Войлочных дел мастера
В валенках и полушубках, изготовленных в поселке Голышманово, солдаты шли к Победе
Далее в сюжете: Пятнадцатый фанерный
Записи краеведа-энтузиаста Бориса Сухова, которые бережно хранятся в районной библиотеке, помогли установить, что артель «Свободный труд», объединившая в 1935 году около 150 мастеров-надомников, располагалась в пяти небольших деревянных домах на месте нынешней центральной площади поселка Голышманово и здания администрации района. Работали в ней швеи, сапожники, прачки, парикмахеры, часовщики, здесь вили веревку и пряли кудель. Руководил артелью Павел Исилевич. Как раз перед войной построили большой сапоговаляльный цех. В нем валенки катали вручную в две смены.
– В двенадцать лет я устроился в артель сапожником. Подучился, набрался опыта и месяцев через семь стал мастером, – рассказывает восьмидесятилетний Георгий Исаевич Щетков. – В войну приходило с фронта для нашей артели по несколько вагонов с дырявыми валенками, которые надо было починить. Чтобы выполнять заказы в срок, мобилизовали девчат, они делали дратву и прошивали стельки. А мастера сапожного цеха, в том числе и я, починяли по три с половиной пары валенок в смену. Не уходили домой, пока не выполним задание. В сапоговаляльном цехе мальчишки полуголодные, кое-как одетые работали наравне со взрослыми. школьники помогали теребить шерсть на валенки. В день их катали по 36–50 пар.
В цехах артели, в рабочих бригадах было организовано социалистическое соревнование под лозунгом «Все для фронта, все для Победы». Проводилась политико-воспитательная и культурно-массовая работа. Каждый советский праздник и успех советских войск на фронтах отмечался ударным трудом. Артель неоднократно заносилась на Доску почета, ей вручали переходящее Красное знамя. Начальником цеха была Мария Щеткова, спустя годы ей вручили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В то тяжелое время ответственность за работу пимокатов несли Григорий Мокин, Анна Ледяева.
В цехе работали Надежда Табакова, Мария Пинигина, Евдокия Доронина, Прасковья Винокурова, Мария Чинчикова, Анна Винокурова и другие. В годы войны большая часть продукции, производимой артелью, отправлялась на фронт.
27 ноября 1941 года состоялось районное партийное собрание, на повестке один вопрос – о помощи фронту. «По состоянию на 25 ноября по району сдано в фонд обороны 188 тысяч руб-лей деньгами, облигациями займа 61 266 рублей, – значится в протоколе, – собрано и сдано 246 полушубков, 1 100 пар валенок, 1 738 рукавичек и носков, разного белья 488 пар и других теплых вещей в количестве 1 600 штук… Оживить работу всех сельских комиссий по сбору теплых вещей для бойцов РККА и обеспечить в срок до 15 декаб-ря сего года дополнительный сбор валенок – 400 пар, полушубков – 50, ватных брюк и фуфаек – 50 и не менее 1 000 штук других видов теплого белья».
– У нас была большая семья. Помню, в домашнем хозяйстве держали овец, особенно много их было у дедушки. Стригли шерсть два раза в год. Набьют родители ее в мешок, и мы, ребятишки, несем в пимокатню, – вспоминает Руфина Устинова, чье детство пришлось на годы войны. – Валенок катали много, а самим обуть нечего, одна пара на двоих детей. Не только у нас, в каждой семье так. Потому что и валенки, и шерсть сдавали для фронта, это считали самым главным. Улицы были разбиты на десятидворки. Так вот у нас, помню, тетя Тася Малышкина ходила по дворам – собирала теплые вещи, кто сколько может, столько и отдаст. Хорошо запомнила, как в школе мы собирали деньги – копейками – на самолет, который будет громить врага. В нашей семье жила бабушка, она очень много вязала варежек, носков и нас, девчушек, приучала. В огороде выращивали очень много табака. Дед рубил листья в корыте. Потом махорку складывали в домотканые льняные мешочки и отдавали для отправки солдатам на фронт. Все это было кроме государственного плана сдачи уполномоченному по заготовкам.
