Счастье петь, учить, учиться
По итогам конкурса общественного признания «Клуба-7» в номинации «Дебют года» победил сводный хор Тюменской области под руководством Ирины Бибеевой
У Ирины Бибеевой сильный, редкой красоты голос, которому подвластны и лирические, и драматические краски. Например, ариозо Лизы из «Пиковой дамы» потрясает глубиной проникновения в характер героини – сильный, цельный, в то же время ее Розина из «Севильского цирюльника» игрива и кокетлива.
Ирина Бибеева – не только певица, она еще педагог и хормейстер. Уроки профессора Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий, коим она является, искрометны. Едва присев в кресло, тут же встает и идет к роялю, дирижируя и задавая темп ученику, исполня-ющему народную песню или арию. Весело и необидно шутит, если тот неверно сделал акцент, отчего серьезное произведение вдруг приобрело забавный смысл. Чтобы раскрепостить своих подопечных, она может маршировать с ними вокруг рояля или озорно «мычать», показав, как правильно извлекать звук. И мгновенно становится серьезной, раскрывая секреты мастерства.
Накануне нового года «Клуб-7» в составе руководителей ведущих средств массовой информации региона традиционно подвел итоги конкурса общественного признания. В номинации «Дебют года» победил сводный хор Тюменской области под руководством заслуженной артистки России, председателя регионального филиала Всероссийского хорового общества Ирины Бибеевой.
досье
Ирина Николаевна БИБЕЕВА,
профессор Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий, заслуженная артистка России, председатель регионального филиала Всероссийского хорового общества.
■ Родилась в Тюмени. Окончила Тюменское училище искусств, Уральскую государственную консерваторию в Свердловске. ■ Прошла индивидуальные стажировки по вокалу у народной артистки СССР профессора Веры Баевой, народной артистки СССР, академика Ирины Архиповой, солистки «Ла Скала» Риты Орланди Маласпины, солисток «Метрополитен-опера» Лючии Альбанези и Лючии Амары. ■ С 1986 года – преподаватель, старший преподаватель, доцент, профес- сор кафедры хорового дирижирования Тюменского государственного института искусств и культуры. Автор ряда публикаций по проблемам вокально-хорового искусства. Дипломант Международного конкурса оперных певцов Viotti Valsesia (1995, 1996, Италия). Лауреат II Всероссийского конкурса оперных певцов имени Юрия Гуляева (1997, г. Тюмень). Лауреат конкурса оперных певцов им. Беллини, 1998, Италия). Лауреат III Международного конкурса оперных певцов (2000, Греция).
– Выступление сводного хора – значимое для региона событие, – рассказывает Ирина Николаевна. – Конечно, хоровые фестивали проводили и прежде. Например, ранее в ДК «Нефтяник» проходил фестиваль духовной музыки «Рождественские подарки», выступал сводный хор из 700 человек под управлением заслуженного деятеля искусств России, профессора академии Валентины Петровой. Минувший Год культуры стал особенным. Рождению сводного хора, собравшего лучшие голоса региона, предшествовал областной смотр-конкурс среди детских хоровых коллективов муниципальных образований области. Отборочный тур прошло несколько сотен человек. Коллектив, к которому присоединились взрослые артисты, впервые выступил в прошлом году в Тюмени на праздничном концерте, посвященном Дню славянской письменности и культуры. Проект назван «Хоровым содружеством», так как слово предполагает сотворчество, чувство локтя, ансамбля и сопричастности общему делу. Выступлений хора было много: на юбилее региона, инаугурации губернатора... Хоры области приняли участие во Всероссийском хоровом фестивале, по его итогам четыре лучших коллектива региона поедут в Екатеринбург на окружной этап. Планов у нас много: впереди 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, День славянской письменности и культуры...
– Ирина Николаевна, в большое искусство вас тоже хор привел?
– Да, я вышла из хора, с ним взаимосвязаны моя сольная карьера и деятельность. В детском хоре, где пела в свое время, репертуар был серьезным, например, кантата Перголези «Стабат Матер» на латинском языке, сочинение Кабалевского «Песня утра, весны и мира», так что я воспитана на классической музыке. Конечно, мне хотелось петь. Когда есть голос и ты выходишь на сцену и поешь, испытываешь непередава-емое чувство счастья!
