Как вернуть товар надлежащего качества?
– Я обратился в магазин с просьбой обменять неподошедшую шубу или вернуть деньги, однако продавец отказал по причине того, что был оторван лейбл. Но он отсутствовал еще до того, как товар был приобретен.
Владимир Васильев, г. Тюмень
Отвечает начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тюменской области Надежда Анатольевна Соколова (тел. (3452) 20-31-11):
– Согласно ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
Таким образом, в соответствии с законом потребителю изначально предоставлено право на обмен товара в соответствии с определенными законом обстоятельствами. Право на возврат денежных средств возникает только в том случае, если аналогичный для обмена товар отсутствует у продавца.
Покупателям во избежание подобных ситуаций следует обращать внимание на креп-ление этикеток, ярлыков и т.п.
Так, если они «фабричные» (нанесены изготовителем и отсутствует возможность их удаления без повреждения целостности изделия), их отсутствие может являться основанием для отказа потребителю в обмене товара (возврате денежных средств). Если указанные этикетки и/или лейблы не являются «фабричными», то есть прикреплены не изготовителем, таким способом, который при примерке позволяет их ненамеренное удаление, либо возможно их удаление без повреждения целостности изделия (например, если этикетка прикреплена на булавку и т.д.), в данном случае закон не
ограничивает право потребителя на предъявление соответствующих требований продавцу.
Во избежание возникновения подобных ситуаций управление рекомендует следующее:
– потребителю до приобретения изделий необходимо внимательно осматривать товар на предмет наличия на нем внешних визуально определяемых дефектов, проверять целостность пломб, ярлыков, этикеток и т.п., обращать внимание на способ их крепления к товару;
– предприятиям-продавцам рекомендуется до подачи товара в торговый зал проверять изделия на предмет наличия на них всей необходимой информации о товаре (см. «ТР ТС 017/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции легкой промышленности», утвержденный решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876), наличие/отсутствие фабричных ярлыков при передаче товара потребителю;
– если этикетки (и т.п.) прикреплены таким образом, который позволяет их удаление с изделия без его повреждения либо изделие вообще не содержит ярлыков, в товарном чеке (кассовом чеке или ином подтверждающим оплату товара документе) рекомендуется об этом указать;
– если в названные выше документы вносятся соответствующие сведения, они должны быть удостоверены печатью организации (индивидуального предпринимателя) и /или данными конкретного продавца (фамилия, имя, отчество, подпись).
Соблюдение указанных рекомендаций позволит минимизировать риск нарушения прав потребителей и возникновение возможных убытков продавца.