Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Эх, путь-дорожка фронтовая…

14.05.2015
00:35
Эх, путь-дорожка фронтовая…. Война в зарисовках фронтовых художников. Великую Отечественную в карандашных набросках и заметках тушью еще накануне Дня Победы презентовал Тюменский музей изобразительных искусств. Куратором камерной по масштабу, но глубокой по содержанию выставки «Дорогами войны. Из солдатского альбома» стала искусствовед Наталья Сезева. – Последние десять лет эти экспонаты мы не выставляли, но к большому торжеству все же решили показать... Знаете, ведь художественное осмысление войны пришло совсем недавно, а здесь – именно фронтовые рисунки (всего их 200), созданные с 1941-го по 1945-й годы, – рассказала Наталья Ивановна. Основу экспозиции составили миниатюрные работы Гершона Кравцова – московского мастера, ученика классика графики Владимира Фаворского. В 70-е годы прошлого века музей ИЗО заполучил его большую коллекцию, позднее фронтовые письма и документы Тюмени подарила вдова Гершона Абрамовича. «Компанию» Кравцову на выставке составили наши земляки Вениамин Барашев, Степан Лопатин, Иван Котовщиков, Александр Мурычев, Павел Россомахин, Алексей Ремезов. На фронт все они ушли добровольцами... Ремезов сбежал с третьего курса Московского художественного института, Барашев отправился воевать в солидном возрасте, чтобы, как сам говорил, «мир посмотреть». ...Неприхотливые наброски на пожелтевшей бумаге с оборванными и обгоревшими краями – какие-то с тщательно прорисованными деталями, какие-то сделаны впопыхах. Мастера писали не только бойцов (в начале войны их портретики малоформатны, а к концу лихолетья выполнены в масштабе, на добротном немецком картоне; на каждом обязательно указано место и дата), но и крупицы живой жизни вокруг. «Работать приходилось на ходу, все время вперед и вперед. Ночью и днем на дорогах. А кругом такая замечательная природа, что как бы ты ни был занят, взгляд невольно останавливался на всем этом», – в 1945 году писал жене Гершон Кравцов. На некоторых набросках, посвященных бойцам, можно разглядеть слово «убит». Да, бывало и такое: до наступления начнет художник солдата рисовать, а после наступления завершать работу попросту не с кем... Кроме рисунков на выставке представлены фронтовые письма мастеров своим близким, фотографии. В центре зала воссоздана городская комната военного времени. Это довольно аскетичный набор: стол, стул, этажерка, репродуктор, чемодан, граммофон... О хронике сообщает голос Левитана. В стеклянных витринах по периметру – предметы из фондов краеведческого музея. Выходит, новую выставку в ТМИИ можно не только смотреть и слушать, но и читать! И как хорошо было бы, если ученики тюменских школ поддержат предложение Натальи Сезевой узнать о судьбах бойцов, нарисованных фронтовыми художниками, найти их родных, написать общую «Книгу Памяти». Интересно ■ Любопытна судьба художника Павла Россомахина. Он – участник гражданской войны. В 1926-36 и 1939-41 годах руководил Тюменским областным краеведческим музеем. На Великую Отечественную ушел добровольцем, в 1944 году был помощником начальника оперативного управления штаба Белорусского фронта. На Родину вернулся – грудь в наградах.■ У Россомахина – орден Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, медали «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».■ В 1956 году музею ИЗО подарил 300 своих работ.
Война в зарисовках фронтовых художников

Великую Отечественную в карандашных набросках и заметках тушью еще накануне Дня Победы презентовал Тюменский музей изобразительных искусств. Куратором камерной по масштабу, но глубокой по содержанию выставки «Дорогами войны. Из солдатского альбома» стала искусствовед Наталья Сезева.

– Последние десять лет эти экспонаты мы не выставляли, но к большому торжеству все же решили показать... Знаете, ведь художественное осмысление войны пришло совсем недавно, а здесь – именно фронтовые рисунки (всего их 200), созданные с 1941-го по 1945-й годы, – рассказала Наталья Ивановна.

Основу экспозиции составили миниатюрные работы Гершона Кравцова – московского мастера, ученика классика графики Владимира Фаворского. В 70-е годы прошлого века музей ИЗО заполучил его большую коллекцию, позднее фронтовые письма и документы Тюмени подарила вдова Гершона Абрамовича. «Компанию» Кравцову на выставке составили наши земляки Вениамин Барашев, Степан Лопатин, Иван Котовщиков, Александр Мурычев, Павел Россомахин, Алексей Ремезов. На фронт все они ушли добровольцами... Ремезов сбежал с третьего курса Московского художественного института, Барашев отправился воевать в солидном возрасте, чтобы, как сам говорил, «мир посмотреть».

...Неприхотливые наброски на пожелтевшей бумаге с оборванными и обгоревшими краями – какие-то с тщательно прорисованными деталями, какие-то сделаны впопыхах. Мастера писали не только бойцов (в начале войны их портретики малоформатны, а к концу лихолетья выполнены в масштабе, на добротном немецком картоне; на каждом обязательно указано место и дата), но и крупицы живой жизни вокруг. «Работать приходилось на ходу, все время вперед и вперед. Ночью и днем на дорогах. А кругом такая замечательная природа, что как бы ты ни был занят, взгляд невольно останавливался на всем этом», – в 1945 году писал жене Гершон Кравцов. На некоторых набросках, посвященных бойцам, можно разглядеть слово «убит». Да, бывало и такое: до наступления начнет художник солдата рисовать, а после наступления завершать работу попросту не с кем...

Кроме рисунков на выставке представлены фронтовые письма мастеров своим близким, фотографии. В центре зала воссоздана городская комната военного времени. Это довольно аскетичный набор: стол, стул, этажерка, репродуктор, чемодан, граммофон... О хронике сообщает голос Левитана. В стеклянных витринах по периметру – предметы из фондов краеведческого музея. Выходит, новую выставку в ТМИИ можно не только смотреть и слушать, но и читать! И как хорошо было бы, если ученики тюменских школ поддержат предложение Натальи Сезевой узнать о судьбах бойцов, нарисованных фронтовыми художниками, найти их родных, написать общую «Книгу Памяти».

Интересно

■ Любопытна судьба художника Павла Россомахина. Он – участник гражданской войны. В 1926-36 и 1939-41 годах руководил Тюменским областным краеведческим музеем. На Великую Отечественную ушел добровольцем, в 1944 году был помощником начальника оперативного управления штаба Белорусского фронта. На Родину вернулся – грудь в наградах.

■ У Россомахина – орден Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, медали «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

■ В 1956 году музею ИЗО подарил 300 своих работ.

686Просмотров

Читать далее
В гостях передачи «Литературные встречи» - Анатолий Байбородин
Акцию приурочат к Дню космонавтики
Издание «Повесть о городах Таре и Тюмени» помогло раскрыть множество сибирских загадок XVII века
Концерт пройдет в зале органной музыки
В Тюмени национальный праздник ханты и манси посвятили приходу весны
Ее наставница певица Светлана Лобода выбрала другого участника своей команды
Помещения музея отремонтируют, а его экспозиции пополнят
Опрос
Копите ли вы на пенсию?
Нет, я надеюсь на государство и ПФР
Я выбрал НПФ и перевожу деньги на накопительную часть
Я открыл личный инвестиционный счет, буду жить на проценты
Я решил инвестировать в недвижимость, потом буду сдавать
Да, я работаю и откладываю деньги на безбедную старость
Мне кажется, что пенсионный возраст продлят
Я еще слишком молодой
Я уже пенсионер
Другое