На протяжении ряда лет являюсь хормейстером студенческого коллектива академии культуры. Для меня это творческая подпитка. Кроме того, богатый материал дают поездки, интересная музыка в Интернете, на телевидении, радио. Из Франции, с фестиваля современной музыки в Германии мы привезли много нот. Участвовали в проектах, например, студенческий хор академии совместно с французским исполнял на языке оригинала сложнейшее произведение Франсиса Пуленка – кантату «Лик человеческий» на стихи Поля Элюара.
– Сложно пропагандировать высокое искусство?
– В нашей стране пели всегда, традиция уходит корнями в далекое прошлое. Звучала и звучит духовная музыка в церкви, неизменно популярно народное, или фольклорное пение.
– Опера требует особого зрителя?
– Подготовка нужна, хотя настоящее искусство способно воздействовать на душу и сердце любого человека.
– В прошлом году в областной филармонии состоялась концертная постановка оперы «Евгений Онегин», где вы исполнили партию Татьяны Лариной. Как подбираете репертуар?
– Добавлю, что в концерте приняли участие оркестр «Камерата Сибири» и хоровая капелла Тюменской филармонии, художественный руководитель и главный дирижер оркестра и хора – заслуженный деятель искусств России и Украины Антон Шароев. Музыка Чайковского гениальна. Партия Татьяны известна и любима, но каждый исполнитель вкладывает в образ свою душу и сердце, находит собственные краски, интонации, ключевые слова, потому что опера – синтетический жанр, складывающийся из слова и музыки.
Репертуар рождается в дуэте с замечательной пианисткой, профессором, заслуженным работником культуры РФ Валентиной Багровой. Например, она готовит к исполнению сонату Сергея Рахманинова, а он – мой любимый композитор, и в итоге к сонате добавляются романсы... Долго и тщательно подбираем оперные арии, чтобы концерт стал интересен. Планов много, но мировая вокальная литература для сопрано столь велика, что жизни не хватит, чтобы все спеть. Люблю Чайковского, Верди, Пуччини...
– В наступившем году чем порадуете поклонников?
– Хочется спеть концерт, составленный из арий русских и зарубежных композиторов.
– Мне приходилось бывать на ваших занятиях в академии культуры – они такие разные!
– Каждый ученик – прежде всего личность, обладает неповторимым голосом. Вокал – одна из сложнейших наук. Едва ли вы найдете точные инструкции о том, как взять нужное звучание. Процесс обучения, раскрытия таланта требует индивидуального подхода, в нем много субъективного. Большую сложность представляет и подбор репертуара для каждого студента. За годы учебы они становятся практически родными, расставаться с ними тяжело, грустно, но одновременно радостно, ведь они встают на крыло и отправляются в полет.
– Артист – это прежде всего...
– Труд – физический, душевный! Если талант не развивать, то начало сразу станет концом. Чтобы спеть, например, оперную арию, нужно знать «биографию» героя, полюбить его, вжиться в образ, досконально изучить оперу, прочесть как можно больше литературы о творчестве композитора, ее написавшего.
– Многие с увлечением смотрели конкурс «Большая опера». Наверное, это хороший шанс для молодых певцов?
– Несомненно: человека широко показывают по телевидению, у него появляется больше возможностей для получения каких-либо контрактов на будущее. А для зрителей телепрограмма – величайшее наслаждение слушать музыку, поболеть за понравившегося исполнителя. После каждой передачи «Большой оперы» у нас со студентами проходит ее обсуждение.
– Чем предпочитаете заниматься помимо работы?
– Люблю коньки, лыжи, хотя заниматься спортом удается нечасто, но вот пешком хожу много. Нравится путешествовать, открывать что-то новое, учиться не только у коллег, но и своих студентов...
– Кто ваши кумиры на оперном Олимпе?
– Ирина Архипова, Елена Образцова, Вера Баева, Мария Каллас, Монсеррат Кабалье, Кири Те Канава... Восхищаюсь Анной Нетребко, кажется, у нее нет предела совершенству – вот пример, когда за кажущейся легкостью стоит большой труд.
– Об оперном театре в Тюмени загадывать не станем?
– Буду счастлива, если появится симфонический оркестр. Это большой плюс и для академии культуры, т.к. означает открытие новых специальностей. Мечтаю спеть вместе со сводным хором в сопровождении оркестра крупное величавое сочинение в День Победы или День славянской письменности и культуры.
Тюменская область является одним из лидеров в стране по многим показателям. У нас не перечесть талантов, и голоса замечательные, и культуре правительство региона уделяет достойное внимание – хочется, чтобы она занимала одно из ведущих мест в России, а может, и мире.