать работу комиссии, в том числе и собственно избирательный процесс.

Вспоминается упомянутый мной семинар-совещание в Ханты-Мансийске. В ходе заседаний от участников, в том числе и от представителей политических партий слышали такие слова: «В Тюменской области самое замечательное, тщательно проработанное законодательство, самый прозрачный избирательный процесс, а самое главное – самые замечательные люди». Именно им, сотрудникам избирательных комиссий всех уровней, желаю успехов и здоровья. Хотел бы воспользоваться возможностью передать коллегам слова о том, чтобы, несмотря на все общественно-политические сложности, они чувствовали поддержку со стороны избирательной комиссии Тюменской области. Мы все вместе делаем важное и нужное дело и в какой-то мере пишем историю и нашего региона, и всей России.

Беседовал Константин ЕЛИСЕЕВ

Накануне памятной даты в жизни одного из основополагающих региональных институтов на вопросы корреспондента газеты ответил председатель избирательной комиссии Тюменской области Игорь Халин.
Из истории
– Игорь Николаевич, за 20 лет избирательная комиссия региона прошла большой путь. Расскажите, пожалуйста, о предыстории ее создания.

– Собственно, предыстория создания института, организующего и проводящего выборы на территории Тюменской области, начинается в 1993 году. Именно тогда возникла необходимость выборов в новый на то время орган государственной власти – Государственную Думу РФ. Сам факт создания избирательных комиссий под конкретную задачу не является чем-то удивительным: в том случае, когда возникает необходимость в проведении выборной кампании, создается специализированный орган. В данном случае возникла необходимость проведения выборов в федеральный парламент. Поэтому и были созданы окружные избирательные комиссии по 178-му Ишимскому одномандатному округу (ее председателем стал Яков Шмидт) и 179-му Тюменскому избирательному округу ( председатель Михаил Логачев). Замечу, что комиссии сформировали в соответствии со статьей 14 Положения о выборах депутатов Государственной Думы. Окружные комиссии являлись в определенном смысле предшественниками избирательной комиссии Тюменской области.

После принятия Конституции РФ  в 1994 году возникла необходимость провести выборы в представительные органы власти региона. Для выборов депутатов областной Думы I созыва сформирована Тюменская областная избирательная комиссия по выборам в представительный (законодательный) орган государственной власти Тюменской области. Возглавил ее Геннадий Чеботарев, которого можно с полным правом считать одним из отцов-основателей, стоявшим у истоков институтов по проведению выборов в Тюменской области.

Но все же история областной избирательной комиссии начинается с совместного постановления администрации Тюменской области и Тюменской областной Думы от 16 июня 1995 года. Согласно этому документу, были упразднены упомянутые мной прежние комиссии и образована избирательная комиссия Тюменской области в  ее современном статусе – в качестве единственного государственного органа, организующего и проводящего федеральные и областные избирательные кампании и референдумы на территории субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии избрали Александра Жихарева, внесшего неоценимый вклад в становление облизбиркома.

Кстати, оглядываясь на историю организации выборных процессов в стране, необходимо отметить, что  в настоящее время мы фактически возвращаемся к одномандатным округам. Дело в том, что  в 2016 году на территории Тюменской области планируется вновь создать два одномандатных избирательных округа. Соответственно будут созданы две окружные комиссии, либо полномочия будут возложены на  комиссии иного уровня.

Сильный состав
– Расскажите, пожалуйста, какая избирательная кампания за всю работу на посту председателя облизбиркома была для вас самой запоминающейся?

– Думаю, что каждую из избирательных кампаний можно назвать по-своему сложной с точки зрения организации выборов. Из запомнившихся по уровню сложности назову большие парламентские выборы 2011 года. Вспомните, что тогда в Тюменской области проводились фактически совмещенные федеральные выборы состава Государственной Думы Федерального собрания РФ шестого созыва и выборы депутатов Тюменской областной Думы пятого созыва. Две кампании совместились и по срокам, и по избирательным действиям, и где-то даже по персоналиям участников предвыборного состязания. В этой ситуации всем процессом подготовки и проведения выборов занималась областная избирательная комиссия. Не умаляю роль и значение Центральной избирательной комиссии РФ, наших коллег из нижестоящих комиссий, однако отмечу, что объем работы для  избирательной комиссии Тюменской области был просто громадным. Фактически следовало организовать и провести две парламентские избирательные кампании, причем выборы в Государственную Думу шли только по партийным спискам. В состав Тюменской областной Думы пятого созыва, напомню, выборы шли и по партийным спискам, и по одномандатным округам. Очень нам помогли окружные, они же территориальные комиссии, на которые мы  возложили соответственные полномочия. Кампания была сложная структурно, организационно, с большим количеством участников (так, на каждое депутатское кресло претендовали до четырех кандидатов). Достаточно сказать, что  в ходе выборных кампаний 2011 года сотрудникам областного избиркома пришлось работать буквально с валом обращений от участников избирательного процесса, поскольку все эти обращения приоритетно направлялись именно к нам.

