Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Первопроходцы Тюменского Севера

История большой нефти, изменившей судьбу края

Общество, 00:35, 27 марта 2015,
Слушать новость
Первопроходцы Тюменского Севера. История большой нефти, изменившей судьбу края.

Вся моя трудовая деятельность связана с геологией и так или иначе с именем Фармана Салманова. После окончания Пермского геологоразведочного техникума мы, шестеро выпускников, прибыли в Тюмень. Это было 28 июля 1962 года. Явились в геологическое управление. Нас провели к начальнику управления Юрию Эрвье.

Увидели человека со смуглым лицом, седыми волосами. На груди у него сверкала звезда Героя Социалистического Труда. Юрий Георгиевич был немногословен. Когда он рассказывал о сложностях поисково-разведочных работ, о бытовых трудностях, ни один мускул не дрогнул у него на лице. Сказал: «Люди везде нужны. Выбирайте место работы сами. Желаю удачи!»

Летал в то время в поселок Сургут только двенадцатиместный Ан-2, и то не каждый день. Билеты купить было очень трудно, люди целыми днями стояли в кассе. Только через неделю нам удалось вылететь по маршруту Тюмень – Тобольск – Самарово – Сургут.

Первые шаги в геологии

Рейсовый самолет мягко приземлился на песчаную полосу. После длительной болтанки с удовольствием ступили на сургутскую землю. Еще при подлете увидели, что поселок состоит из двух жилых массивов, больше похожих на острова, соединенные песчаной полосой – дорогой. Между старым Сургутом и Черным мысом находился аэропорт.

Дул холодный северный ветер, в воздухе песок и пыль. Нам подсказали, что ходит автобус, но без всякого расписания, поэтому ждать не стали и отправились на Черный мыс пешком с вещами. Нашли радиостанцию нефтеразведочной экспедиции, где  и расположились на ночлег. Радист Владимир Жданов напоил нас чаем и дал кучу газет. Спать на голых лавках было неудобно, вот мы  и читали всю ночь. Многое узнали про геологов, которые уже открыли два месторождения нефти – Мегионское и Усть-Балыкское.

Черный мыс нам не понравился: улицы завалены дровами, лесом, опилками и мусором. Кругом непролазная грязь, дома тоже какие-то серые, одноэтажные, деревьев нет. Кругом шла стройка. Было воскресенье, и мы решили побывать на причале, посмотреть на Обь. Ее штормило, и веяло холодом. С Черного мыса пешком прошли всю Центральную улицу, перешли «исторический» полуразвалившийся деревянный мост и попали в старый Сургут, где оказалось чисто и уютно. Дома и домики, с резными наличниками на окнах и воротах. Улочки, заросшие травой.

Большинство домов утопало в зелени, много рябины. Несколько зданий – двухэтажные. На улочках полно кур  и гусей, во дворах живность покрупнее, включая коров и лошадей. Здесь же, в старом Сургуте, располагались административные здания, райком, райисполком, военкомат, милиция, типография, столовая-ресторан «Сибирь», аптека, парикмахерская, магазин промышленных товаров, продуктовый (по-хантыйски он назывался «Мыр лавка»), даже нашли дом для приезжих. Договорились о ночлеге, сходили на радиостанцию за вещами по так называемой дороге.

Автобус так  и не видели. Холодной водой мало-мальски отмылись от песка и пыли, поели северный деликатес – муксунов горячего копчения (муксун копченый, муксун свежий, ведро картошки, бутылка водки – все по три рубля). Ночь провели в блаженстве, на чистых простынях.

Горечь рабочей жизни

На следующий день пришли в отдел кадров Сургутской экспедиции, и нас отправили в Усть-Балык. На самоходке, которую грузили несколько дней сборными домами из бруса, цементом и другими стройматериалами, добрались до поселка нефтеразведчиков на высоком берегу Юганской Оби, Усть-Балык, который позже вырос в Нефтеюганск.

Поселок состоял примерно из двух десятков домов, множества балков. Палатки и землянки тоже служили жильем. Медицинский пункт, почта, пекарня, магазин располагались в балках. Нас поселили на брандвахте, служившей одновременно и пристанью. В каждой комнатке без света и тепла двое нар, стол, пара табуреток. Получили спец-одежду и отправились на работу. Я попал в буровую бригаду Бориса Блинова в качестве помощника бурильщика. Из-за отсутствия монтажников бригада своими силами занималась строительством буровой. Сборку вышки выполняли опытные рабочие, а нас, молодых, использовали на подсобных тяжелых работах. Таскали на себе бревна, пилили ручной пилой, разгружали глину, цемент, трубы, рассчитывая только на собственные силы, так как техника была занята на сборке и подъ-еме вышки.

