Как вернуть деньги за некачественный товар?
Отвечает начальник отдела по защите прав потребителей департамента потребительского рынка г. Тюмени Наталья Владимировна Яцыкова (тел. (3452) 51-09-29).
– В октябре 2014 года приобрел фотокамеру. Через месяц в ней проявились недостатки. Обратился в магазин с требованием произвести ремонт по гарантии. Прошло более трех месяцев, фотокамеру из ремонта не возвращают, ссылаясь на то, что ремонт сложный, заказали детали, нужно еще подождать. Могу ли потребовать вернуть деньги за некачественный товар?
Евгений Смирнов, г. Тюмень
– В силу ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков вправе по своему выбору предъявить любое требование, предусмотренное данной статьей, в том числе потребовать безвозмездного устранения недостатков товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Согласно Перечню технически сложных товаров, утвержденному постановлением правительства Российской Федерации от 10.11.2011 № 924, фотокамера относится к технически сложным товарам.
Следовательно, в отношении технически сложного товара потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
– обнаружение существенного недостатка товара;
– нарушение сроков устранения недостатков товара;
– невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков (п. 1 ст. 18 Закона РФ).
Согласно ст. 20 Закона РФ срок устранения недостатков не может превышать 45 дней.
Учитывая, что фотокамера находится в сервисном центре более трех месяцев, вы вправе предъявить продавцу иное требование, предусмотренное ст. 18 Закона РФ, в том числе и возврат уплаченной за фотокамеру денежной суммы.
– Приобрел фонарик, оказался некачественным, но документов, подтверждающих факт покупки, сохранить не удалось. Вправе ли я предъявить требование продавцу о возврате денежной суммы за некачественный фонарик при отсутствии кассового чека?
Михаил Поторочин, г. Тобольск
– Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового, товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Соответственно, вместо товарного и кассового чека, с целью подтверждения факта оплаты за товар, потребителем могут быть предоставлены и другие документы, подтверждающие оплату товара (например, инструкция по эксплуатации, в которой имеется отметка об оплате за товар и т.д.).
Вместе с тем, согласно ст. 493 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. В подтверждение факта заключения договора и его условий потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания.