О войне отец молчал...
– Проходите-проходите! Чай или кофе? Ирина, помогите мне на кухне… Вот, сахарницу в гостиную несите. Держите ложки…
– Может, сразу к делу?
– Успеем. Располагайтесь!
От энергии Валентины Дорониной немудрено прийти в смущение: сегодня редко какой человек в годах столь же звонок на голос, скор на ногу, отзывчив на просьбу поделиться воспоминаниями о родных, прошедших войну. Но мы договорились о встрече всего лишь за минуту, и вот уже кофе, ваза с конфетами и сердечный рассказ, украсили который старинные фотокарточки и приказы, благодаря работе волонтеров со всей страны сохраненные на сайте «Подвиг народа». Оттуда Валентина Павловна узнала о ранениях отца, Павла Ефимовича Баянова, а также за что и когда он получил две медали «За отвагу» и орден Красной Звезды.
Родился Павел Баянов 9 февраля 1907 года в деревне Ново-Рямово Армизонского района в семье крестьян. Кроме него в доме подрастали три девчонки: Зоя, Настя и Фрося. Когда началось лихолетье, ему уже было за тридцать… В Рабоче-Крестьянскую Красную армию его призвали 27 декабря 1941 года. Недолгое время Баянов провел в учебке – и сразу на передовую к Ржеву. В Первой армии 16-й гвардейской дивизии воевал с 1 марта 1942-го по апрель 1943 года. Затем 338-я стрелковая дивизия, с которой прошагал до сентября 45-го. После окончания войны с Германией Баянова перебросили на восток.
– Он лучше всех был в Ново-Рямово! У многих моих сверстников отцы то пили, то дрались, папа же никогда не бранился, даже голоса не повышал. После войны работал трактористом, потом механиком на электростанции. Оказывается, имел три ранения, но мы, младшие дети – Мария, я и Гена, об этом ничего не знали. Немногое изредка рассказывал старшему Николаю… Например, о том, что перед наступлением бойцам давали фронтовые сто грамм для храбрости, а он воздерживался – потому, размышлял, и живым остался. Или о фронтовом друге со станции Петухово… Помню искореженную медаль. Папа говорил, что она его «спасла» – пулю приняла. А мы играли ею во дворе, не придавая значения великой ценности… – рассказывает Валентина Павловна.
Вообще наград у Павла Ефимовича семь, но на сайте «Подвиг народа» описаны лишь три из них. Первую медаль «За отвагу» старшина взвода разведки, гвардии красноармеец Баянов получил 24 марта 1944 года за то, что, «находясь на фронте Отечественной войны с марта 1942 года, проявил себя бесстрашным и решительным защитником социалистической Родины». Орден Красной Звезды старшему сержанту, автоматчику роты автоматчиков 338-й стрелковой Неманской дивизии, пожаловали 27 апреля 1945 года «за уничтожение пулеметной точки немцев». В приказе № 018 от 1.09.45 г. по 1134-му стрелковому Кенигсбергскому полку 338-й стрелковой Неманской дивизии говорится о награждении медалью «За отвагу» знаменосца полка старшего сержанта Баянова за то, «что он в период наступления по территории Манчжурии твердо держал знамя полка и зорко охранял его». Истории получения медалей «За взятие Кенигсберга», «За победу над Японией», «За боевые заслуги» и ордена Отечественной войны I степени родным еще предстоит узнать.
– Над наградами он не дрожал, на 9 Мая их не надевал. Говорил, это лишнее… И мы не просили – все, что связано с войной, гнали прочь, забыть мечтали, – продолжает Валентина Павловна. – После того, как ушла из жизни мама, мы звали отца к себе (Николай в Армизон, Мария в Бердюжье, я в Тюмень, а Гена на север), но оставить родную деревню он не пожелал – так и похоронили на Ново-Рямовском кладбище…
Каждый год в Троицу большая семья Баяновых собирается вместе. На старинный погост со всех концов области приезжают потомки Павла Ефимовича, наводят чистоту, высаживают новые цветы и вспоминают о том, каким он отцом и дедом был. Пока здравствовал Николай, Валентина успела кое-что расспросить, записать, да и древо родословное составить. Затем пытливый ум привел ее на сайты «Подвиг народа» и «Стена Памяти». К юбилею Великой Победы на последнем появится новая информация о старшем сержанте Павле Баянове, который так не любил вспоминать о войне…