Так продолжалось месяца полтора. Без навыков работать трудно, заедала мошкара, но приходилось терпеть. Выходя из леса, мы порой не узнавали изъеденные и вспухшие лица друг друга. По утрам нас увозили на буровую, вечером возвращались в поселок. Транспортом служила списанная военная техника АТС, АТЛ, АТТ  и ГТТ, ГАЗ-47. Эта же техника использовалась при доставке материалов, оборудования и т.д. После дождя так называемая дорога превращалась в сплошное месиво. Техника, вся гусеничная, еще больше месила грязь. По поселку без болотных сапог передвигаться невозможно.

На буровой стоял всего один балок, в котором переодевались, обедали, прятались от проливного дождя, сушились. Пища была походной: тушенка с хлебом, чай сдабривали сгущенным молоком. В сентябре начались дожди, а одежду сушить негде. Утром вылезаешь из спального мешка и надеваешь влажную одежду. Одно спасение – костер, у которого согревались и сушились. Воскресные дни ждали с нетерпением, можно было хорошо пообедать в столовой палатке. Столовская пища казалась лучше ресторанной. Еще  и рыбачили на удочку прямо у брандвахты, варили уху  в  ведре – все разнообразие. Когда учились в техникуме, не представляли, что будущая рабочая жизнь окажется столь горькой. Работа, короткий отдых и опять работа, а впереди новые испытания.

Сколько злости тогда было на всех! На скважину-первооткрывательницу Р-62 Усть-Балыкского месторождения со всех концов страны гости едут. Мастер по испытанию Нажмеддин Жумажанов открывает каждый раз задвижку, показывает, как из недр земных нефть хлещет. Все огромное озеро загадили из-за этой показухи. Приезжали Косыгин с Байбаковым, ну  и корреспондентов с фотоаппаратами и ручками не счесть.

Испытание зимой

Жить на брандвахте в октябре стало невыносимо, и мы потребовали переселить нас  в балок. Выделили нам его. Главное, там была печка! В ноябре монтаж буровой закончили, и мы стали оснащать станок технологическим оборудованием. Не забуду, как первый раз  в жизни поднялся на кронблок (самый верх вышки) и оглядел окрестности. Кажется, что паришь как птица, вышка качается, а кругом такая красота! Работать стали по вахтам, по графику и выходные были. Стало интереснее, хотя цемента и глины предстояло помесить еще немало. Нас называли нефтеразведчиками, чем мы, конечно, гордились.

Зима выдалась холодной, морозы опускались до минус 56 градусов. Теплых вещей купить было негде. Мерзли на буровой и еще больше в поселке. После вахты часами занимаешься печкой, поспать не всегда получается. В балке сырость и иней, под матрацем лед. Да еще нужно дежурить, ждать, когда привезут воду и дрова. Медленно, без актированных дней, бурили скважину. Какую гордость испытывал, когда пробурил первые метры! Новый 1963 год встречали с друзьями в землянке 3 января, когда выпали выходные. Первый раз  в жизни выпили по стакану напитка, приготовленного из спирта, за нефтеразведчиков. Пели песни о геологах, и елка была!

Новая ступень развития

С приходом весны вздохнули полегче. Бурить стали с ускорением. Строители сдали столовую, пекарню, баню, почту, медицинский пункт. Строились жилые дома, общежитие, детский сад  и школа, больница. В  апреле 1963 года забурили скважину Р-80 рядом с поселком. Пришли как-то на вахту ночью. Удивились, такая тишина на буровой. Авария! Вахта отправилась в поселок на отдых и заодно сообщила мастеру о случившемся. Борис Михайлович примчался быстро и распорядился: мне идти отдыхать, а утром заступать на смену бурильщиком. Я высказал сомнения: справлюсь ли? «Больше некому, поможем», – услышал в ответ.