Неподалеку от Устиновых жил Владимир Глухарев, он катал валенки на дому, точнее, в бане, жена в помощниках. В поселке десятка три мастеров-надомников делали самокатки по заказу селян. Людям надо было быстрее сдать теплую обувь для воинов-защитников и не имело значения, где ее сделали: в артели или в бане. Бойцы присылали письма с благодарностью за полученные теплые вещи.
Старожилы рассказывают о крупной артели им. Молотова, что располагалась между деревнями Шулындиной и Садовщиковой (теперь лишь небольшие курганы вдоль дороги напоминают о ней). Производственный корпус растянулся на 50 метров. В нем находились шерстобитка и пимокатня. В гончарном цехе делали и обжигали глиняные горшки, чашки. В мастерской по изготовлению игрушек из глины делали разные свистульки, из дерева – ветрянки, их продавали в магазинах. О таких игрушках мечтал Николай Суханов, в первый класс он пошел в первый год войны.
– Василий Козлов мастерил телеги и сани, в кузнице их оковывали железом, по большей части и они шли на фронт, – делится воспоминаниями Николай Анастасеевич. – При артели был большой конный двор, куда пригоняли скот табунами из разных сел и колхозов, забивали, потом грузили мясо на сани. Ребятишками мы провожали большие конные обозы, которые везли мясо в Тобольск. В артели стоял небольшой локомотив, в топку шли дрова, паром крутили днем пилораму, ночью подключали мельницу. Все намолоченное зерно шло для фронта, в хозяйствах оставались только семена. А вот зерноотходы распределяли работникам на трудодни, из них-то и мололи муку. Какие же вкусные из нее лепешки!.. А овцы-то были в каждом деревенском дворе. Многие сами занимались выделкой шкур и шили из них шубы, полушубки, в основном для красноармейцев.
Вернемся к постановлению районного партсобрания 27 ноября 1941 года. В одном из пунк-тов ставилась задача: «для практического выполнения призыва т. Сталина закончить строительство и оборудование пимокатной мастерской в пос. Катышка (так назывался поселок Голышманово. – Прим. авт.) и пустить в эксплуатацию, в декабре добиться ежедневного выпуска не менее 170 пар валенок». Полагаю, речь идет о цехе для артели им. Чкалова, по данным архива, она была образована в 1941 году и действовала до 1952 года. Вот что рассказывает Василий Успенский, труженик тыла, ныне председатель районного совета ветеранов:
– Артель имени Чкалова находилась в Катышке, где сейчас в Голышманово переулок Толстого. Там принимали от населения давальческую шерсть, правление определяло, сколько ее надо сдать, чтобы получить на пару валенок. За работу заказчики рассчитывались шерстью, из нее в артели тоже катали валенки и правление решало, сколько отправить фронту в текущем месяце. Руководил артелью Филипп Чалков, после того как его комиссовали из армии после тяжелого ранения. Кстати, Филипп Данилович был офицером, награжден орденом Александра Невского, в нашем районе только два фронтовика имели такую награду. Помню, в этой артели работал Ледяев, инвалид войны, у него не было половины ступни. Это был знатный пимокат! Уже после войны председателем райисполкома работал Николай Варакин, так он заказывал себе валенки только у Ледяева. Чесанки на ноге не чувствую, а ноги как в печке, говаривал он. Катал валенки и Геннадий Кадочников – без ноги с детства, его жена Тамара была зарощицей (из клочков шерсти выкладывала будущее изделие), делать это не каждый мог, чтобы обувь получилась качественной. Есть такая песня: «То ли в Витебске, то ли в Рязани не ложилися девушки спать. Много варежек теп-лых связали и мечтали на фронт их послать». Патриотизм, чувство долга помогали нашему поколению преодолевать трудности.
Артель им. Чкалова изготавливала 2 000 пар валенок в год. Во время войны сшили для армии 5 000 овчинных полушубков, 8 000 телогреек, 12 000 ватных брюк. Для стирки солдатского обмундирования привлекали юных девушек. Помогали все, кто мог.
– В валенках, белых полушубках наши солдаты одержали победу в битве под Москвой, – напомнил Василий Успенский. – И пошли дальше…
Ранее в сюжете