Особая передовая – тюменские поля и фермы
Сибирские колхозы и совхозы были главными поставщиками сельхозпродукции на фронт
Ветеранам сельского хозяйства 1941–1945 годов посвящается очередной выпуск редакционного проекта «Народная память». Вспоминаю, как в студенческие годы мне встретились поэтические строки, где были такие слова: «Земля на поле боя соленая от крови». Соленая она была и в тылу – от трудового пота. Своя передовая – по сибирским полям и фермам. В военное лихолетье колхозы и совхозы стали главным поставщиком на фронт сельскохозяйственной продукции.
В военное лихолетье сибирские колхозы и совхозы стали главным поставщиком на фронт сельскохозяйственной продукции. Места мобилизованных мужчин на полях и фермах занимали женщины, подростки и старики. Начиная с 1941 года с территории будущей Тюменской области (а это преимущественно были сельскохозяйственные районы) постоянно шли эшелоны не только с боевой техникой, изготовленной на эвакуированных заводах, но и с зерном, рыбой, мясной и молочной продукцией, подарками для защитников – полушубками, валенками, телогрейками, ушанками и другими вещами, собранными селянами.
С первыми сообщениями о начале войны от селян стали поступать заявления с просьбой зачислить в ряды действующей армии. Прежде всего уходили мужчины, рожденные в 1919–1922 годах. Отправляя сына Степана на фронт, Николай Завьялов из колхоза «Красный путь» Вагайского района, участник гражданской войны, хлебнувший лиха в германском плену в Первую мировую, говорил: «Иди, сынок, защищай страну, мирный труд, зорко следи за врагом».
В хозяйствах в срочном порядке проводили собрания. Места мобилизованных и добровольцев занимали женщины, подростки и пожилые люди.
Выписка из заседания Тобольского районного актива от 11 июля 1941 года:
«Немедленно перестроить всю работу на военный лад. Бороться за выполнение и перевыполнение заказов фронта, повысить производительность труда, овладеть военной профессией».
Из воспоминаний Александры Александровны Герасевой, с. Викулово:
«После войны к нам на уроки часто приходил старый колхозник, помню его фамилию – Пинигин. Он рассказывал, что в годы войны за ним, шестидесятилетним стариком, в колхозе было закреплено пять лошадей и несколько подростков-помощников. Бригада занималась различными сельскохозяйственными работами. На уборочной за два дня шестнадцатилетний Иван Чернов и одиннадцатилетний Дима Потрахин с полей вывезли 90 центнеров зерна, то есть выполнили две нормы. Тринадцати-четырнадцатилетние пахари Гоша Плешков и Петя Половиков также перевыполняли норму в полтора раза, а пятнадцатилетние Вера и Маша Калинины в два раза».
Из воспоминаний Варвары Петровны Плотниковой, с. Коркино, Упоровский район:
«Когда началась война, мне исполнилось пятнадцать лет. Днем мы сеяли хлебушек, косили, метали сено, заготавливали дрова, доили коров. Землю под картофель, 100 соток норма, копали вручную. За это нам давали дополнительный кусочек хлеба. А вечером надо было управиться с личным хозяйством – не жить же голодными, да и на фронт надо отправить». Тринадцатилетняя Сачита Апшанова из Бизинского совхоза Тобольского района в уборочную страду ежедневно вязала по 650 снопов. Столько может навязать не каждая взрослая женщина. В хозяйствах были организованы детские отряды по сбору колосков. В 1941 году в нашем районе 573 таких отряда собрали 32 тысячи пудов чистого зерна».
Кадры на село!
29 июня 1941 года депутат Верховного Совета СССР А. Кирюшина, бригадир тракторной бригады Тюкалинской МТС, через газету «Правда» обратилась ко всем женщинам с призывом: «Ни одно рабочее место за рулем трактора, автомашины или комбайна не должно пустовать. Наши машины не должны стоять ни одной минуты!»
На место мужчин, ушедших с оружием в руках защищать Родину, у штурвала комбайнов, у руля тракторов, у токарных станков мастерских МТС становились женщины и подростки.
В августе 1941 года в МТС Упоровского района комсомольцы организовали курсы механизаторов, на которых в основном обучались девушки, а в Вагайском районе к этому времени уже сели за руль транспортных средств первые выпускники – А. Ушакова, А. Шишкина, М. Бакланова. К весеннему севу 1942 года сто молодых женщин овладели техникой вождения сложных машин. Лидером был Ишимский район, за год подготовивший 600 специалистов.
Повсеместно развернулось движение «Больше хлеба фронту!». На каждого жителя сельской местности резко выросла нагрузка. Пахари Таип Рафиков, Вахит Тимербулатов и Вали Валитов из Вагайского района ежедневно перевыполняли дневное задание на 100 и более процентов. В колхозе «Красная звезда» С. Зулохиджина и Г. Файзулина на сенокосе дневные нормы выполняли почти на 200 процентов.
В Ямало-Ненецком национальном округе агрономическую учебу прошло более 200 человек. Программу составили таким образом, чтобы научить селян в условиях Крайнего Севера выращивать для фронта высокие урожаи зерновых. Для нужд сельского хозяйства в Ханты-Мансийском национальном округе за годы войны было подготовлено более тысячи человек.
Стоит отметить, что в период Великой Отечественной войны три средних сельскохозяйственных учебных заведения ежегодно выпускали 100 агрономов, зоотехников и веттехников. Кроме того, работали три школы по подготовке механизаторов. В районах проводились обучающие семинары полеводов, животноводов и заведующих семеноводческими участками.
Благодаря этому проблема дефицита специалистов на селе была успешно решена.
Везде поспеть
Из фронтовых и прифронтовых районов в Тюменский регион стали прибывать эвакуированные. Так, в Вагайский район приехали жители Орловской области. С первых же дней многие из них, не успев обжиться, приступили к работе. В частности, Александр Кузяков за три дня отремонтировал девять телег.
«Везде надо поспевать, время нынче военное», – говорил Евдоким Киселев, знатный охотник из колхоза им. Кирова Птицкого сельского совета Вагайского района. Годовой план по добыче пушного зверя он выполнил за десять дней. Его трофеи – волк, лисы и горностаи.
Первым серьезным экзаменом для тружеников сельского хозяйства стала уборка урожая 1941 года. Жатва хлебов проходила в сложных условиях: весна выдалась запоздалая и холодная, а осень дождливая. На уборку урожая вышло все трудоспособное население деревень, привлекались и жители городов. Вместе со взрослыми самозабвенно трудились подростки.
Работать за двоих-троих становилось нормой. Так, звеньевой колхоза «Пятилетка» Вагайского района Коркин собирал не менее 100 пудов зерновых с гектара. Его землячка, трактористка Мария Плесовских, вырабатывала на своем тракторе по 2–3 нормы. В 1943 году она вспахала 512 га пашни, или 240 процентов к заданию. И таких примеров не счесть. Работа по-фронтовому только в 1943 году в Тобольском районе позволила сдать государству больше хлеба, чем в предыдущем, на 55 тысяч пудов. Кроме того, район сдал 14 тысяч пудов мяса.
С начала лесозаготовительного сезона комсомолка Пелагея Кузякова из колхоза «Искра» стала работать на разделке леса на Аксурском лесопункте. Она быстро освоила мужскую профессию и ежедневно перевыполняла норму более чем на тридцать процентов. Дирекция лесопункта наградила девушку денежной премией и двумя метрами шелка.
Поддержать почин
Патриотический подъем на селе рождал разные формы соревнования. Широкое распространение получили фронтовые декадники. По инициативе передовых хозяйств с 1 по 10 сентября 1942 года был объявлен фронтовой декадник по завершению косовицы и скирдования хлебов. В эти дни отличились многие колхозы и МТС. Среди лидеров – Ивлевская машинно-тракторная станция. Она выполнила план сельхозработ на 102,6 процента и сэкономила горючего на 17 500 рублей.
