Судьба героя в судьбе страны
Потомки помнят фронтовика Нифонта Вокуева – участника важных исторических событий
Приближается знаменательная дата – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Однако именно сейчас недоброжелатели стремятся исказить роль советского народа, победившего фашизм в жесточайшей схватке, спасшего свою страну и народы других стран от порабощения.
Мой отец – Нифонт Трофимович Вокуев – достаточно известный в Тюменском регионе человек, с 1942 по 1945 гг. воевал на фронтах Великой Оте-чественной войны, прошел с боями от Главного Кавказского хребта до столицы Австрии Вены.
Как бы пафосно ни звучало, но отец действительно «делал» историю страны, зажигал надежду в сердцах тех, кто шел рядом и на фронте, и в мирное время, покоряя просторы тундры, вечной мерзлоты, участвуя в становлении нефтегазового топливно-энергетического и лесоперерабатывающего комплекса, строительстве новых городов и поселков Тюменской области.
Его биография типична для большинства советских мальчишек. Родился в 1923 году в с. Саранпауль Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа, учился в школе и сам мечтал учить детей, поэтому выбрал педагогическое училище г. Салехарда.
Но началась война…
В начале 1942 года он, как и многие другие выпускники училищ и школ, был призван в ряды Красной армии и зачислен в авиадесантную бригаду, которую вскоре переформировали в стрелковую маневренную. В боях она заслужила звание гвардейской.
Боевое крещение
Папа вспоминал: «Первое боевое крещение принял в июле 1942 года на подступах к городу Моздок. Фашисты имели огромное преимущество в танках, самолетах и людской силе. Немецкие самолеты постоянно бомбили наши позиции, земля была изрыта снарядами и бомбами, горела пшеница. Эта оборонительная линия имела огромное стратегическое значение, враг рвался к бакинской нефти и реке Терек. В тяжелые дни отступления советских войск там встали сибиряки насмерть. Пять месяцев немцы пытались прорваться, но все же не смогли прорвать оборону!
Многим из нас минуло только 18 лет. Военного опыта не хватало. Немало добрых слов можно сказать в адрес Ямало-Ненецкого военкомата и окружного совета Осовиахима за то, что дали необходимые тактические знания, научили владеть винтовкой, пулеметом и гранатами, пользоваться бутылками с горючей смесью. Это очень помогло в первом бою.
В ожесточенных боях сибиряки проявили мужество и отвагу, многие из них погибли на рубежах обороны. Арсентий Терентьев из Салехардского педучилища поджег танк бутылкой с жидкостью КС с пяти метров и отстоял ценой жизни боевое охранение. В неравном бою погибли Леонид Киселев, Василий Егоров, Василий Артеев и другие мои земляки-однополчане. Потрясенный гибелью однополчан-сокурсников, я поклялся себе, что ни один из них не должен быть забыт!
После изгнания гитлеровцев из-под Моздока военная дорога нашей бригады была трудной. Мы не раз переходили Главный Кавказский хребет. Запомнился бросок из Геленджика к станице Крымской, крупному железнодорожному узлу на Кубани. Здесь завязалось одно из самых тяжелых сражений. За освобождение Крымской я получил первую – самую памятную награду – медаль «За отвагу».
Потом были бои в Донбассе. За короткий срок советские войска освободили всю левобережную Украину и вышли к Днепру.
Враг рассчитывал выиграть время и начал готовить новую оборонительную линию «Восточный вал». Главной ее частью немецкое командование считало Днепр. На одном из совещаний в Берлине Гитлер заявил: «Скорее Днепр потечет обратно, нежели русские преодолеют его, эту мощную водную преграду шириной 700–900 метров, правый берег которого представляет цепь непрерывных дотов, природную неприступную крепость».
Бои не утихали ни днем, ни ночью. В условиях тяжелейшей переправы правобережная Украина была очищена от врага. Многие из боевых товарищей погибли во время переправы и в ожесточенных рукопашных схватках на кромке берега Днепра. Разгромом врага на Таманском полуострове, который прикрывал захваченный Крым, завершилась битва за Кавказ.
Наша бригада участвовала в освобождении Одессы, Никополя, Берислава, черноморского порта Констанцы, более четырех месяцев воевал на Венгерской земле: Пеште и Буде, на Балатоне. Войну закончил в Австрии. Под Баден-Баденом 22 апреля 1945 года получил третье, самое тяжелое ранение, после которого целый год залечивал раны в госпиталях.
День Победы 9 Мая встретил в венском госпитале. Только пришел в себя, как в больничной палате сообщили радостную весть о капитуляции Германии!»
Мирный труд на благо Родины
Мой отец начал войну сержантом, командиром отделения десантников, а закончил старшим лейтенантом, командиром разведки. В его послужном списке – боевые награды: ордена Красной Звезды, Отечественной войны первой степени; медали «За отвагу», «За оборону Кавказа» и т. д.
После войны отец вернулся в родное село, его избирали на самые ответственные участки, где многое следовало начинать с нуля.
Его богатырскую фигуру видели на оленеводческих стойбищах, в геологоразведочных экспедициях, на стройках и месторождениях. Годы жизни отца оказались насыщенными эпохальными событиями: он был очевидцем первого фонтана газа в Березовском районе в 1953 году и первого фонтана нефти в Мегионе в марте 1961 года.
К боевым наградам добавились и трудовые – два ордена «Знак Почета» и орден Трудового Красного Знамени, множество наград от различных министерств РСФСР. Жители поселка Советский Ханты-Мансийского автономного округа торжественно избрали Нифонта Вокуева почетным гражданином.
И в семье отец был центром, связующим звеном, любил собирать всех родных за большим обеденным столом. Мама, мы с братом и сестрой, а позже и внуки всегда ощущали его тепло и поддержку, искреннюю любовь.
Книга «Память»
Казалось, все достигнуто. Воплощена в реальность мечта о сибирских кладовых. В далекую тундру пришел научно-технический прогресс.
А как же память? Вдруг забудут очевидцы и не узнают потомки, что выжившие на войне – герои, как и те, кто трудился с ним рядом в мирное время. А ведь еще была и клятва им, погибшим…
В 1988 году заместитель председателя Тюменского областного совета ветеранов войны и труда Нифонт Трофимович Вокуев назначен руководителем рабочей группы по подготовке книги «Память». Сейчас мы гордимся уникальным печатным девятитомником, ставшим памятником более чем ста тысячам тюменцев, отдавших жизнь за свободу и независимость Родины. Благодарности и восхищения заслуживают те, кто был причастен к его созданию: ветераны, архивисты, помощники, энтузиасты. Все они в один голос говорят: «Без Вокуева не было бы книги «Память». Клятву свою он пронес через всю жизнь.
Отец стремился увековечить, донести до потомков память о воинах-земляках. Он считал, что подрастающему поколению необходимо знать, какой ценой был завоеван мир.
Нифонт Вокуев писал: «Без преувеличения, книга «Память» является самой крупной акцией по увековечению памяти погибших в годы Великой Отечественной войны и погибших в малых войнах. Эта книга великой скорби и благодарной памяти».