Задержать преступника
Сергей Коновалов выполнил приказ, который ему не поступал
Сергей Коновалов – сибиряк, родился и вырос в Бердюжском районе. Боевой офицер прошел путь от рядового до полковника, в погонах – более 30 лет. Вот некоторые вехи его большого послужного списка. Около 10 лет служил в спецподразделениях на Дальнем Востоке, в Уральском региональном управлении по борьбе с организованной преступностью МВД РФ, возглавлял отдел розыска оперативного управления УФСИН России по Тюменской области, где разыскивал беглых арестантов.
Потом его командировали на Северный Кавказ, там руководил оперативно-поисковым отделом ФСИН России. Под руководством Сергея Николаевича, в те годы подполковника, сотрудники оперативно-поискового отдела установили более двухсот оперативных контактов, получили почти две сотни блоков оперативной информации, в том числе о лицах, причастных к незаконным вооруженным формированиям, о размещении бандформирований, местах нахождения оружия и боеприпасов, о лицах, причастных к незаконному обороту наркотиков. Обнаружили несколько тайников с вооружением и средствами террористической деятельности членов бандподполья, задержали участников бандформирований и лиц, к ним причастных. Помогали органам внутренних дел МВД России раскрыть преступления, в том числе террористической направленности.
У полковника Сергея Коновалова более 20 ведомственных наград, имеет более 70 поощрений. Последние четыре года Сергей Николаевич возглавляет следственный изолятор № 1 г. Тюмени, самый большой в области, который в народе называют «тюменским централом». К слову, за это время СИЗО-1 значительно преобразился после ремонта и реконструкции, а в прошлом году на его территории построен и освящен храм.
Приказов за время службы он получал немало, да и сам в силу занимаемых должностей их отдавал и отдает много. И что труднее – тот еще вопрос! У людей в погонах железное правило: полученный приказ надо выполнять и только потом при необходимости его можно обсуждать. Ему повезло, что команд, идущих в разрез с законом и совестью, не получал.
Чрезвычайно сложно отдавать сотрудникам, особенно молодым, приказы, связанные с риском для жизни. Правда, зачастую такие приказы сам и выполнял вместе с подчиненными, и потому легче было на душе. В мирной жизни это розыск и задержание опасных преступников. В условиях контртеррористической операции разыскивал и задерживал членов вооруженных бандформирований. С болью в сердце он воспринимает обычные приказы об увольнении сотрудников. Конечно, в памяти навсегда останется первый приказ о зачислении его курсантом в спецшколу.
– Однажды пришлось разыскивать и задерживать двух уроженцев Узбекистана, которые совершили побег из места заключения, – вспоминает Сергей Коновалов. – Задача стояла провести операцию максимально быстро. Излишне напоминать, что сбежавшие представляли опасность. Один из них был матерым преступником, имел судимость, занимался восточными единоборствами и в совершенстве владел холодным оружием. В свое время его выдворили из России, но он поменял фамилию и вновь вернулся. Если бы сбежавшие смогли перейти границу и проникнуть в Казахстан, то мы бы их не нашли. О деталях проведенной операции умолчу, к тому же они потребуют долгого рассказа. В итоге «жуликов» вернули туда, где они и должны находиться, не допустив перехода границы.
В молодости, когда Сергей Коновалов служил на Дальнем Востоке, он выполнил приказ, который ему фактически никто не отдавал: задержал солдата, сбежавшего из части с автоматом. Просто увидел по телевизору объявление и фотографию.
– Прямого приказа не поступало, но ведь есть долг офицера, военнослужащего, – говорит Сергей Николаевич. – В тот вечер я ехал в наряд и увидел беглеца, он уже переоделся в спортивный костюм, в руках держал спортивную сумку, а в ней автомат. Это был первый в моей жизни случай задержания вооруженного человека. К счастью, он не успел никого убить или ранить. Пришлось применить физическую силу. Конечно, за три десятка лет службы всякое случалось, но еще раз повторю: тяжелее даже не выполнять, а отдавать сотрудникам приказы, связанные с риском для жизни. В мирное время при задержании преступников в моем отделе потерь не было. В ходе контртеррористической операции также обошлись без потерь, за исключением ранений. Почти все, с кем принимал участие в той операции, продолжают служить.

