Самый знаменитый земляк
Недавно показанный по Первому каналу сериал «Григорий Р.» – блестящий пример того, как можно по-разному истолковать одни и те же факты. Справедливости ради скажу, что зрители, заинтересовавшиеся этой темой, много полезного могли бы почерпнуть из фильма нашего земляка Константина Одегова «Распутин-Новый. Без покрова».
Если вспомнить снятый в 1974 году фильм Элена Климова «Агония», то становится очевидным, как разнится представление в фильмах одного и того же человека: от персонажа, вызывающего отвращение, до святого старца.
Григорий Распутин по-прежнему продолжает вызывать интерес, ему посвящено множество книг, статей и фильмов. Число авторов, занятых этой личностью, растет.
Не считаю себя специалистом по этой теме и, хотя прочитал достаточно много материалов, окончательного мнения у меня еще не сложилось. Слишком много вопросов продолжают оставаться открытыми. Даже некоторые факты в фильме вызывают недоумение: а не миф ли это?!
Несколько лет назад мне подарили журнал «Огонек» от 30 июня 1913 года. Интересным показался фотоколлаж, посвященный Григорию Распутину. Среди множества до того виденных мною фотографий иллюстраций под номерами 1 и 2 не приходилось встречать до сих пор ни в одном издании. На обороте одной из них находится воспроизведенная собственноручная подпись: «От скорби на радость, мир и труд во спасенье. Григорий»
Интересна подпись журналиста: «Этот загадочный человек с жутко-ясным, каким-то прозрачным взглядом светлых глаз, с простонародною прической в скобку, с типично «мужицкою» бородою, всегда в высоких сапогах и поддевке, до сих пор приковывает к себе общественное внимание. К беседе с ним охотно прибегают усталые, неудовлетворенные жизнью женщины, разочарованные, либо ищущие смысла в праздном существовании. Много легенд ходит про Распутина; он относится к фигурам, познать которые, по выражению Щедрина, удастся лишь лет через 30, то есть из «Русской Старины» 1943 года!»
Эта небольшая корреспонденция выгодно отличается от большинства публикаций того времени, когда имя Распутина в печати уже прочно ассоциировалось с очередным скандалом. Удивительно, но, против традиций этого журнала, не указаны ни фотограф, ни автор небольшого текста.
В качестве комментария можно добавить к тексту, что ясности по Григорию Распутину не добавилось и через сто лет после публикации этого снимка.