Ночью не сомкнул глаз. Утром заступил на вахту в качестве бурильщика, хотя прекрасно понимал, что бурильщик я никакой. Аварию бригада ликвидировала быстро. Стою на «капитанском мостике», в руках тормозной рычаг. Трудно описать радость и волнение: твое долото вгрызается в породу и метр за метром уходит все глубже. Не буду скрывать – коленки тряслись, руки дрожали, сердце учащенно билось. Потом на доске показателей рядом с фамилиями знатных бурильщиков появилась и моя. Конечно, многого не знал, спрашивал у мастера, бурильщиков, рабочих. Благодарен своим первым учителям. Читал техническую литературу. Хотя, считаю, недра нужно чувствовать, должна быть особая интуиция. Далеко не сразу бурение стало моим «коньком».

На скважине Р-80 из нескольких пластов подняли нефтенасыщенный песчаник (керн). Геологи постоянно находились на буровой. Приходил и Фарман Курбанович, разговаривал со мной, когда керн поднимали, довольно улыбался. А ровно через год, 26 мая 1964 года, буксир «Капитан» потащил с Усть-Балыкского месторождения первую наливную баржу в Омск. Это было начало большой нефти, изменившей судьбу края.

ДОСЬЕ
Владимир Сергеевич СОЛОВЬЕВ,
полный кавалер ордена «Трудовая слава», лауреат Государственной премии СССР.

■ Награжден знаком «Трудовая доблесть России».

■ С 1969 по 1998 год руководил комсомольско-молодежной бригадой, лучшей в Главтюменьгеологии и многие годы первой в Министерстве геологии СССР.

■ В ХМАО – Югре бригада открыла 16 месторождений нефти.

■ В ЯНАО в 1973 году бригада открыла Холмогорское месторождение, пробурила первую скважину, испытала и получила фонтан.

■ Бригада поставила рекорд по Мингео СССР, пробурив 900 000 метров поисковых и разведочных скважин.

■ Бригада была участником ВДНХ, постоянно завоевывала знамена, вымпелы, дипломы, грамоты, многократно занесена на Доску почета города, области, министерства.

■ Члены бригады – золотой фонд геологии: 28 рабочих награждены орденами и медалями СССР, два человека получили бесплатно от ВДНХ автомобили, трое получили грамоты ЦК КПСС, 10 человек стали лауреатами премии Министерства геологии СССР.

Вся моя трудовая деятельность связана с геологией и так или иначе с именем Фармана Салманова. После окончания Пермского геологоразведочного техникума мы, шестеро выпускников, прибыли в Тюмень. Это было 28 июля 1962 года. Явились в геологическое управление. Нас провели к начальнику управления Юрию Эрвье.

Увидели человека со смуглым лицом, седыми волосами. На груди у него сверкала звезда Героя Социалистического Труда. Юрий Георгиевич был немногословен. Когда он рассказывал о сложностях поисково-разведочных работ, о бытовых трудностях, ни один мускул не дрогнул у него на лице. Сказал: «Люди везде нужны. Выбирайте место работы сами. Желаю удачи!»

Летал в то время в поселок Сургут только двенадцатиместный Ан-2, и то не каждый день. Билеты купить было очень трудно, люди целыми днями стояли в кассе. Только через неделю нам удалось вылететь по маршруту Тюмень – Тобольск – Самарово – Сургут.

Первые шаги в геологии

Рейсовый самолет мягко приземлился на песчаную полосу. После длительной болтанки с удовольствием ступили на сургутскую землю. Еще при подлете увидели, что поселок состоит из двух жилых массивов, больше похожих на острова, соединенные песчаной полосой – дорогой. Между старым Сургутом и Черным мысом находился аэропорт.

Дул холодный северный ветер, в воздухе песок и пыль. Нам подсказали, что ходит автобус, но без всякого расписания, поэтому ждать не стали и отправились на Черный мыс пешком с вещами. Нашли радиостанцию нефтеразведочной экспедиции, где  и расположились на ночлег. Радист Владимир Жданов напоил нас чаем и дал кучу газет. Спать на голых лавках было неудобно, вот мы  и читали всю ночь. Многое узнали про геологов, которые уже открыли два месторождения нефти – Мегионское и Усть-Балыкское.

