Вторые после Бога
Тюменский врач Михаил Малишевский рассказал о коллегах, студентах и врачебной деятельности
С доктором медицинских наук, деканом лечебного факультета Тюменского государственного медицинского университета (бывшей медакадемии), заведующим кафедрой факультетской терапии и заведующим гастроэндокринологическим отделением ОАО медико-санитарной части «Нефтяник» корреспонденты издания встретились субботним утром непосредственно в больнице. По отделению сновали студенты, Михаил Владимирович только что закончил обход пациентов и был бодр и полон энергии. «Жизнь врачей явно далека от графика пять через два», – подумалось мне.
– Михаил Владимирович, во сколько начинается и заканчивается ваш рабочий день? – начинаю я разговор, перебирая в уме список должностей моего собеседника.
– Начинается в семь утра и заканчивается после десяти вечера каждый день, включая воскресенье. У меня есть свои секреты поддержания бодрости, это, конечно, семья, а еще спорт – занимаюсь большим теннисом.
– Семья спокойно относится к такому графику?
– Не могу сказать, что спокойно, но с пониманием, потому что для каждого из нас важно реализовать себя в профессии. Я получаю огромное удовольствие от того, чем занимаюсь: и от преподавания терапии студентам, и от лечебной работы в отделении. Мы, кафедральный коллектив и врачи стационара, работаем в единой связке над общими целью и задачами.
– Зачастую люди, занимающие руководящие должности в образовании, отказываются от практики. В медицине это тоже происходит?
– Напротив, как раз приветствуется, когда руководители в высшей школе осуществляют еще и клиническую работу. Это повышает авторитет и преподавателя, и учебного заведения. Наш ректор, Ирина Медведева, например, приказом министра здравоохранения назначена главным терапевтом-пульмонологом Уральского федерального округа. Поэтому, когда главный врач МСЧ «Нефтяник» Иван Попов поставил задачу возглавить отделение, я, согласовав этот шаг с Ириной Васильевной, согласился. Очень легко уйти от клинической работы в теорию, и тогда мы начинаем терять главную составляющую в обучении студентов – практическую. Преподавание должно вестись на примере тех людей, которых сегодня лечат, только тогда оно соответствует государственному стандарту.
– Расскажите о ваших научных интересах.
– Они лежат в области кардиологии и пересекаются с нефрологией и эндокринологией. Отрасли кажутся разными лишь на первый взгляд – к нам в отделение часто попадают люди в возрасте, у которых есть и кардиологические проблемы, и нефрологические, часто имеется сахарный диабет, который относится как раз к эндокринологии. Любой пациент – это комплекс патологий.
– Перечень врачебных специальностей разнообразен. Как вы остановились именно на этой?
– Мой выбор профессии обусловлен самой жизнью – я вырос в семье врачей-преподавателей. Когда в 1989 году окончил медицинский вуз, кардиология была на пике популярности. Сегодня развиваются и другие направления. Например, наши студенты могут выбрать КТ-диагностику: с помощью мультиспирального компьютерного томографа человека «нарезают» с шагом по полсантиметра, а затем выстраивают 3Д-изображение, позволяющее увидеть патологию внутренних органов, в том числе на начальных этапах развития заболевания. Очень интересное направление – робот-ассистированные операции: хирург-оператор сидит за компьютером и с помощью джойстиков управляет манипуляторами, установленными в операционной. Операции выполняются с максимальным увеличением, минимальными повреждениями и кровопотерей. Недавно мы выписали пациента, у которого обнаружили рак почки. Образование очень маленькое по размеру. Была проведена успешная операция, а почка сохранена. Консолью хирурга-оператора управлял профессор, доктор медицинских наук Александр Зырянов. Он специально переехал к нам из Екатеринбурга, чтобы проводить роботизированные операции. Сегодня Александр Владимирович помимо практической работы в МСЧ «Нефтяник» и в «Медицинском городе» преподает в мед-университете, возглавляет курс онкологии на кафедре общей хирургии.
– В вопросах финансирования науки происходят серьезные перемены. Михаил Владимирович, как вам видится: будущее за государственными или коммерческими исследованиями?
– Наиболее оптимальный путь – это государственное участие. В советское время огромные деньги тратились на научные исследования, некоторые из них были тупиковыми – и это нормальная ситуация в науке. Сегодня речь идет уже о грантовой политике, которая, впрочем, тоже государственная. Коммерческая наука тоже имеет право на существование, но здесь очень важно, чтобы на результаты исследований не могли повлиять бизнес-структуры, финансирующие данные направления.
– Мы много говорим о зарубежных исследованиях, а чем может гордиться отечественная медицина?