Я благодарен коллегам за то, что это испытание мы  с честью прошли, сформировали тот состав Тюменской областной Думы, который успешно работает в настоящее время. Повторюсь, считаю избирательную кампанию 2011 года наиболее сложной, но  и наиболее интересной.

Актуальные задачи
– Игорь Николаевич, расскажите, пожалуйста, об актуальных задачах областной избирательной комиссии. Знаю, что работа идет и ее много.

– Вы правы, предстоит выполнить множество задач, которые ставит перед нами Центральная избирательная комиссия. Нынешний год для Российской Федерации также является ответственным, если посмотреть на него через призму намеченных избирательных кампаний. Если говорить о масштабах всей России, то  в 2015 году в Единый день голосования, 13 сентября, в 21 субъекте РФ состоятся выборы глав этих территорий – высших должностных лиц исполнительной власти. В одиннадцати субъектах Российской Федерации изберут составы законодательных собраний, не говоря уже  о дополнительных выборах. Но самый основной, большой массив – городские, районные и сельские выборы. Муниципальные выборы становятся основным звеном, находящимся в зоне внимания государственной власти, политиков и общественности.

Подтвердить данный тезис можно и на примере Тюменской области: 13 сентября 2015 года в нашем регионе состоится 281 избирательная кампания. Причем выборы пройдут в такие серьезные органы власти, как городские Думы Ишима, Тобольска, Заводоуковска. Грядут выборы Дум  Уватского и Тюменского муниципальных районов. Плюс к тому – дополнительные выборы по двум округам в Тобольске, дополнительные выборы в Тюменскую областную Думу по Ноябрьскому избирательному округу. Также состоятся дополнительные выборы в Тюменскую городскую Думу по тринадцатому одномандатному округу – это Тарманы и Мыс.

Перед избирательными комиссиями стоит серьезный объем задач, и подготовка к отмеченным мной событиям уже ведется. С 4 по 14 июня идет период официального назначения выборов в регионе, к его окончанию должны быть определены, «нарезаны» все одномандатные избирательные округа.

Кроме того, не следует забывать и о том, что не за горами 2016 год: как  и в 2011 году, нас ожидает проведение совмещенных выборов в Государственную Думу РФ седьмого созыва и депутатов Тюменской областной Думы шестого созыва.

Выборы–2016
– Какие факторы важны для понимания грядущей избирательной кампании осени 2016 года?

– Отмечу, что выборы и в региональный, и в федеральный парламенты состоятся по смешанной системе – по спискам политических партий и одномандатным округам. Количество депутатов, которых предстоит избрать, останется неизменным: 450 парламентариев в Государственную Думу и 48 – в Думу областную.

Необходимо отметить, что  в преддверии федеральных выборов будущего года многие участники избирательного процесса, а это и политические партии, и общественные объединения, активно к ним готовятся. Более того, они рассматривают ближайшие на данный момент выборы 13 сентября 2015 как генеральную репетицию, пробу сил перед кампанией федерального уровня.

Мы настраиваемся на серьезную, ответственную кампанию. Тем не менее большая составная часть грядущих выборов 2016 года относится к муниципальному уровню. Муниципальные выборы также являются серьезным и ответственным мероприятием: люди выбирают власть, максимально приближенную к жителям тех или иных территорий. В депутаты идут соседи, знакомые, коллеги, родственники тех избирателей, которым предстоит сделать свой выбор. Поэтому спрос с муниципальных кандидатов у населения, как говорится, по самому высшему разряду.

Продолжается и текущая работа областной избирательной комиссии: подсчет численности избирателей, обучение наших коллег, семинары по обобщению опыта состоявшихся выборов.

Закрепить доверие избирателей
– Вы можете рассказать читателям газеты о том, какие вопросы обсуждаются на таких семинарах?

– Приведу пример недавнего подобного мероприятия. На базе избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 28–29 мая 2015 года под эгидой Центральной избирательной комиссии РФ  провели семинар-совещание. В нем приняли участие председатели избиркомов субъектов РФ, входящих в состав Уральского, Приволжского, Центрального и Крымского федеральных округов. На совещании обсуждался опыт проведенных выборов и задачи на перспективу.

Интересно, что  в ходе заседаний была озвучена следующая информация: как показывают социологические опросы, практика проведения и результат состоявшихся за последнее время избирательных кампаний, доверие к выборам в стране возрастает. Такие данные, в частности, приведены в прозвучавшем в докладе заместителя председателя ЦИК РФ Леонида Иевлева. В связи с этим фактом перед избиркомами ставятся задачи использовать сложившуюся ситуацию с тем, чтобы закрепить доверие избирателей. Леонид Григорьевич в своем выступлении особо отметил необходимость совершенствования информационно-разъяснительной деятельности избирательных комиссий. Речь шла об изменении форм работы с избирателями по информированию их об участниках и дате выборов, о месторасположении участковых комиссий. Леонид Иевлев отметил необходимость постепенного ухода от старых форм работы – публикации информационных листовок и брошюр. Акцент в работе с избирателями должен быть перенесен на использование новых технологий: на более активное сотрудничество со средствами массовой информации, и, что немаловажно, на  активную информационную работу в сети Интернет, в социальных сетях и блогосфере в частности. Связана данная необходимость с самим фактом роста количества избирателей, предпочитающих получать информацию из Всемирной сети.

