Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Гагаринский старт «Альтаиров»

Общество, 09:18, 11 апреля 2015,
Слушать новость
Гагаринский старт «Альтаиров». .

День космонавтики 12 апреля – один из редких праздников, который, как и 9 Мая, никто и никогда не сможет оспорить в мировой истории, ведь это победа и безусловное достижение нашей страны! В Казахстане в российском городе-анклаве Байконур, который арендован нами до 2050 года, сегодня двойной праздник: работники космической отрасли отмечают профессиональный день, а Анна Ивановна Хализова – 94-й год рождения! Она одна из трех ветеранов – участников Великой Отечественной войны, ныне здравствующих в колыбели российской космонавтики. Прошла боевой путь с 1943-го в составе Третьего Белорусского фронта, 173-й гвардейской стрелковой дивизии. Демобилизовалась из армии лишь в 1946 году из западной группы советских войск, дислоцированных в Австрии.

Она живет с дочкой, работником космической корпорации «Энергия», провожает взглядом со своего балкона на пятом этаже стартующие ракеты и мечтает вновь пройти в праздничной колонне в главный день -- 9 Мая с орденами на груди по проспекту Космонавтов к любимому памятнику первому космонавту планеты Земля!

У меня тоже сбылась мечта детства в этом городе – проводить в пилотируемый полет экипаж 43/44-й экспедиции Международной космической станции (МКС) на ракете космического назначения «Союз-ФГ» 27 марта этого года.

Чтобы попасть на первый пилотируемый запуск этого года и вернуться в Тюмень, пришлось совершить автомобильный пробег длиной почти 4 000 км, в ходе которого зима на глазах превращалась в весну, а порой и наоборот.

Первые яркие впечатления на Байконуре – вывоз ранним утром 25 марта спецпоезда с ракетой космического назначения “Союз-ФГ” и пилотируемого космического корабля «Союз ТМА-16М» в ее составе из монтажно-испытательного комплекса на стартовый комплекс площадки 112, известной в обиходе как «Гагаринский старт». Место старта Юрия Гагарина до сих пор самое удобное для обслуживания кораблей с экипажами для доставки на МКС.

В полной темноте ранним утром в казахстанской степи космодрома Байконур состоялся вывоз ракеты-носителя с пристыкованным кораблем из монтажно-испытательного корпуса (МИК) на пусковой «Гагаринский старт».

Ранее там была проведена сборка системы аварийного спасения космонавтов, затем стыковка третьей ступени ракеты с кораблем под головным обтекателем. После этого третья ступень с головной частью пристыкована к так называемому «пакету» из первой и второй ступеней ракеты.

После проведения операций по вертикализации РКН «Союз-ФГ» и сведения ферм обcлуживания стартовые расчеты предприятий ракетно-космической отрасли России приступили к работе по программе первого стартового дня.

Гордость берет, что это изделие чисто российского производства!

Сама ракета «Союз-ФГ», доставляющая космический аппарат на орбиту, произведена в Самарском ракетно-космическом центре «Прогресс», а ее «начинка» – пилотируемый космический корабль «Союз ТМА-16М» – детище ракетно-космической корпорации «Энергия» из подмосковного Королева.

Космический корабль доставляется на космодром специальным грузовым самолетом, а ракета прибывает железнодорожной спецплатформой. Затем в огромном здании МИКа, который еще помнит наладку многоразовых космокораблей «Буран», осуществляется общая сборка и проверка изделия под названием «ракета космического назначения».

По традиции за вывозом ракеты из МИКа на стартовую площадку наблюдали журналисты и специалисты космической отрасли, летчики-испытатели и космонавты будущих стартов, члены семей основного и дублирующего экипажей. Особо выделяются иностранные гости – представители американского НАСА и Европейского космического агентства, ведь нынешнее использование Международной космической станции МКС и запуски кораблей паритетно финансируются тремя этими субъектами – Россией, США и Европейским союзом.

Однако положить и расплющить монетки под колесами тепловоза, тянущего за собой платформу с уложенной ракетой-носителем, теперь удалось лишь немногим счастливчикам – служба безопасности уже давно довольно строго пресекает подобные попытки.

