Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Под созвездием Тельца

Самое раннее упоминание тавров отыскивается у отца истории Геродота

Власть и политика, 00:21, 13 марта 2015,
Слушать новость
Под созвездием Тельца . Самое раннее упоминание тавров отыскивается у отца истории Геродота.

Газета продолжает знакомить читателей с историей Крыма. В предыдущей публикации речь шла  о древнейшем населении полуострова – загадочных «киммерийцах».Коренными жителями страны или местности Крыма могут считаться легендарные тавры. Само название этого этноса не сохранилось. «Таврами» (в переводе с древнегреческого «быки») их назвали греки, поскольку этот народ занимался скотоводством, разведением крупного рогатого скота, выступавшего мерилом богатства.

Впрочем, есть и другое объяснение смысла этнонима. Израильский филолог-классик Элла Соломоник считала, что он происходит от названия Таврских гор, подымающихся вдоль Южного берега Крыма. Стало быть, «таврами» они именовались как обитатели гор. Нельзя забывать и астрального смысла данного этнонима – это жители Тавриды, земли, находившейся под созвездием Тельца.

Самое раннее упоминание тавров отыскивается в «Истории» Геродота (VI в. до н.э.). Отец истории охарактеризовал тавров как диких варваров: они «жили грабежом и войной», пленных приносили в жертву, сбрасывали со скал в море, закапывали живьем в землю, врагам отрубали головы и выставляли их на шесте. Псевдо-Скимн Хиосский (III–II вв. до н.э.) в стихотворном описании мира «Периэгеса» подчеркивал: «Тавры – народ многочисленный и любит жить в горах; по своей жестокости они варвары и убийцы и умилостивляют своих богов нечестивыми [жертвами]». Страбон в своей «Географии» (I в. до н.э. – I в. н.э.) сообщал о пиратском промысле тавров, называл их базу Симболон лимен (ныне Балаклавская бухта). Однако данные древнегреческой письменной традиции не подтверждаются археологией. Раскопки могильника Мал-Муз в Байдарской долине, наиболее богатого находками, не содержат оружия, предназначенного для убийства людей, но включают предметы мирных занятий обитателей гор – скотоводства, рыболовства и земледелия.

Этническая и языковая принадлежность тавров остается предметом дискуссий. Историки говорят об их принадлежности к индоевропейской языковой семье, к иранской или германской языковым группам.

Археологически тавры соотносятся с кизил-кобинской культурой IX–VI вв. до н.э., открытой Глебом Бонч-Осмоловским и Николаем Эрнстом в первой половине 1920-х гг. Эта культура локализуется горной и предгорной частью Крымского полуострова. Тавры были оседлым народом, занимались пастушеским, отгонным скотоводством, знали стойловое содержание скота, разводили крупный и мелкий рогатый скот, а также свиней, выращивали карликовую пшеницу, фасоль и первыми начали культивировать дикий виноград.

Тавры оставили впечатляющие дольмены (погребения в каменных плитах весом несколько тонн), пещерные поселенческие и культовые комплексы. Одним из самых известных поселений тавров была Ардабда (на месте нынешней Феодосии). Это название должно пониматься как «Семибожная», то есть культовый центр, посвященный семи богам. У тавров был развит культ Девы-воительницы, охранительницы земли. В IX в. до н.э. тавры начали смешиваться с киммерийцами, впоследствии со скифами и эллинами.

Александр Еманов, заведующий кафедрой археологии, истории Древнего мира и Средних веков Тюменского государственного университета, доктор исторических наук, профессор

Газета продолжает знакомить читателей с историей Крыма. В предыдущей публикации речь шла  о древнейшем населении полуострова – загадочных «киммерийцах».Коренными жителями страны или местности Крыма могут считаться легендарные тавры. Само название этого этноса не сохранилось. «Таврами» (в переводе с древнегреческого «быки») их назвали греки, поскольку этот народ занимался скотоводством, разведением крупного рогатого скота, выступавшего мерилом богатства.

Впрочем, есть и другое объяснение смысла этнонима. Израильский филолог-классик Элла Соломоник считала, что он происходит от названия Таврских гор, подымающихся вдоль Южного берега Крыма. Стало быть, «таврами» они именовались как обитатели гор. Нельзя забывать и астрального смысла данного этнонима – это жители Тавриды, земли, находившейся под созвездием Тельца.

Самое раннее упоминание тавров отыскивается в «Истории» Геродота (VI в. до н.э.). Отец истории охарактеризовал тавров как диких варваров: они «жили грабежом и войной», пленных приносили в жертву, сбрасывали со скал в море, закапывали живьем в землю, врагам отрубали головы и выставляли их на шесте. Псевдо-Скимн Хиосский (III–II вв. до н.э.) в стихотворном описании мира «Периэгеса» подчеркивал: «Тавры – народ многочисленный и любит жить в горах; по своей жестокости они варвары и убийцы и умилостивляют своих богов нечестивыми [жертвами]». Страбон в своей «Географии» (I в. до н.э. – I в. н.э.) сообщал о пиратском промысле тавров, называл их базу Симболон лимен (ныне Балаклавская бухта). Однако данные древнегреческой письменной традиции не подтверждаются археологией. Раскопки могильника Мал-Муз в Байдарской долине, наиболее богатого находками, не содержат оружия, предназначенного для убийства людей, но включают предметы мирных занятий обитателей гор – скотоводства, рыболовства и земледелия.

Этническая и языковая принадлежность тавров остается предметом дискуссий. Историки говорят об их принадлежности к индоевропейской языковой семье, к иранской или германской языковым группам.

Археологически тавры соотносятся с кизил-кобинской культурой IX–VI вв. до н.э., открытой Глебом Бонч-Осмоловским и Николаем Эрнстом в первой половине 1920-х гг. Эта культура локализуется горной и предгорной частью Крымского полуострова. Тавры были оседлым народом, занимались пастушеским, отгонным скотоводством, знали стойловое содержание скота, разводили крупный и мелкий рогатый скот, а также свиней, выращивали карликовую пшеницу, фасоль и первыми начали культивировать дикий виноград.

Тавры оставили впечатляющие дольмены (погребения в каменных плитах весом несколько тонн), пещерные поселенческие и культовые комплексы. Одним из самых известных поселений тавров была Ардабда (на месте нынешней Феодосии). Это название должно пониматься как «Семибожная», то есть культовый центр, посвященный семи богам. У тавров был развит культ Девы-воительницы, охранительницы земли. В IX в. до н.э. тавры начали смешиваться с киммерийцами, впоследствии со скифами и эллинами.

Александр Еманов, заведующий кафедрой археологии, истории Древнего мира и Средних веков Тюменского государственного университета, доктор исторических наук, профессор



Тюменские политики и общественники выразили поддержку президенту Владимиру Путину

22 ноября

Депутаты гордумы оценили исполнение проектов КРТ в Тюмени

22 ноября