– Наука – финансовоемкий процесс. Для того чтобы сделать какой-то прорыв, нужны очень большие вложения (грустно улыбается). Достижение тюменской медицины – это «Медицинский город». Такой концентрации объектов здравоохранения в одном месте нет нигде в России. Гости из других городов удивляются, как наш губернатор смог это реализовать. Это действительно очень удобно. У нас сейчас лежит пациент, у которого накануне поступления вдруг проявилась острая почечная недостаточность. Созваниваемся с соседней больницей – и человек на гемодиализе. У другого больного инфаркт – звонок, и он уже у кардиохирургов. Нередко отправляем пациентов на консультации в Федеральный центр нейрохирургии, который находится здесь же. На территории «Медицинского города» есть вертолетная площадка, запланировано строительство корпуса медуниверситета. Радиологический центр вообще за гранью фантастики. Вы знаете, что у них коллайдер стоит? Специалисты метят глюкозу радиоактивным изотопом и с ее помощью могут поставить онкологический диагноз на клеточном уровне на самом раннем этапе развития заболевания. Таких радиологических центров по всей стране два или три. Что касается робота «Да Винчи» для операций, который смонтирован и запущен на нашей базе, то таких роботов тоже всего около десяти в России.
Помимо научной и практической работы большое место в жизни и, кажется, в сердце Михаила Малишевского занимает преподавательская деятельность. А потому вполне естественен вопрос о молодежи:
– Часто говорят, что «молодежь не та пошла». Вы согласны с этим?
– Мы всегда анализируем, какие к нам приходят студенты, и должен вам сказать, что с каждым годом они все лучше и лучше. Более целеустремленные, более «заточенные» на профессию. Сегодня самый высокий проходной балл по ЕГЭ – в медицинских вузах страны, а наш университет занимает первое место по среднему баллу ЕГЭ среди вузов области. Это радует, потому что профессия врача очень сложная, требует высокой подготовки и самое главное – умения учиться.
– Читала в других интервью, что вы положительно относитесь к ЕГЭ...
– Это так. Наш опыт показывает: если школьник учился успешно и хорошо сдал ЕГЭ, то он и дальше будет успешно заниматься. Для врача важна не просто сама подготовка, важно желание учиться всю жизнь, потому что профессия предполагает постоянную смену парадигм. Сегодня лечим так, завтра появляется новое видение этой патологии, и мы должны эти новые подходы реализовать на практике.
– Как мотивируете студентов заниматься? Или они сами должны к этому прийти?
– Выстраиваем со студентами партнерские отношения. Мы – партнеры по реализации их интеллектуального потенциала и подготовке профессиональных врачей. Как партнеры оговариваем, что у нас есть обязательства, которые должны выполнять каждый со своей стороны. Я всегда обещаю, что не допущу студента к экзамену, если у него будет хоть один пропуск практических занятий. Это принципиальная позиция. У меня в зачетке не было ни одной четверки, ничто не мешало учиться на отлично, я не понимаю, как можно не подготовиться и не сдать.
Каждое практическое занятие в больнице с четверокурсниками – это изучение отдельного заболевания, и если студент занятие пропустил, он пациента с таким заболеванием «не увидит», останется пробел в знаниях. Когда мы начинаем работать по той или иной теме, всегда говорим, что надо построить «образ» болезни – «образ» гастрита, «образ» бронхиальной астмы, «образ» инфаркта миокарда. Самый главный момент в преподавании тот, когда у студента появляется умение диагностировать. Он слушает лекцию профессора, учит тему дома. Утром на занятии эту тему разбирают, затем идут в палату к больному, проводят осмотр… И вдруг понимают, что у пациента, например, пневмония! Сами логически доходят до врачебного заключения – диагноза. У них глаза загораются! И пробелы в подготовке на предыдущих курсах становятся как никогда очевидны. Студенты, которые хорошо учились, «поднимают» весь материал, который до этого якобы лежал невостребованным, систематизируют его, применяют на практике. Здесь они «зажигаются» и несут этот огонь после окончания вуза через всю жизнь.
– Многие знакомые студенты-медики рассказывают, что заинтересовались врачебной деятельностью благодаря тематическим сериалам. Смот-рите ли вы сериалы и фильмы о врачах?
– Я с удовольствием смотрю сериалы. Иногда с семьей смот-рим «Интернов», там есть забавные моменты. Также обсуждаем их со студентами, чтобы немного отдохнуть. Очень хороший сериал «Доктор Хаус». Фильмы, которые ставятся за рубежом, сделаны очень грамотно. Там великолепные консультанты, я как врач примеряю ситуации на себя, думаю, как бы поступил. Сериал «Скорая помощь» – один из самых популярных в Америке. Почему? Потому что любой пациент хочет надеяться: если с ним вдруг что-то произойдет, ему окажут профессиональную помощь лучшие врачи в мире. Хотелось, чтобы и наши пациенты получали лечение с помощью лучших врачей в мире – выпускников Тюменского медицинского университета.