Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Инверсионный след над Югрой

Полк истребителей-перехватчиков нес боевое дежурство в северном небе более 30 лет

Общество, 00:28, 23 января 2015,
Слушать новость
Инверсионный след над Югрой. Полк истребителей-перехватчиков нес боевое дежурство в северном небе более 30 лет.

Многим тюменцам знаком белый инверсионный след, остающийся в небе после пролета реактивного самолета. Однако немногим известно о том, что целый полк реактивных истребителей нес боевое дежурство в небе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 60–90-х годах уже прошлого ХХ века…

Предыстория появления боевых крылатых машин в небе северных районов нашего края такова.

15 февраля 1952 года на основании директивы военного министра СССР № ОРГ /3/79348 и приказа главкома ПВО страны на аэродроме Большое Савино под Пермью началось формирование 87-й истребительной авиадивизии ПВО страны в составе 763-го, 764-го, 765-го истребительных авиаполков и 908-го отдельного авиационно-технического батальона обеспечения. Формирование нового соединения завершилось в «красный день календаря» – 7 ноября 1952 года.

Первый полк дивизии начал создавать подполковник Ибрагим Галиушин, а первым командиром 763-го ИАП стал полковник Александр Гребенников (1914–2002). Этот полк вооружили истребителями Миг-15, отлично зарекомендовавшими себя в боях с американскими «сейбрами» в небе Северной Кореи.

5 июля 1953 года командующий войсками ПВО Урала, Герой Советского Союза Афанасий Щеглов (1912–1995) вручил полку боевое знамя на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 декабря 1952 года.

В 1962 году 763-й полк трехэскадрильного состава вошел в состав 19-го корпуса ПВО страны и разместился на аэродроме Комсомольский в 12 километрах от нынешнего Югорска. К этому времени пилоты и техники полка уже освоили принятый на вооружение истребитель Як-25, а затем и Як-28П. В середине 60-х годов эти машины надежно прикрыли северные рубежи Тюменского региона. К этому времени относится и появление на взлетно-посадочной полосе аэродрома Югорск-2 необычного гостя – краснозвездного истребителя Як-25 с огнедышащим драконом на фюзеляже.

В гости к истребителям-перехватчикам пожаловал тогда не кто иной, как сам «Дракон» – маршал авиации Евгений Савицкий (1910–1990). Заместитель главкома ПВО страны по авиации, лично сбивший в годы Великой Отечественной войны 22 немецких самолета и сохранивший и после Победы свой любимый радиопозывной «Дракон». Под этим именем он был известен многим поколениям летчиков в нашей стране и за ее пределами – в Корее, на Кубе, в Египте, Йемене и даже в Афганистане, где  в 1985 году совершил последний боевой вылет на вертолете Ми-24 «Крокодил»!

Первый гостевой прилет на землю Югры носил для «Дракона» ознакомительный характер. Позднее его Як-25 появлялся над Тюменью, Ноябрьском, Когалымом и Нижневартовском…

А 5 мая 1983 года 763-й «югорский» авиаполк получил на вооружение двухместные истребители-перехватчики Миг-31. Кстати, председателем Госкомиссии по вводу в серийное производство этой прекрасной машины, до сих пор стоящей на вооружении российских ВВС, был  все тот же «Дракон» – маршал Савицкий!

Югорские перехватчики продолжали нести службу. Они отличились в ходе учений «Арктика-86» и получили благодарность от своего главкома – еще одного дважды Героя Советского Союза главного маршала авиации Александра Колдунова, карьеру которого 28 мая 1987 года оборвал немецкий авантюрист Руст, безнаказанно посадивший свою легкую «Цесну» на Красной площади…

В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века 763-й истребительный полк в составе тридцати Миг-31 и пяти Миг-25 ПУ бдительно нес свою нелегкую службу.

Боевая история полка прервалась в момент масштабных сокращений и «оптимизации» Вооруженных сил России в конце 90-х годов. В начале 1998-го 763-й авиаполк канул в Лету, а 22 августа того же 1998 года один из истребителей Миг-25 ПУ вознесся на постамент в центре Югорска как память о перехватчиках Югры и одиннадцати их боевых товарищей, погибших при исполнении служебного и воинского долга.

Примечательно, что летом 2013-го новый министр обороны РФ генерал армии и Герой России Сергей Шойгу высказал мысль о возвращении истребителей-перехватчиков на землю Югры. Эта идея вызвала положительную реакцию администрации ХМАО. В качестве вариантов размещения российских истребителей назывались Урай, Нижневартовск и тот же Югорск-2. Какому из этих объектов отдадут предпочтение генерал армии Сергей Шойгу и нынешний главком ВВС  и ПВО России, Герой РФ генерал-полковник Виктор Бондарев, покажет время.