Охрану ракеты, движущейся по железнодорожным рельсам на специальном поезде-мотовозе, осуществляет специальное подразделение полиции – управление внутренних дел комплекса Байконур. Полицейские проводят весь комплекс антитеррористических мер: оцепление спецпоезда, непосредственное его сопровождение на платформе, внешнее наблюдение и видео трансляция района двумя вертолетами фирмы «Робинсон» (США), наземное прикрытие двумя группами снайперов спецназа на бронетранспортерах. Перед прохождением спецпоезда весь рельсовый путь проходит группа полицейских кинологов со служебной собакой для обнаружения взрывчатых веществ. После этого никто не пересекает рельсы, пока ракета не прибудет к месту предстоящего старта.

На следующий день, 26 марта, состоялось также традиционное для запуска события – освящение РКН православным священником. Ввел эту традицию еще при Ельцине Патриарх всея Руси Алексий II, впервые освятив старт в 1998 году.

Вечером прошла предстартовая пресс-конференция основного и дублирующего экипажей экспедиции МКС под названием «Альтаир».

Через 24 часа командир корабля Геннадий Падалка, бортинженеры Михаил Корниенко и Скотт Келли поднимутся в космический корабль «Союз ТМА-16М». Несколько часов ожидания, ключ на старт – и ракета-носитель «Союз-ФГ» даст отсчет новой длительной космической экспедиции на МКС и первому «годовому» полету на станцию.

Основной темой встречи с представителями СМИ, конечно же, стал «годовой» полет. Россиянин Михаил Корниенко и американец Скотт Келли рассказали, что участие в этой миссии является большой честью, ведь их полет поможет создать фундамент для освоения человеком дальнего космоса и новых планет.

«Крайний полет такой длительности был почти 20 лет назад, и за это время медицина и техника шагнули далеко вперед», – напомнил Михаил Корниенко. Космонавт подчеркнул, что современные научные разработки позволят более обстоятельно изучить влияние факторов длительного космического полета на человека.

Журналисты российских и международных изданий спрашивали и о научной программе экспедиции, которая включает более 70 экспериментов по различным направлениям: космическая биология и биотехнология; физико-химические процессы и материалы в условиях космоса; технологии освоения космического пространства и другие.

Многие интересовались рекордом, который будет установлен космонавтом Геннадием Падалкой. Это пятая космическая экспедиция Геннадия Ивановича, и сейчас на его счету 710 суток, проведенных на орбите Земли. Планируемая продолжительность пятого полета – 168 суток. А значит, в сумме Геннадий Падалка проведет в космосе 878 дней!

На вопрос о секрете космического здоровья и невероятной работоспособности, Геннадий Иванович ответил: «Сохранить здоровье для пятого полета мне позволило отсутствие вредных привычек, спорт и умение сохранять спокойствие в любой ситуации. На орбите будет много работы. Среди задач, что стоят перед нами, – проверка нового способа очистки иллюминаторов. Несмотря на то что МКС летает в вакууме, у нее есть своя атмосфера. Со временем иллюминаторы загрязняются элементами топлива. Во время выхода в открытый космос экипажу предстоит попробовать новый метод очистки, который придумали наши инженеры».

На космодроме Байконур состоялось заседание Государственной комиссии, на котором были рассмотрены результаты испытаний на стартовом комплексе ракеты космического назначения (РКН) «Союз-ФГ», предназначенной для выведения на орбиту транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз ТМА-16М» с международным экипажем.

Заслушав доклады руководителей работ, Государственная комиссия приняла решение о готовности РКН «Союз-ФГ» с ТПК «Союз ТМА-16М» к заправке компонентами топлива и пуску.

В соответствии с графиком предстартовых работ специалисты предприятий ракетно-космической промышленности приступили к операциям по заправке баков РКН окислителем и горючим, которое составляет в общем объеме 300 тонн.

В день старта, 27 марта, проходят самые «романтичные» и фотогеничные события. Ближе к вечеру основной и дублирующий экипажи выходят из космической гостиницы в городе Байконур под песню группы «Земляне» «Земля в иллюминаторе», рассаживаются в два разных спецавтобуса – это крайняя точка, когда родственники и пресса видят их без скафандров. Космонавты уезжают на комплекс космодрома, где в зданиях космической корпорации «Энергия» за защитными стеклянными антимикробными витринами проходят последние технические приготовления: процедура продувки скафандров, переговоры с родственниками. Перед докладом комиссии выходят только члены стартующего экипажа в защитных скафандрах с чемоданчиками автономного жизнеобеспечения в руках. Несколько минут – и космонавты под крики «браво!» и «поехали!» оказываются в спецавтобусе с проблесковыми маячками и без госномеров, который доставит их к трапу космического корабля.

