Приказ: «Ни шагу назад!»
Солдат Александр Коломыцев не просто выполнил приказ, он выиграл бой со страхом смерти
Когда шла на встречу с героем этой истории, казалось, что готова к чему угодно. Заочно я уже была знакома с Александром Петровичем Коломыцевым. Колоритная биография весьма впечатляла: 1 490 боевых дней, 5 ранений, смешанный стаж выслуги – 7 лет календарных и 12 лет льготных, множество медалей и наград, кавалер Георгиевского креста, участник боевых действий в Южной Осетии. После таких данных ожидала увидеть опытного, но крепкого бойца, возможно, преподавателя, который делится опытом с молодыми курсантами ТВВИКУ. Но никак не предполагала, что на КПП подойдет молодой голубоглазый парень 25 лет. Ефрейтор Саша – первокурсник военно-инженерного командного училища.
Семь лет жизни Александр посвятил военному делу. Сразу через два дня после совершеннолетия его призвали в армию. Попал в учебную часть в Волгограде, но вскоре ее расформировали, а Александра перевели в Буйнакск в танковый батальон. Когда служба близилась к концу, в стране начался финансовый кризис, поэтому он решил остаться в армии на контрактной основе. Это как раз случилось в канун осетинского конфликта. В разгар войны их войска выдвинули по направлению к Южной Осетии. Именно там Александр выполнил самый сложный приказ в своей жизни, за что получил главную награду – Георгиевский крест.
– В Осетии война была внезапная. Мы заняли высоту взводом из 35 человек. Я видел раскаты, взрывы, как уходило местное население. Сзади нас прикрывала артиллерия, впереди два батальона пехоты. Мы заняли позицию на высоте для поддержки батальонов. После многочасовых обстрелов нас осталось меньше десяти. Я увидел движение, около 95 человек шло на нас. Ко мне подбежал парень и сказал: «Саня, зачем нам это?! Пойдем отсюда. Ради этого куска земли сейчас головы тут положим». Хотя он был старше меня по званию, опытней», – вспоминает Александр.
Саша первый раз на войне, кризисная ситуация, а старший сослуживец еще и панику наводит. Тут у любого появилась бы мысль сбежать, но легендарный 227-й приказ гласит: «Ни шагу назад!» И дело даже не в приказе, а в совести, в личном отношении к происходящему. Внутренняя борьба оказалась гораздо сложнее той внешней, которая происходила под пулями автоматных очередей. По рации парни вышли на командира другого подразделения, попросили о помощи. Командир объяснил, что если сейчас даст залп и ударит по врагу артиллерией, то и ребят положит, поскольку они в непосредственной близости к противнику. Молодые люди остались одни, помощь могла бы их убить быстрее, чем приближающаяся группа противника, отступать было нельзя. Собрали все оружие, патроны, какие смогли найти, и готовились к смерти.
Противник послал малую группу на разведку, чтобы выяснить, возможен ли проход. Александр взял на себя инициативу и предложил ребятам поближе подпустить эту группу. Ситуация была напряженная, парни в любую минуту могли сорваться и начать стрелять, но выдержали и подпустили противника метров на 100–120 к себе. «После того как мы открыли огонь, они поняли, что у нас два пулемета и мы на возвышенности, и нас так просто живыми не взять. Они посчитали, что этот коридор им невозможно пройти, поэтому отступили. После к нам подошли наши, спросили, кто командир, ребята единогласно указали на меня. Старый опытный боец взял меня за грудки и сказал: «Молодец, сынок, наградим!» Я думал, что медаль дадут, и очень удивился, когда наградили Георгиевским крестом», – рассказывает Александр.
В приказе о награждении написано: «Организовал умелую оборону, оттеснил левый фланг противника более чем на 250 метров».

