Как сказочник Ершову повесть посвятил
К 200-летию Петра Павловича в Ишиме вышла книга Сергея Ильичева «Великий сказочник»
Литературно-художественная повесть, изданная на средства благотворителя Сергея Козубенко, предназначена прежде всего для семейного чтения.
Сергей Ильичев – член Союза писателей России, лауреат VІІ международной литературной премии имени Ершова «За лучшие книги для детей и юношества». В мае 2012-го новоиспеченный лауреат с волнением и трепетом ступил на ершовскую землю. Вместе со всей дружной делегацией, состоящей из лауреатов, дипломантов премии и родственников Ершова (из Москвы и Иркутска), ринулся Сергей Ильич на малую родину писателя – село Ершово. Помнится, настолько непраздно и внимательно за всем происходящим там наблюдал: селян обо всем расспрашивал, с учащимися школы беседовал, изучая их рукотворные работы по сказке. Еще тогда он поделился, что мечтает написать некое биографическое повествование о Ершове. Сказано – сделано. Книга родилась!
Несмотря на беллетристические вкрапления, основу повести составляют реалии, которые имели место в биографии Ершова. Их Ильичев скрупулезно изучил по книге Татьяны Савченковой «Петр Павлович Ершов (1815–1869): Архивные находки и библиографические разыскания» и биографическим воспоминаниям о Ершове его университетского товарища Ярославцова. А от «беллетристики» (изящной словесности, легкого чтения) в повести остался эффект неожиданного увлекательнейшего погружения в пушкинскую эпоху. Интересно автор подает и саму историю знакомства Ершова с Пушкиным: «Пушкин посмотрел на юношу проницательным взглядом и вдруг сказал буквально застывшему Петруше:
– Экий вы тюленя, право... Да отомрите же, сударь! – и, улыбнувшись, Пушкин вдруг заглянул Петруше в глаза, а увидал саму душу. – Кстати, а вы не пробовали писать сказки? Что-то мне подсказывает, что у вас это получится... – произнес он и залез в экипаж, где его уже ждал Жуковский».
Автор повести показал историю развития их отношений и разговор, когда Ершов рассказал Пушкину о подвиге дочерней любви Прасковьи Луполовой, которая пешим ходом преодолела путь от Сибири до Санкт-Петербурга, дабы вымолить у царя помилование для своего ссыльного отца. История Пушкина потрясла, он «уцепился» за сюжет и удачно развил его в повести «Капитанская дочка». Как знать?
Когда спросила у директора культурного центра Надежды Проскуряковой, понравилась ли повесть, она ответила, безу-словно, утвердительно, рассказав подробно о поэтапном «рождении» и обсуждении ее в литературных кругах за чашкой чая (совсем как во время литературных вечеров в золотой век литературы).
Трогательным, нежным, чувствительным и ранимым получился образ великого сказочника. Сергей Ильичев словно провел за руку Петрушу Ершова, будучи его незримым ангелом-хранителем, от безруковской колыбели до последнего пристанища на Завальном кладбище Тобольска.