«Моей душе покоя нет...»
Сорок лет жизни Зинаида Береговая отдала одной сцене – кукольной
Зинаиду Береговую, которой в ушедшем году исполнилось 60 лет, знают не только на сцене Тюменского театра кукол, но и на улицах областного центра.
Ничего удивительного! В «куколках» она долгожитель – на спектаклях с участием Зинаиды Николаевны за четыре десятилетия выросло несколько поколений местных ребятишек. В постановках современных у нее тоже немало работы. Например, во «Временах года» актриса занимается сразу шестью куклами. Кроме того, героиня нынешней театральной недели в честь Дня кукольника честно ведет (ни капли не играя) роль заведующей труппой. Все успевает и как прежде, во времена студенчества в Саратовском театральном училище, напевает: «Актеры идут по свету, актерам немного надо: была бы коробка грима да рампы горящий свет...»
Справка
- Зинаида Береговая первый лауреат премии Тюменского театра кукол «Золотой ключик» в 1996 году. В 2003 году повторила этот успех! - В 2000 году награждена знаком «За достижения в культуре» Министерства культуры РФ. От ассоциации театров Сибири «Товарищество» награждена дипломом «За служение театру». - В марте 2003 года получила Почетную грамоту Союза театральных деятелей Российской Федерации за многолетнее и верное служение театру. Звание «Заслуженная артистка РФ» к ней пришло в 2005 году.
– Зинаида Николаевна, откуда вы?..
– Родилась я в селе Ольгинском в Северной Осетии, недалеко от Беслана. Жила там недолго – месяца два, наверное. Потом родители увезли меня к бабушке на Украину, а сами поехали в Казахстан поднимать целину, строить медеплавильный завод, взяв только четырех старших дочерей.
– У вас интересная внешность! А по крови вы кто, кем себя чувствуете?
– В своей семье не похожа ни на кого... Возможно, пошла в породу деда – маминого отца. Мало что о нем знаю: говорят, его звали Кыргыз, он был степным, достаточно обеспеченным человеком. Как-то соблазнил молоденькую немку – так на свет появилась моя мама. Воспитывали ее другие люди – бездетная семья немцев, у которых, правда, потом народились свои ребятишки.
– Береговая – это настоящая фамилия или псевдоним?
– Это от мамы, но придуманное... Немцы, которые удочерили маму, носили фамилию Берг. Как-то они решили уехать на Украину, чтобы пережить голод. Но там было еще тяжелее. Собрались обратно, а маму отдали в детский дом. При оформлении в казенное учреждение Лину Берг записали Еленой Береговой – на русскую она походила больше.
– Помню, вы рассказывали про самодельную собачку, которая уже в детстве «намекала» на кукольный театр!
– Никодим здравствует до сих пор – сейчас сидит в гримерной, ждет меня. Эту собачку мне шила бабушка Маша на пятый день рождения. Интересно получается в жизни... Эта женщина, Мария Игнатьевна Герасимова, взяла Лену Береговую из детдома и стала для нее настоящей мамой, затем воспитала меня. Когда я узнала, что она неродная бабушка, очень удивилась: ближе на свете человека для меня не существовало! В той украинской деревне – Малой Кривинке Первомайского района – ее любили все жители и ласково называли Игнашей.
– Когда вы впервые попали в театр кукол в качестве зрителя?
– Когда мне исполнилось семь лет, родители забрали меня к себе в Казахстан. Там, в Джезказгане, я пошла в школу. Когда перешла во второй класс, в городок приехал театр кукол – показывали спектакль про войну. Нас собрали в школьном спортзале, поставили ширму, было тесно и душно... Но это событие поразило меня в самое сердце: когда все закончилось, дети разбежались, а я осталась сидеть. До сих пор помню фразу оттуда: «Заруби себе на носу, что немец любит колбасу».
– А желание учиться на кукольника когда появилось?
– Всю школьную жизнь я посещала разные кружки. Обязательно надо сказать, что в Джезказгане раньше жили ссыльные. В женской тюрьме там сидели и Лидия Русланова, и Татьяна Окуневская. В этом же городке родился Олег Янковский. Мы не знали друг друга лично, но я слышала, что есть такой парень Олежка, который уехал в Саратов и поступил в театральное училище. Когда он приезжал на малую родину, всегда приходил во Дворец культуры, где мы занимались. Как-то привез документы, необходимые для поступления – и я стала готовиться в театральный. Приехала в Саратов. Решила пойти на драму, но меня круто развернули: «Девочка, ты давай или в ТЮЗ, или в театр кукол. Нам такие маленькие не нужны». Что ж делать? Выбрала кукольное отделение. Мой руководитель поддержал: «Драматические актрисы недолго играют своих героинь – быстро старятся. А ты всю
жизнь можешь выходить Аленушкой!».
– После окончания училища сами выбрали Тюмень или кто-то сюда поманил?
– Когда заканчивала обучение, мама с сестрой Раисой решили, что я перееду к ним в Одессу – они уже там жили. В Одессе меня ждали и даже обещали место в общежитии. Но все мои друзья по училищу собрались в Томск. Думаю, зачем отрываться от коллектива?! Но вдруг пришло письмо от томского режиссера: берут только троих, а меня и Галочку Чернышову временно пристроят в Тюменский театр кукол.
– Впечатления от незнакомого города Тюмени?
– Конец марта 1975 года, поздний вечер, темень... Напротив театра – деревянные строения из почерневшего дерева. Как мне не понравилась эта чернота! Ведь и на Украине, и даже в Казахстане дома белили. В деревнях вместо дорог – такая каша, что не пройти, не проехать. Когда впервые попала на Тюменский Север, поняла, что означает фраза «На морозе глаза мерзнут».
– Первый приход в наш театр кукол... Расскажите эту историю.
– Мы пришли с Галочкой в театр, а в театре пусто – вся труппа уехала на гастроли в Барнаул. Ходили сюда девять дней и все ждали-придумывали, как нас встретят, какие роли дадут. Встретили по-разному... Если бы не было таких людей, как Зоя Алексеевна Мироханова-Миловидова, Нина Николаевна Орлова, Александр Васильевич Глебов, пришлось тяжко. Наступало время, когда хотелось все бросить и уехать – меня звали в разные театры. Но то любовь нагрянет, то в спектакль введут, который жалко оставлять. Теперь понимаю, что уйти мне не давал сам Тюменский театр кукол.
– Любимый уголок в театре?
– На втором этаже, где зимний сад. Там много света и всегда тепло!
– А место у Щелкунчика, который охраняет вход в театр? О чем вы шепчетесь по утрам?
– Здороваюсь, смотрю, не оторвали ли ему что-нибудь хулиганы.
– Самые дорогие роли?
– Все роли должны быть дорогими! Но особенно трепетно отношусь к Золушке в одноименном спектакле и цветочнице Шутхе из постановки «Посланец магараджи». Это старые работы, с которыми я росла как актриса. Из современных люблю «Снежную королеву», где играю бабушку и лапландку.
– Есть ли такая роль, о которой мечтали, но которая пока к вам не пришла?
– Когда была моложе, мечтала сыграть Алису, попавшую в Страну чудес. В живом плане сейчас бы сыграла Фелицату в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» по Островскому.
– Сейчас вам интереснее выходить с куклой или в живом плане?
– Мне нравится выходить с планшетной куклой. Увы, технология изготовления кукол изменилась не в лучшую сторону. Сейчас нет таких мастеров, как раньше! А прежде, между прочим, в театрах трудились скульпторы...
– Помимо театра, что еще увлекает Зинаиду Береговую?
– Любимая собака Умка, с которой надо гулять четыре раза в день. Она пушистая, забавная и очень непослушная. Другая моя профессия – читатель. Читаю всегда и везде. Мой день начинается и заканчивается книгой. Сейчас увлечена произведением «Тот век Серебряный, те женщины стальные» Бориса Носика.
– Как вы относитесь к своим многочисленным наградам?
– Сто тысяч раз прав Борис Пастернак: «Быть знаменитым некрасиво, не это поднимает ввысь...» Недавно пригласили в архив. Говорят, давайте соберем материалы, заполните, пожалуйста, анкеты... Отказалась – нет, это не для меня.
– Вы счастливый человек?
– Да, бывают моменты, когда я понимаю, что счастлива, что именно сейчас мне особенно хорошо!