«Продовольствие и сельскохозяйственное сырье требуются фронту так же, как вооружение и боеприпасы. Нашу дорогую Красную армию надо сытно кормить, одевать, обувать и снабжать всем необходимым. Предлагаем начать соревнование за досрочное выполнение обязательств и плана сельскохозяйственных работ в 1942 году» – такое обращение тружеников села Омской области (куда входил и наш регион) и новосибирцев было опубликовано в центральных газетах.
Тюменские колхозники и рабочие совхозов с большим энтузиазмом подхватили такой почин. Во всероссийское соревнование включились все районы, внутри бригад и ферм также развернулась борьба за первенство. Хорошая слава шла о трактористке Скориной из Опеновской МТС, бригаде тракторного отряда Пахотиной из Плешковской
МТС, комбайнере Гагаринской МТС Щелкуновой и других.
Победителями в этом соревновании стали молодые комбайнеры Ивлевской МТС. Они выполняли по полторы нормы в смену. Лидером являлась Ирина Пуртова – ежедневная норма на 300 и более процентов. По итогам года ЦК ВЛКСМ и Народный Комиссариат земледелия наградили ее ценным подарком и знаком «Отличный тракторист». Стоит отметить, что соревнования трактористов и женских тракторных бригад продолжались до конца войны.
Весной 1944 года широко известна стала Орловская МТС Армизонского района, которая проводила социалистическое соревнование под лозунгом «Сражаться за хлеб, как воины сражаются за победу над врагом!» Особенно отличилась молодежь, составлявшая 90 процентов от общей численности МТС. По итогам года коллектив Орловской МТС завоевал два переходящих Красных знамени: Наркомата земледелия СССР, обкома ВКП(б) и облисполкома.
Шефы из города
Расширялся фронт шефской помощи предприятий Тюмени. К 1944 году горожане помогали МТС Тюменского, Новозаимского, Юргинского, Аромашевского и других районов, всего семнадцати. В том же году на ремонт тракторов откомандировали 69 высококвалифицированных рабочих. Вместе с ними на места отправили запасные части и инструмент на сумму 57 тысяч рублей. Кроме того, была выделена часть оборудования для мастерских МТС, а также выполнены заказы по изготовлению деталей для сельскохозяйственных машин.
За 1944 год промышленные предприятия Тюмени, Ишима, Тобольска и других городов в порядке шефской помощи изготовили запасных частей для сельхозмашин на один миллион рублей.
В горячую пору посевной и уборочной кампаний из городов направлялись большие группы людей. Осенью 1943 и 1944 годов на поля вышли более восьми тысяч человек.
Из письма Агрипины Бельской, с. Черное, Вагайский район:
«В районной газете в списке награжденных правительственными наградами нашла имя своего мужа Ивана Бельского. Он награжден медалью «За отвагу». По этому поводу испытываю огромную радость и горжусь супругом. Обещаю еще больше помогать фронту своим ударным трудом и заработанными средствами. Коллектив Ашлыкского льнозавода, где я работаю, производственный план первого квартала 1943 года выполнил на 132 процента. Стахановцами производства стали Николай Турбин, Пелагея Матаева, Анисья Охалина, Мария Юлдашева, Крестинья Хмельнина и другие».
На общественных началах
Осенью 1942 года по всей стране началось всенародное патриотическое движение за сбор средств на нужды Красной армии. Самое активное участие в нем приняла сельская молодежь. Юноши и девушки Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского национальных округов в свободное от работы время выловили более 22 тысяч пудов рыбы.
В районах организовались коллективы «красных прях» и «красных посиделок». Комсомольцы Ярковского района на таких вечерках связали сотни рукавиц, носков, собрали большое количество валенок, теплых брюк и шапок для партизан Смоленщины.
«Красные обозы» в нерабочее время помогали транспортировать зерно с полей и токов. 27 декабря 1942 года сельские ребята из Ялуторовского района с красными флагами и патриотическими песнями вывезли три «красных обоза», а это полторы тысячи пудов хлеба. Комсомольцы колхоза «Строительство социализма» Кугаевского сельсовета Тобольского района «красным обозом» из 106 подвод доставили более двух тысяч пудов зерна.
В 1944 году в период уборки в колхозах области работало уже 739 «красных обозов».
Подарки защитникам
«В первых числах ноября 1941 года наступило похолодание. Выпал снег. На фронтовые, армейские склады в большом количестве поступили полушубки, валенки, теплое белье, телогрейки, ушанки. В середине ноября наши бойцы были тепло одеты и чувствовали себя куда лучше, чем солдаты германской армии…» – это строки из воспоминаний маршала Советского Союза Георгия Жукова. В этом немалая заслуга тружеников села.
Начиная с 1941 года на фронт с Тюменской земли постоянно шли эшелоны не только с боевой техникой, обмундированием, сельхозпродукцией, но и подарками для защитников. Среди них были вещи, собранные селянами.
В Вагайском районе первыми подарки собрали учителя местной школы: Дмитрий Булатников принес ватную фуфайку, Василий Мухачев – два килограмма шерсти на валенки, овчины на полушубок, теплые чулки и перчатки. Жители колхоза «Тобольская правда» в основном посылали деньги. Лидером по сбору подарков красноармейцам стал Ушаковский сельский совет.
К новогоднему столу труженики колхоза «Первая пятилетка» Первовагайского сельского совета отправили бойцам ящик сливочного масла. Коллектив работников Вагайской столовой заботливо собрал посылку, куда были вложены три полотенца, двадцать носовых платков, четыре флакона одеколона и духов, более семидесяти пачек табака, пять коробок печенья, а также много конвертов, тетрадей, приборов для бритья. Работники райпищеторга отправили бойцам более шестидесяти килограммов варенья. Колхозники «Красного Октября» Птицкого сельского совета напекли более двенадцати килограммов домашнего печенья и вместе с теплыми вещами переслали на фронт к любимому празднику сибиряков.
Стоит отметить, что посылки на фронт из Тюменской области шли до самой Победы. В каждую из них сибиряки вкладывали письмо, где рассказывали о производственных успехах и обязательно просили: «Примите этот скромный, чистосердечный подарок. Крепче держите оружие в руках, еще сильнее громите врага. Ждем со скорою победой домой, дорогие товарищи!»
За отчетный период
Итоги развития сельского хозяйства за 1944 год подвела первая областная партийная конференция в феврале 1945 года. К этому времени уже была образована Тюменская область.
Из доклада конференции: «Колхозы и совхозы Тюменской области сдали государству в 1944 году 9 335 тысяч пудов хлеба или на 3 млн. пудов больше, чем в 1943 году. Свыше 500 колхозов и 21 совхоз полностью рассчитались с государством и сдали сверх плана 291 тысячу пудов хлеба. Совхозы выполнили годовой план хлебозаготовок на 106,2 процента. Тобольский, Байкаловский, Уватский районы и Ханты-Мансийский национальный округ перевыполнили план хлебозаготовок. Больших успехов добились в Омутинском, Голышмановском и Абатском районах, сдавших в два-три раза больше хлеба, чем в 1943 году».
Колхозное и совхозное животноводство в Тюменской области, представленное в годы войны 6 100 фермами и 23 животноводческими совхозами, дало стране и фронту за 1944 год 892 тысячи пудов мяса, на 401 тысячу больше, чем в 1940 году, молока – 3 200 тысяч пудов, кожевенного сырья 400 тысяч штук, шерсти – 21 тысячу пудов. Молочная промышленность области – 2 консервно-молочных завода и 74 маслозавода – выработали и направили фронту продукции на 17 700 тысяч рублей. Годовой план заготовок пушнины выполнен на 108,4 процента.
от редакции
■ Оценивая трудовые победы тружеников тыла с высоты семидесятилетнего юбилея Великой Победы, можно с уверенностью сказать: каждый их военный день – поступок высокого гражданского мужества, ставшего залогом грядущей Победы.
■ Поклонимся и мертвым, и живым!
■ При подготовке публикации использованы архивные материалы, за многие годы работы в газете «Тюменская область сегодня» собранные в районных музеях и архивах.