Несомненно, что  в ходе выборов задействуют и интерактивные ресурсы, опыт их использования себя полностью оправдал. Речь идет об интернет-поисковиках «Найди свой избирательный участок», «Интерактивный поиск». Опыт горячих телефонных линий связи с избирателями также станем поддерживать и развивать. В ходе семинара-совещания говорилось и о поддержке и развитии системы общественного контроля за ходом выборов. Также отмечалось, что  контроль со стороны общества должен находиться в рамках действующего законодательства, однако он необходим для обеспечения открытости выборного процесса.

Главное – хорошая подготовка!
– Игорь Николаевич, вы уже рассказали о ряде направлений текущей работы избирательных комиссий, посвященной непосредственно организации избирательного процесса. Хотелось бы вернуться к этому вопросу и  спросить о том, из чего складывается деятельность комиссии в  период между выборами?

– Прежде всего анализируется, причем тщательно, каждая из прошедших кампаний. Предположим, по итогам выборов получены определенные результаты. Необходимо понять: почему они именно таковы? Какие были плюсы, недостатки? По моему глубокому убеждению, у каждой выборной кампании есть своя особенность, свое «лицо». Эту особенность каждых выборов необходимо проанализировать и оценить: почему пришли к этим результатам, в чем успех или недоработка со стороны организаторов выборного процесса, на что необходимо обратить внимание. Необходимо сравнить свой опыт и опыт других регионов. Эта работа проводится и в ходе семинаров, совещаний с коллегами из других субъектов РФ. Убежден, что живое общение – самое ценное в ходе обмена опытом.

Ведется и текущая работа, в том числе по поручениям Центральной избирательной комиссии РФ. Например, в настоящее время по итогам Единого дня  голосования ЦИКом издается так называемая Зеленая книга, в которой отражены все жалобы, заявления и обращения, поступившие по всей России в избиркомы каждого из субъектов РФ. В Зеленой книге излагается не только суть той или иной жалобы или обращения, но  и принятые по этим фактам решения. Это еще один огромный пласт работы, в которой принимают участие сотрудники избирательной комиссии Тюменской области.

Среди компетенций областной избирательной комиссии немаловажное место занимает проверка технологического оборудования, в том числе и комплексов обработки избирательных бюллетеней. Анализируются и итоги работы системы «ГАС-Выборы». Естественно, по итогам каждой избирательной кампании проводится анализ действующего законодательства – не требуется ли усовершенствовать законодательно-правовую базу обеспечения выборных процессов.

Активно ведется и работа с избирателями, особенно с подрастающим поколением: каждый год отмечается День молодого избирателя, организуются конкурсы на лучшее освещение выборных процессов в СМИ, конкурс лучших работ на выборную тематику среди студентов и аспирантов.

Данные направления были и остаются важными в деятельности областной избирательной комиссии в период между выборами, но  я назвал лишь часть задач, которые обычно должны быть решены. Конечно же, главной работой является подготовка к следующим выборам, которая начинается фактически на следующий день после завершения любой избирательной кампании.

Работы в этот промежуток времени едва ли меньше, чем  в ходе избирательных кампаний – это повседневный труд, который является залогом успешного проведения выборов любого уровня. Подпишусь под каждым словом известного высказывания: «Выборы хорошо проходят там, где они хорошо подготовлены».

Важное и нужное дело
– Игорь Николаевич, в канун круглой даты в жизни избирательной комиссии Тюменской области что бы вы пожелали коллегам?

– Прежде всего хотел бы выразить огромную благодарность коллегам, которые работают и в участковых, и муниципальных, и окружных, территориальных избирательных комиссиях. Конечно же, слова благодарности следует сказать всем, кто  и ранее трудился, и ныне работает в избирательной комиссии Тюменской области – причем не только сотрудникам облизбиркома, но  и всем тем, кто помогает организовать работу комиссии, в том числе и собственно избирательный процесс.

Вспоминается упомянутый мной семинар-совещание в Ханты-Мансийске. В ходе заседаний от участников, в том числе и от представителей политических партий слышали такие слова: «В Тюменской области самое замечательное, тщательно проработанное законодательство, самый прозрачный избирательный процесс, а самое главное – самые замечательные люди». Именно им, сотрудникам избирательных комиссий всех уровней, желаю успехов и здоровья. Хотел бы воспользоваться возможностью передать коллегам слова о том, чтобы, несмотря на все общественно-политические сложности, они чувствовали поддержку со стороны избирательной комиссии Тюменской области. Мы все вместе делаем важное и нужное дело и в какой-то мере пишем историю и нашего региона, и всей России.

Беседовал Константин ЕЛИСЕЕВ