Черный мыс нам не понравился: улицы завалены дровами, лесом, опилками и мусором. Кругом непролазная грязь, дома тоже какие-то серые, одноэтажные, деревьев нет. Кругом шла стройка. Было воскресенье, и мы решили побывать на причале, посмотреть на Обь. Ее штормило, и веяло холодом. С Черного мыса пешком прошли всю Центральную улицу, перешли «исторический» полуразвалившийся деревянный мост и попали в старый Сургут, где оказалось чисто и уютно. Дома и домики, с резными наличниками на окнах и воротах. Улочки, заросшие травой.

Большинство домов утопало в зелени, много рябины. Несколько зданий – двухэтажные. На улочках полно кур  и гусей, во дворах живность покрупнее, включая коров и лошадей. Здесь же, в старом Сургуте, располагались административные здания, райком, райисполком, военкомат, милиция, типография, столовая-ресторан «Сибирь», аптека, парикмахерская, магазин промышленных товаров, продуктовый (по-хантыйски он назывался «Мыр лавка»), даже нашли дом для приезжих. Договорились о ночлеге, сходили на радиостанцию за вещами по так называемой дороге.

Автобус так  и не видели. Холодной водой мало-мальски отмылись от песка и пыли, поели северный деликатес – муксунов горячего копчения (муксун копченый, муксун свежий, ведро картошки, бутылка водки – все по три рубля). Ночь провели в блаженстве, на чистых простынях.

Горечь рабочей жизни

На следующий день пришли в отдел кадров Сургутской экспедиции, и нас отправили в Усть-Балык. На самоходке, которую грузили несколько дней сборными домами из бруса, цементом и другими стройматериалами, добрались до поселка нефтеразведчиков на высоком берегу Юганской Оби, Усть-Балык, который позже вырос в Нефтеюганск.

Поселок состоял примерно из двух десятков домов, множества балков. Палатки и землянки тоже служили жильем. Медицинский пункт, почта, пекарня, магазин располагались в балках. Нас поселили на брандвахте, служившей одновременно и пристанью. В каждой комнатке без света и тепла двое нар, стол, пара табуреток. Получили спец-одежду и отправились на работу. Я попал в буровую бригаду Бориса Блинова в качестве помощника бурильщика. Из-за отсутствия монтажников бригада своими силами занималась строительством буровой. Сборку вышки выполняли опытные рабочие, а нас, молодых, использовали на подсобных тяжелых работах. Таскали на себе бревна, пилили ручной пилой, разгружали глину, цемент, трубы, рассчитывая только на собственные силы, так как техника была занята на сборке и подъ-еме вышки.

Так продолжалось месяца полтора. Без навыков работать трудно, заедала мошкара, но приходилось терпеть. Выходя из леса, мы порой не узнавали изъеденные и вспухшие лица друг друга. По утрам нас увозили на буровую, вечером возвращались в поселок. Транспортом служила списанная военная техника АТС, АТЛ, АТТ  и ГТТ, ГАЗ-47. Эта же техника использовалась при доставке материалов, оборудования и т.д. После дождя так называемая дорога превращалась в сплошное месиво. Техника, вся гусеничная, еще больше месила грязь. По поселку без болотных сапог передвигаться невозможно.

На буровой стоял всего один балок, в котором переодевались, обедали, прятались от проливного дождя, сушились. Пища была походной: тушенка с хлебом, чай сдабривали сгущенным молоком. В сентябре начались дожди, а одежду сушить негде. Утром вылезаешь из спального мешка и надеваешь влажную одежду. Одно спасение – костер, у которого согревались и сушились. Воскресные дни ждали с нетерпением, можно было хорошо пообедать в столовой палатке. Столовская пища казалась лучше ресторанной. Еще  и рыбачили на удочку прямо у брандвахты, варили уху  в  ведре – все разнообразие. Когда учились в техникуме, не представляли, что будущая рабочая жизнь окажется столь горькой. Работа, короткий отдых и опять работа, а впереди новые испытания.

Сколько злости тогда было на всех! На скважину-первооткрывательницу Р-62 Усть-Балыкского месторождения со всех концов страны гости едут. Мастер по испытанию Нажмеддин Жумажанов открывает каждый раз задвижку, показывает, как из недр земных нефть хлещет. Все огромное озеро загадили из-за этой показухи. Приезжали Косыгин с Байбаковым, ну  и корреспондентов с фотоаппаратами и ручками не счесть.