Нас ждет еще три часа предстартового ожидания на наблюдательном пункте под трансляцию переговоров службы запуска. Наконец секунда в секунду, в 22-42 московского времени, ночную темноту взрывает огненный шар сжигаемого топлива на стартовом столе и в 800 метрах от нас в звездное небо за 6 секунд благополучно уходит ракета, запущенная в день гибели Юрия Гагарина. Через 9 минут освободившийся от лишних ступеней ракеты-носителя транспортный пилотируемый корабль (ТПК) «Союз ТМА-16М» выходит на расчетную орбиту и продолжает шестичасовой полет к МКС в течение.

Экипаж корабля в составе командира, космонавта Роскосмоса Геннадия Падалки, бортинженеров Михаила Корниенко (Роскосмос) и Скотта Келли (NASA) чувствует себя хорошо. Впервые в истории российской космонавтики при выведении, сближении и стыковке с МКС экипаж пилотируемого корабля «Союз ТМА-16М» использовал в работе планшетный компьютер.

Стыковка ТПК «Союз ТМА-16М» с Международной космической станцией проходит в 04-36 московского времени 28 марта. На станции новый экипаж встретили Терри Вертс (NASA), Антон Шкаплеров (Роскосмос) и Саманта Кристофоретти (ESА).

Это произошло, когда я уже отправился в обратный путь, мечтая лишь об одном: увидеть их ровно через год на приземлении спускаемого аппарата 3 марта 2016 года в степях Карагандинской области в составе поисковой группы вместе с экипажами вездеходов «Петрович» тюменского производства, способных доставить спасателей в любых дорожных условиях в любое непроходимое место!

При приближении к границе Тюменской области радио, словно читая мои мысли, выдало новость: человечество найдет инопланетную жизнь в ближайшие 10–20 лет. С таким прогнозом выступила Эллен Стофан (Ellen Stofan), главный научный советник НАСА, сообщает Space.com. Поживем-увидим?

[tos_gallery gallery_id=172391]

Далее в сюжете: Фотогалерея к публикации «Гагаринский старт «Альтаиров»

День космонавтики 12 апреля – один из редких праздников, который, как и 9 Мая, никто и никогда не сможет оспорить в мировой истории, ведь это победа и безусловное достижение нашей страны! В Казахстане в российском городе-анклаве Байконур, который арендован нами до 2050 года, сегодня двойной праздник: работники космической отрасли отмечают профессиональный день, а Анна Ивановна Хализова – 94-й год рождения! Она одна из трех ветеранов – участников Великой Отечественной войны, ныне здравствующих в колыбели российской космонавтики. Прошла боевой путь с 1943-го в составе Третьего Белорусского фронта, 173-й гвардейской стрелковой дивизии. Демобилизовалась из армии лишь в 1946 году из западной группы советских войск, дислоцированных в Австрии.

Она живет с дочкой, работником космической корпорации «Энергия», провожает взглядом со своего балкона на пятом этаже стартующие ракеты и мечтает вновь пройти в праздничной колонне в главный день -- 9 Мая с орденами на груди по проспекту Космонавтов к любимому памятнику первому космонавту планеты Земля!

У меня тоже сбылась мечта детства в этом городе – проводить в пилотируемый полет экипаж 43/44-й экспедиции Международной космической станции (МКС) на ракете космического назначения «Союз-ФГ» 27 марта этого года.

Чтобы попасть на первый пилотируемый запуск этого года и вернуться в Тюмень, пришлось совершить автомобильный пробег длиной почти 4 000 км, в ходе которого зима на глазах превращалась в весну, а порой и наоборот.

Первые яркие впечатления на Байконуре – вывоз ранним утром 25 марта спецпоезда с ракетой космического назначения “Союз-ФГ” и пилотируемого космического корабля «Союз ТМА-16М» в ее составе из монтажно-испытательного комплекса на стартовый комплекс площадки 112, известной в обиходе как «Гагаринский старт». Место старта Юрия Гагарина до сих пор самое удобное для обслуживания кораблей с экипажами для доставки на МКС.

В полной темноте ранним утром в казахстанской степи космодрома Байконур состоялся вывоз ракеты-носителя с пристыкованным кораблем из монтажно-испытательного корпуса (МИК) на пусковой «Гагаринский старт».

