Терапия от грубости и хамства
Диалоги врачей и пациентов в Тюменской области начнут записывать
За тысячелетия существования медицины искусство общения врача и пациента по-прежнему сохраняет большую значимость, если не первостепенность. И не мудрено: залог успешного лечения – взаимоотношения между врачом и пациентом, основанные на доверии и уважении.
Аудиозапись общения пациента и врача, на прием к которому он попал, планируют вести во всех медицинских учреждениях Тюменской области. Об этом заявил заместитель директора департамента здравоохранения Тюменской области Алексей Немков. В настоящее время ведется разработка нормативно-правовой базы для такого нововведения.
Аудиозапись позволит серьезно повысить качество предоставления медицинских услуг, а также клиентоориентированность поликлиник.
– Пока что это только идея, такая запись в настоящий момент не ведется, – подчеркнул Алексей Немков. – Но видим востребованность данного направления и прорабатываем нормативно-правовую базу. Уже есть несколько вариантов технического решения вопроса.
В департаменте здравоохранения намерены в течение нескольких ближайших месяцев завершить проработку организационно-распорядительной документации и приступить к тиражированию технологии.
– Диалог будет сохраняться в соответствии со всеми требованиями. Также будет реализовано право пациента на исключение аудиозаписи. Это конституционное право гражданина, – считает Алексей Немков. – Я глубоко убежден в том, что врач с высшим медицинским образованием хамить не должен. Такого за свою жизнь никогда не видел и надеюсь, что это не так в большинстве случаев. Но тем не менее бывают разные ситуации и люди.
По словам заместителя директора областного департамента здравоохранения, аудиозапись станет осуществляться как в регистратуре, так и в кабинете доктора.
– Схему видим таким образом: поступая в медицинскую организацию, пациента проинформируют о том, что ведется аудиозапись в интересах соблюдения этики и прав граждан. В связи с этим ему предложат заполнить согласие на запись, – поделился Алексей Немков. – Если он от записи отказывается, это нормально. Не нужно считать, что он намерен хамить и грубить. Дело в том, что есть разные заболевания, которые затрагивают интимные вопросы жизни человека. И это конституционное право – не делать историю своего заболевания достоянием магнитных и других носителей. Предоставленное право нужно уважать. Пока что вопросов больше, чем ответов, но верим в проект и прилагаем большие усилия для его реализации.
Стоит заметить, что в медицинских учреждениях Тюменской области уже не первый год работают комиссии по этике, в состав которых входят пациенты. В среднем в каждом медицинском учреждении Тюменской области проводится от двух до десяти заседаний таких комиссий в месяц с привлечением пациентов. По статистике, от 20 до 35 процентов обращений оказываются обоснованными, и в отношении медицинских сотрудников принимаются дисциплинарные меры.
В настоящее время в Тюменской области стартует программа повышения клиентоориентированности поликлиник. Департамент старается использовать системный подход, предполагающий повышение корпоративной культуры, обучение студентов медицинских вузов, повышенное внимание к вопросам этики и введение конкретных правил для практикующих докторов по ведению приема и беседе с пациентом. Кроме того, открыта горячая линия по клиентоориентированности (тел. 56-94-19), позвонив на которую граждане могут высказать конструктивные предложения и пожелания, как сделать общение врача и пациента более уважительным.