Испытание зимой

Жить на брандвахте в октябре стало невыносимо, и мы потребовали переселить нас  в балок. Выделили нам его. Главное, там была печка! В ноябре монтаж буровой закончили, и мы стали оснащать станок технологическим оборудованием. Не забуду, как первый раз  в жизни поднялся на кронблок (самый верх вышки) и оглядел окрестности. Кажется, что паришь как птица, вышка качается, а кругом такая красота! Работать стали по вахтам, по графику и выходные были. Стало интереснее, хотя цемента и глины предстояло помесить еще немало. Нас называли нефтеразведчиками, чем мы, конечно, гордились.

Зима выдалась холодной, морозы опускались до минус 56 градусов. Теплых вещей купить было негде. Мерзли на буровой и еще больше в поселке. После вахты часами занимаешься печкой, поспать не всегда получается. В балке сырость и иней, под матрацем лед. Да еще нужно дежурить, ждать, когда привезут воду и дрова. Медленно, без актированных дней, бурили скважину. Какую гордость испытывал, когда пробурил первые метры! Новый 1963 год встречали с друзьями в землянке 3 января, когда выпали выходные. Первый раз  в жизни выпили по стакану напитка, приготовленного из спирта, за нефтеразведчиков. Пели песни о геологах, и елка была!

Новая ступень развития

С приходом весны вздохнули полегче. Бурить стали с ускорением. Строители сдали столовую, пекарню, баню, почту, медицинский пункт. Строились жилые дома, общежитие, детский сад  и школа, больница. В  апреле 1963 года забурили скважину Р-80 рядом с поселком. Пришли как-то на вахту ночью. Удивились, такая тишина на буровой. Авария! Вахта отправилась в поселок на отдых и заодно сообщила мастеру о случившемся. Борис Михайлович примчался быстро и распорядился: мне идти отдыхать, а утром заступать на смену бурильщиком. Я высказал сомнения: справлюсь ли? «Больше некому, поможем», – услышал в ответ.

Ночью не сомкнул глаз. Утром заступил на вахту в качестве бурильщика, хотя прекрасно понимал, что бурильщик я никакой. Аварию бригада ликвидировала быстро. Стою на «капитанском мостике», в руках тормозной рычаг. Трудно описать радость и волнение: твое долото вгрызается в породу и метр за метром уходит все глубже. Не буду скрывать – коленки тряслись, руки дрожали, сердце учащенно билось. Потом на доске показателей рядом с фамилиями знатных бурильщиков появилась и моя. Конечно, многого не знал, спрашивал у мастера, бурильщиков, рабочих. Благодарен своим первым учителям. Читал техническую литературу. Хотя, считаю, недра нужно чувствовать, должна быть особая интуиция. Далеко не сразу бурение стало моим «коньком».

На скважине Р-80 из нескольких пластов подняли нефтенасыщенный песчаник (керн). Геологи постоянно находились на буровой. Приходил и Фарман Курбанович, разговаривал со мной, когда керн поднимали, довольно улыбался. А ровно через год, 26 мая 1964 года, буксир «Капитан» потащил с Усть-Балыкского месторождения первую наливную баржу в Омск. Это было начало большой нефти, изменившей судьбу края.

ДОСЬЕ
Владимир Сергеевич СОЛОВЬЕВ,
полный кавалер ордена «Трудовая слава», лауреат Государственной премии СССР.

■ Награжден знаком «Трудовая доблесть России».

■ С 1969 по 1998 год руководил комсомольско-молодежной бригадой, лучшей в Главтюменьгеологии и многие годы первой в Министерстве геологии СССР.

■ В ХМАО – Югре бригада открыла 16 месторождений нефти.

■ В ЯНАО в 1973 году бригада открыла Холмогорское месторождение, пробурила первую скважину, испытала и получила фонтан.

■ Бригада поставила рекорд по Мингео СССР, пробурив 900 000 метров поисковых и разведочных скважин.

■ Бригада была участником ВДНХ, постоянно завоевывала знамена, вымпелы, дипломы, грамоты, многократно занесена на Доску почета города, области, министерства.

■ Члены бригады – золотой фонд геологии: 28 рабочих награждены орденами и медалями СССР, два человека получили бесплатно от ВДНХ автомобили, трое получили грамоты ЦК КПСС, 10 человек стали лауреатами премии Министерства геологии СССР.



Мифический народ тобольского костореза отмечен специальным призом на московской Международной выставке

05 мая

Из-за пьяных водителей в Тюменской области погибли 4 человека и 55 получили травмы

05 мая