Ранее там была проведена сборка системы аварийного спасения космонавтов, затем стыковка третьей ступени ракеты с кораблем под головным обтекателем. После этого третья ступень с головной частью пристыкована к так называемому «пакету» из первой и второй ступеней ракеты.

После проведения операций по вертикализации РКН «Союз-ФГ» и сведения ферм обcлуживания стартовые расчеты предприятий ракетно-космической отрасли России приступили к работе по программе первого стартового дня.

Гордость берет, что это изделие чисто российского производства!

Сама ракета «Союз-ФГ», доставляющая космический аппарат на орбиту, произведена в Самарском ракетно-космическом центре «Прогресс», а ее «начинка» – пилотируемый космический корабль «Союз ТМА-16М» – детище ракетно-космической корпорации «Энергия» из подмосковного Королева.

Космический корабль доставляется на космодром специальным грузовым самолетом, а ракета прибывает железнодорожной спецплатформой. Затем в огромном здании МИКа, который еще помнит наладку многоразовых космокораблей «Буран», осуществляется общая сборка и проверка изделия под названием «ракета космического назначения».

По традиции за вывозом ракеты из МИКа на стартовую площадку наблюдали журналисты и специалисты космической отрасли, летчики-испытатели и космонавты будущих стартов, члены семей основного и дублирующего экипажей. Особо выделяются иностранные гости – представители американского НАСА и Европейского космического агентства, ведь нынешнее использование Международной космической станции МКС и запуски кораблей паритетно финансируются тремя этими субъектами – Россией, США и Европейским союзом.

Однако положить и расплющить монетки под колесами тепловоза, тянущего за собой платформу с уложенной ракетой-носителем, теперь удалось лишь немногим счастливчикам – служба безопасности уже давно довольно строго пресекает подобные попытки.

Охрану ракеты, движущейся по железнодорожным рельсам на специальном поезде-мотовозе, осуществляет специальное подразделение полиции – управление внутренних дел комплекса Байконур. Полицейские проводят весь комплекс антитеррористических мер: оцепление спецпоезда, непосредственное его сопровождение на платформе, внешнее наблюдение и видео трансляция района двумя вертолетами фирмы «Робинсон» (США), наземное прикрытие двумя группами снайперов спецназа на бронетранспортерах. Перед прохождением спецпоезда весь рельсовый путь проходит группа полицейских кинологов со служебной собакой для обнаружения взрывчатых веществ. После этого никто не пересекает рельсы, пока ракета не прибудет к месту предстоящего старта.

На следующий день, 26 марта, состоялось также традиционное для запуска события – освящение РКН православным священником. Ввел эту традицию еще при Ельцине Патриарх всея Руси Алексий II, впервые освятив старт в 1998 году.

Вечером прошла предстартовая пресс-конференция основного и дублирующего экипажей экспедиции МКС под названием «Альтаир».

Через 24 часа командир корабля Геннадий Падалка, бортинженеры Михаил Корниенко и Скотт Келли поднимутся в космический корабль «Союз ТМА-16М». Несколько часов ожидания, ключ на старт – и ракета-носитель «Союз-ФГ» даст отсчет новой длительной космической экспедиции на МКС и первому «годовому» полету на станцию.

Основной темой встречи с представителями СМИ, конечно же, стал «годовой» полет. Россиянин Михаил Корниенко и американец Скотт Келли рассказали, что участие в этой миссии является большой честью, ведь их полет поможет создать фундамент для освоения человеком дальнего космоса и новых планет.

«Крайний полет такой длительности был почти 20 лет назад, и за это время медицина и техника шагнули далеко вперед», – напомнил Михаил Корниенко. Космонавт подчеркнул, что современные научные разработки позволят более обстоятельно изучить влияние факторов длительного космического полета на человека.

Журналисты российских и международных изданий спрашивали и о научной программе экспедиции, которая включает более 70 экспериментов по различным направлениям: космическая биология и биотехнология; физико-химические процессы и материалы в условиях космоса; технологии освоения космического пространства и другие.

Многие интересовались рекордом, который будет установлен космонавтом Геннадием Падалкой. Это пятая космическая экспедиция Геннадия Ивановича, и сейчас на его счету 710 суток, проведенных на орбите Земли. Планируемая продолжительность пятого полета – 168 суток. А значит, в сумме Геннадий Падалка проведет в космосе 878 дней!

На вопрос о секрете космического здоровья и невероятной работоспособности, Геннадий Иванович ответил: «Сохранить здоровье для пятого полета мне позволило отсутствие вредных привычек, спорт и умение сохранять спокойствие в любой ситуации. На орбите будет много работы. Среди задач, что стоят перед нами, – проверка нового способа очистки иллюминаторов. Несмотря на то что МКС летает в вакууме, у нее есть своя атмосфера. Со временем иллюминаторы загрязняются элементами топлива. Во время выхода в открытый космос экипажу предстоит попробовать новый метод очистки, который придумали наши инженеры».

На космодроме Байконур состоялось заседание Государственной комиссии, на котором были рассмотрены результаты испытаний на стартовом комплексе ракеты космического назначения (РКН) «Союз-ФГ», предназначенной для выведения на орбиту транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз ТМА-16М» с международным экипажем.

Заслушав доклады руководителей работ, Государственная комиссия приняла решение о готовности РКН «Союз-ФГ» с ТПК «Союз ТМА-16М» к заправке компонентами топлива и пуску.

В соответствии с графиком предстартовых работ специалисты предприятий ракетно-космической промышленности приступили к операциям по заправке баков РКН окислителем и горючим, которое составляет в общем объеме 300 тонн.

В день старта, 27 марта, проходят самые «романтичные» и фотогеничные события. Ближе к вечеру основной и дублирующий экипажи выходят из космической гостиницы в городе Байконур под песню группы «Земляне» «Земля в иллюминаторе», рассаживаются в два разных спецавтобуса – это крайняя точка, когда родственники и пресса видят их без скафандров. Космонавты уезжают на комплекс космодрома, где в зданиях космической корпорации «Энергия» за защитными стеклянными антимикробными витринами проходят последние технические приготовления: процедура продувки скафандров, переговоры с родственниками. Перед докладом комиссии выходят только члены стартующего экипажа в защитных скафандрах с чемоданчиками автономного жизнеобеспечения в руках. Несколько минут – и космонавты под крики «браво!» и «поехали!» оказываются в спецавтобусе с проблесковыми маячками и без госномеров, который доставит их к трапу космического корабля.

Нас ждет еще три часа предстартового ожидания на наблюдательном пункте под трансляцию переговоров службы запуска. Наконец секунда в секунду, в 22-42 московского времени, ночную темноту взрывает огненный шар сжигаемого топлива на стартовом столе и в 800 метрах от нас в звездное небо за 6 секунд благополучно уходит ракета, запущенная в день гибели Юрия Гагарина. Через 9 минут освободившийся от лишних ступеней ракеты-носителя транспортный пилотируемый корабль (ТПК) «Союз ТМА-16М» выходит на расчетную орбиту и продолжает шестичасовой полет к МКС в течение.

Экипаж корабля в составе командира, космонавта Роскосмоса Геннадия Падалки, бортинженеров Михаила Корниенко (Роскосмос) и Скотта Келли (NASA) чувствует себя хорошо. Впервые в истории российской космонавтики при выведении, сближении и стыковке с МКС экипаж пилотируемого корабля «Союз ТМА-16М» использовал в работе планшетный компьютер.

Стыковка ТПК «Союз ТМА-16М» с Международной космической станцией проходит в 04-36 московского времени 28 марта. На станции новый экипаж встретили Терри Вертс (NASA), Антон Шкаплеров (Роскосмос) и Саманта Кристофоретти (ESА).

Это произошло, когда я уже отправился в обратный путь, мечтая лишь об одном: увидеть их ровно через год на приземлении спускаемого аппарата 3 марта 2016 года в степях Карагандинской области в составе поисковой группы вместе с экипажами вездеходов «Петрович» тюменского производства, способных доставить спасателей в любых дорожных условиях в любое непроходимое место!

При приближении к границе Тюменской области радио, словно читая мои мысли, выдало новость: человечество найдет инопланетную жизнь в ближайшие 10–20 лет. С таким прогнозом выступила Эллен Стофан (Ellen Stofan), главный научный советник НАСА, сообщает Space.com. Поживем-увидим?

[tos_gallery gallery_id=172391]



Ранее в сюжете

Шаг в неизвестность

18

С успешным приземлением!

14

В Тюменской области проверили толщину льда на водоемах для крещенских купелей

27 декабря

Система 112 Тюменской области обработала более 735 тысяч вызовов за год

27 декабря