Игорь ЕРМАКОВ,библиограф научно-библиографического отделаинформационно-библиотечного центра Тюменского государственного университета

Многим тюменцам знаком белый инверсионный след, остающийся в небе после пролета реактивного самолета. Однако немногим известно о том, что целый полк реактивных истребителей нес боевое дежурство в небе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 60–90-х годах уже прошлого ХХ века…

Предыстория появления боевых крылатых машин в небе северных районов нашего края такова.

15 февраля 1952 года на основании директивы военного министра СССР № ОРГ /3/79348 и приказа главкома ПВО страны на аэродроме Большое Савино под Пермью началось формирование 87-й истребительной авиадивизии ПВО страны в составе 763-го, 764-го, 765-го истребительных авиаполков и 908-го отдельного авиационно-технического батальона обеспечения. Формирование нового соединения завершилось в «красный день календаря» – 7 ноября 1952 года.

Первый полк дивизии начал создавать подполковник Ибрагим Галиушин, а первым командиром 763-го ИАП стал полковник Александр Гребенников (1914–2002). Этот полк вооружили истребителями Миг-15, отлично зарекомендовавшими себя в боях с американскими «сейбрами» в небе Северной Кореи.

5 июля 1953 года командующий войсками ПВО Урала, Герой Советского Союза Афанасий Щеглов (1912–1995) вручил полку боевое знамя на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 декабря 1952 года.

В 1962 году 763-й полк трехэскадрильного состава вошел в состав 19-го корпуса ПВО страны и разместился на аэродроме Комсомольский в 12 километрах от нынешнего Югорска. К этому времени пилоты и техники полка уже освоили принятый на вооружение истребитель Як-25, а затем и Як-28П. В середине 60-х годов эти машины надежно прикрыли северные рубежи Тюменского региона. К этому времени относится и появление на взлетно-посадочной полосе аэродрома Югорск-2 необычного гостя – краснозвездного истребителя Як-25 с огнедышащим драконом на фюзеляже.

В гости к истребителям-перехватчикам пожаловал тогда не кто иной, как сам «Дракон» – маршал авиации Евгений Савицкий (1910–1990). Заместитель главкома ПВО страны по авиации, лично сбивший в годы Великой Отечественной войны 22 немецких самолета и сохранивший и после Победы свой любимый радиопозывной «Дракон». Под этим именем он был известен многим поколениям летчиков в нашей стране и за ее пределами – в Корее, на Кубе, в Египте, Йемене и даже в Афганистане, где  в 1985 году совершил последний боевой вылет на вертолете Ми-24 «Крокодил»!

Первый гостевой прилет на землю Югры носил для «Дракона» ознакомительный характер. Позднее его Як-25 появлялся над Тюменью, Ноябрьском, Когалымом и Нижневартовском…

А 5 мая 1983 года 763-й «югорский» авиаполк получил на вооружение двухместные истребители-перехватчики Миг-31. Кстати, председателем Госкомиссии по вводу в серийное производство этой прекрасной машины, до сих пор стоящей на вооружении российских ВВС, был  все тот же «Дракон» – маршал Савицкий!

Югорские перехватчики продолжали нести службу. Они отличились в ходе учений «Арктика-86» и получили благодарность от своего главкома – еще одного дважды Героя Советского Союза главного маршала авиации Александра Колдунова, карьеру которого 28 мая 1987 года оборвал немецкий авантюрист Руст, безнаказанно посадивший свою легкую «Цесну» на Красной площади…

В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века 763-й истребительный полк в составе тридцати Миг-31 и пяти Миг-25 ПУ бдительно нес свою нелегкую службу.

Боевая история полка прервалась в момент масштабных сокращений и «оптимизации» Вооруженных сил России в конце 90-х годов. В начале 1998-го 763-й авиаполк канул в Лету, а 22 августа того же 1998 года один из истребителей Миг-25 ПУ вознесся на постамент в центре Югорска как память о перехватчиках Югры и одиннадцати их боевых товарищей, погибших при исполнении служебного и воинского долга.

Примечательно, что летом 2013-го новый министр обороны РФ генерал армии и Герой России Сергей Шойгу высказал мысль о возвращении истребителей-перехватчиков на землю Югры. Эта идея вызвала положительную реакцию администрации ХМАО. В качестве вариантов размещения российских истребителей назывались Урай, Нижневартовск и тот же Югорск-2. Какому из этих объектов отдадут предпочтение генерал армии Сергей Шойгу и нынешний главком ВВС  и ПВО России, Герой РФ генерал-полковник Виктор Бондарев, покажет время.

Игорь ЕРМАКОВ,библиограф научно-библиографического отделаинформационно-библиотечного центра Тюменского государственного университета



Юные тюменцы могут познакомиться с основами кибербезопасности

14 ноября

В Тюмени ликвидировали два стихийных рынка на улицах Республики и Олимпийской

14 ноября