Размер шрифта +
Цветовая схема A A A

Так вот ты какой, северный олень!..

В музее ИЗО работает выставка, рассказывающая о чудесах и красотах холодного края

0:41, 8 апреля 2015,
Слушать новость
Так вот ты какой, северный олень!... В музее ИЗО работает выставка, рассказывающая о чудесах и красотах холодного края. В разгар календарной весны Тюменский музей изобразительных искусств презентовал новый проект. Более пяти лет назад камерная выставка – открытое хранение «Живая архаика Севера» уже приглашала ценителей самобытного творчества обских угров. Затем витрины с бесценным содержимым отправляли на покой, и вот теперь, «расконсервированные» и дополненные, они вновь зазывают гостей на третий этаж ТМИИ. Открыли выставку с особым шиком – театрально-музыкально! Стихи о «Вороньем дне», главном для северян празднике, знаменующем начало года, зачитал Максим Минченко. Артисты вокальной группы «Хэс» («Звездочка»), существующей при отделе малочисленных народов Севера ДНК «Строитель», спели хантыйскую песню, подыграв себе на варгане. Экскурсию по экспозиции для тех, кто не в теме, но очень хотел в нее окунуться, провела заведующая отделом традиционного и народного искусства музейного комплекса имени Словцова, куратор «Архаики» Александра Ефимова. Выставку она разделила на две половины, как принято в жилищах северных народов. В одной части – все мужское, в другой – женское. Если сильное начало представлено охотничьей атрибутикой (тут подсадная утка, пороховница, мешочек для дроби, мерка для пороха начала XX века, деревянные стрелы и резной футляр для них середины XIX века) и принадлежностями для «Медвежьих игрищ», то женское – сумками для рукоделия, бисерными поясами, обереговыми игрушками и… сидячей орнаментной люлькой из бересты, внутри которой лежат опилки – аналог современных малышовых подгузников. Свое место заняли музыкальные инструменты – бубен с колотушкой, семиструнная арфа «Лебедь». Живописную коллекцию для музея собрала и сохранила Наталья Федорова, которая ныне живет в Ханты-Мансийском автономном округе и является летописцем художника Геннадия Райшева. Более 30 лет она ездила в экспедиции по самым заповедным уголкам ХМАО и ЯНАО. «Уловом» культурных «заплывов» стали картины Константина Панкова, основателя «северного изобразительного искусства», и раннего Райшева. Панков (в этом году отмечают его 105-летие) – личность удивительная. В 30-е годы прошлого века охотника из поселка Щекурья Березовского района пригласили учиться в Ленинградский институт народов Севера. Там-то и открылся талант человека, вскоре вставшего в один ряд с представителями «примитива» Нико Пиросмани и Анри Руссо. На малую родину Константин Леонидович, названный первым ненецким художником, не вернулся, но помнил о ней всю жизнь, писал ее сочной темперой. Еще одна глыба – наш современник Райшев. Он и художник, и философ в одном лице. Живая легенда, жертвующая во имя Севера каждый сантиметр полотна. …Своя литература и интеллигенция у северных народов появилась только в XX веке. До того они жили легендами, мифами, ритуалами. И до сих пор, следуя заветам предков, шьют тряпичных куколок, которых легко спрятать в кулачок, помнят об орнаменте как щите от напастей, вяжут одежду, острым ножичком режут из щепы оленей. Какие они? Простые на вид (подумаешь, пара завитушек), но с глубоким смыслом внутри.

В разгар календарной весны Тюменский музей изобразительных искусств презентовал новый проект. Более пяти лет назад камерная выставка – открытое хранение «Живая архаика Севера» уже приглашала ценителей самобытного творчества обских угров. Затем витрины с бесценным содержимым отправляли на покой, и вот теперь, «расконсервированные» и дополненные, они вновь зазывают гостей на третий этаж ТМИИ.

Открыли выставку с особым шиком – театрально-музыкально! Стихи о «Вороньем дне», главном для северян празднике, знаменующем начало года, зачитал Максим Минченко. Артисты вокальной группы «Хэс» («Звездочка»), существующей при отделе малочисленных народов Севера ДНК «Строитель», спели хантыйскую песню, подыграв себе на варгане. Экскурсию по экспозиции для тех, кто не в теме, но очень хотел в нее окунуться, провела заведующая отделом традиционного и народного искусства музейного комплекса имени Словцова, куратор «Архаики» Александра Ефимова.

Выставку она разделила на две половины, как принято в жилищах северных народов. В одной части – все мужское, в другой – женское. Если сильное начало представлено охотничьей атрибутикой (тут подсадная утка, пороховница, мешочек для дроби, мерка для пороха начала XX века, деревянные стрелы и резной футляр для них середины XIX века) и принадлежностями для «Медвежьих игрищ», то женское – сумками для рукоделия, бисерными поясами, обереговыми игрушками и… сидячей орнаментной люлькой из бересты, внутри которой лежат опилки – аналог современных малышовых подгузников. Свое место заняли музыкальные инструменты – бубен с колотушкой, семиструнная арфа «Лебедь».

Живописную коллекцию для музея собрала и сохранила Наталья Федорова, которая ныне живет в Ханты-Мансийском автономном округе и является летописцем художника Геннадия Райшева. Более 30 лет она ездила в экспедиции по самым заповедным уголкам ХМАО и ЯНАО. «Уловом» культурных «заплывов» стали картины Константина Панкова, основателя «северного изобразительного искусства», и раннего Райшева. Панков (в этом году отмечают его 105-летие) – личность удивительная. В 30-е годы прошлого века охотника из поселка Щекурья Березовского района пригласили учиться в Ленинградский институт народов Севера. Там-то и открылся талант человека, вскоре вставшего в один ряд с представителями «примитива» Нико Пиросмани и Анри Руссо. На малую родину Константин Леонидович, названный первым ненецким художником, не вернулся, но помнил о ней всю жизнь, писал ее сочной темперой. Еще одна глыба – наш современник Райшев. Он и художник, и философ в одном лице. Живая легенда, жертвующая во имя Севера каждый сантиметр полотна.

…Своя литература и интеллигенция у северных народов появилась только в XX веке. До того они жили легендами, мифами, ритуалами. И до сих пор, следуя заветам предков, шьют тряпичных куколок, которых легко спрятать в кулачок, помнят об орнаменте как щите от напастей, вяжут одежду, острым ножичком режут из щепы оленей. Какие они? Простые на вид (подумаешь, пара завитушек), но с глубоким смыслом внутри.

Читайте также

Новость Тюмени: В Тюмени вспомнят историю подвига Прасковьи Луполовой

В Тюмени вспомнят историю подвига Прасковьи Луполовой

26 сентября

Новость Тюмени: Тюменский театр кукол представил новый спектакль «Три поросенка»

Тюменский театр кукол представил новый спектакль «Три поросенка»

14 сентября

Новость Тюмени: Генеральным директором ТКТО назначили Веронику Кирюшину

Генеральным директором ТКТО назначили Веронику Кирюшину

30 августа