Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Поэты родины поэта

Как литературное наследие сказочника влияет на современных авторов

Общество, 00:45, 02 апреля 2015,
Слушать новость
Поэты родины поэта. Как литературное наследие сказочника влияет на современных авторов.

Юбилейный год Петра Ершова привлек внимание людей разных возрастов и призваний. В Ишимском филиале ТюмГУ прошла конференция, на которой обсуждались вопросы изучения творчества великого земляка. Отрадно, что по прошествии двух столетий продолжают появляться новые факты из жизни Петра Павловича. А что пишут поэты Приишимья – родины Ершова – в XXI веке, влияет ли творческое наследие сказочника на современных авторов?

Традиции в литературе региона сохраняют привязку к прежним шаблонам и выражены в сознательном освоении литературного пространства. Особое внимание авторы наших дней проявляют к наследию Петра Ершова. В сказке «Конек-Горбунок» – в ее лирике, прозе и драматургии – отразились как литературные образы (включая библейские), так и сибирские впечатления сказочника. В лирике поэтов конца XX – начала XXI веков нашла отражение неброская красота южносибирской природы и образ маленького города – «гнезда», «сада», «родного дома». Влияние Ершова можно обнаружить в сказках и сказочных сюжетах Ирины Чупиной и Ивана Баранникова, Дениса Чернышова, Сергея Галганова... Наследие поэта состоит и в активном использовании творческими людьми Приишимья фольклорных сюжетов, устаревших слов и фразеологизмов, «романтической иронии», свойственной поэзии Петра Павловича и любимого им комического приема. Одна из отличительных черт ишимских писателей – активное использование «бренда» Ершова и ссылок на его творчество. Это есть в стихах о родном городе Михаила Смолина:

Отблески дальних зарниц,
Крик журавля на рассвете.
Стая ершовских Жар-птиц
Есть еще, видно, на свете.

Параллель проводится именно с Жар-птицей, замечаешь повторяющиеся образы журавлей (гуси-лебеди в «Сказке» у Дениса Чернышова), красной рябины, красной девицы, «огнекрылой бабочки» (у Михаила Смолина). В своей песне «Ишимский вальс» Геннадий Переверзев среди символов города отмечает Конька-Горбунка:

Дорог нам, как весною на вербе
Распустившийся первый листок,
И карась золотистый на гербе,
И ершовский Конек-Горбунок.
Людмила Долгих пишет о Приишимье:
Край Ершова, здесь он черпал силы,
Край волшебный – всюду чудеса!
И летит Конек за дали сини,
И Жар-птица взмыла в небеса!

Руководитель клуба «Парус» Нина Башук так говорит о своем поэтическом доме:

Все возможно лишь здесь:
На «Ершовском» причале.
«Парус» – дом наш и друг,
Его зал полон света,
Собирает здесь круг
Нас – ишимских поэтов.

Есть стихи, в которых персонажи Ершова продолжают жить в современном мире, примерив на себя «одежки» XXI века. У Веры Кузнецовой «Современный Иван-дурак»:

Обгоняя машины лихие,
По Ишиму скакал Горбунок.
Вспоминал времена золотые,
А сегодня, увы, занемог.
Облетело перо золотое,
Да Иван стал дурак-дураком:
За благое народное дело
Уж не хочет идти босиком.
Подавайте пиджак от «Версаче»,
Да штиблеты крутые – вот так!
Не пахать и не сеять не хочет
Современный ершовский дурак.

Особая роль в поддержании и развитии творческого наследия великого земляка принадлежит культурному центру имени Ершова в Ишиме и его директору Надежде Проскуряковой, музеям в селе Ершово Ишимского района и селе Окунево Бердюжского района. Недавно увидела свет книга Татьяны Савченковой: ее удивительный труд посвящен неизвестным сторонам жизни и творчества Петра Павловича.

Вот так, считая себя «потомками» Ершова, работают литераторы Приишимья в начале XXI века.

Юбилейный год Петра Ершова привлек внимание людей разных возрастов и призваний. В Ишимском филиале ТюмГУ прошла конференция, на которой обсуждались вопросы изучения творчества великого земляка. Отрадно, что по прошествии двух столетий продолжают появляться новые факты из жизни Петра Павловича. А что пишут поэты Приишимья – родины Ершова – в XXI веке, влияет ли творческое наследие сказочника на современных авторов?

Традиции в литературе региона сохраняют привязку к прежним шаблонам и выражены в сознательном освоении литературного пространства. Особое внимание авторы наших дней проявляют к наследию Петра Ершова. В сказке «Конек-Горбунок» – в ее лирике, прозе и драматургии – отразились как литературные образы (включая библейские), так и сибирские впечатления сказочника. В лирике поэтов конца XX – начала XXI веков нашла отражение неброская красота южносибирской природы и образ маленького города – «гнезда», «сада», «родного дома». Влияние Ершова можно обнаружить в сказках и сказочных сюжетах Ирины Чупиной и Ивана Баранникова, Дениса Чернышова, Сергея Галганова... Наследие поэта состоит и в активном использовании творческими людьми Приишимья фольклорных сюжетов, устаревших слов и фразеологизмов, «романтической иронии», свойственной поэзии Петра Павловича и любимого им комического приема. Одна из отличительных черт ишимских писателей – активное использование «бренда» Ершова и ссылок на его творчество. Это есть в стихах о родном городе Михаила Смолина:

Отблески дальних зарниц,
Крик журавля на рассвете.
Стая ершовских Жар-птиц
Есть еще, видно, на свете.

Параллель проводится именно с Жар-птицей, замечаешь повторяющиеся образы журавлей (гуси-лебеди в «Сказке» у Дениса Чернышова), красной рябины, красной девицы, «огнекрылой бабочки» (у Михаила Смолина). В своей песне «Ишимский вальс» Геннадий Переверзев среди символов города отмечает Конька-Горбунка:

Дорог нам, как весною на вербе
Распустившийся первый листок,
И карась золотистый на гербе,
И ершовский Конек-Горбунок.
Людмила Долгих пишет о Приишимье:
Край Ершова, здесь он черпал силы,
Край волшебный – всюду чудеса!
И летит Конек за дали сини,
И Жар-птица взмыла в небеса!

Руководитель клуба «Парус» Нина Башук так говорит о своем поэтическом доме:

Все возможно лишь здесь:
На «Ершовском» причале.
«Парус» – дом наш и друг,
Его зал полон света,
Собирает здесь круг
Нас – ишимских поэтов.

Есть стихи, в которых персонажи Ершова продолжают жить в современном мире, примерив на себя «одежки» XXI века. У Веры Кузнецовой «Современный Иван-дурак»:

Обгоняя машины лихие,
По Ишиму скакал Горбунок.
Вспоминал времена золотые,
А сегодня, увы, занемог.
Облетело перо золотое,
Да Иван стал дурак-дураком:
За благое народное дело
Уж не хочет идти босиком.
Подавайте пиджак от «Версаче»,
Да штиблеты крутые – вот так!
Не пахать и не сеять не хочет
Современный ершовский дурак.

Особая роль в поддержании и развитии творческого наследия великого земляка принадлежит культурному центру имени Ершова в Ишиме и его директору Надежде Проскуряковой, музеям в селе Ершово Ишимского района и селе Окунево Бердюжского района. Недавно увидела свет книга Татьяны Савченковой: ее удивительный труд посвящен неизвестным сторонам жизни и творчества Петра Павловича.

Вот так, считая себя «потомками» Ершова, работают литераторы Приишимья в начале XXI века.



Пять новых тепловозов пополнят ж/д депо в Тюмени

14 ноября

Тюмень с утра стоит в 9-балльных пробках

14 ноября