«...Это и не улица – история сама»
Представляем новый историко-краеведческий материал в номинации «Это было, было...»
Далее в сюжете: ...Ты мне, улица родная, и в непогоду дорога
«Все старинные города с великим прошлым погружены в былое и сами располагают к размышлениям о давно минувшем. В таких городах время теряет свою протяженность, и прошедшее кажется столь близким, столь недавним...» Слова писателя Валерия Сергеева в полной мере относятся к Ишиму с его тихими несуетными улицами… Одна из них – улица Луначарского. Старинные особняки, расположенные на ней, доставляют горожанам не только эстетическое наслаждение, но и заставляют обратиться к событиям, связанным с историей города на синей реке.
От дороги – к улице
Улица Коркинская у Богоявленского собора, огибая площадь, плавно переходит в улицу Луначарского. Далее две исторические улицы (Ленина и Луначарского) стремительными лентами бегут параллельно друг другу. Они как близнецы, только одна, Ленина, шире, поэтому и называлась первоначально Большой Никольской (или Больше-Никольской). Малая улица словно подстраховывала бурную центральную, разгружая ее – особенно в ярмарочные дни.
Ранее на месте этих улиц были проложены дороги: большая столбовая и малая, ведущие на Никольскую ярмарку. Если воспользоваться этимологическими словарями, то можно легко установить, что дорога – не улица, а улица – не дорога. Слово «дорога» первоначально значило «дерганье» (выдергивание растений), «очищение пространства от зарослей», «проложенный след», «ездовая полоса земли, служащая для езды и ходьбы». Необходимость в улице и ее наименовании возникла только с процессом строительства домов вдоль дороги. Ведь улица – это «пространство между двумя параллельными рядами домов в каком-либо населенном пункте». Отсюда ясно, что изначальные названия улиц (Большая Никольская и Малая Никольская) напрямую связаны с Никольской ярмаркой, которая проводилась с 1721 года в Ишиме, а также со строительством домов вдоль дорог, ведущих к месту ее проведения. Улицы, получив наименования, оживляют местность, делая ее выразительней, и выполняют адресную функцию, помогая ориентироваться в незнакомом месте.
Это нашей истории строки
С самого рождения Никольская ярмарка была любима и почитаема всеми жителями нашего города. Причина этого кроется в обогащении как городской казны, так и всех предприимчивых жителей. Дома, стоявшие на Мало-Никольской, являлись золотой жилой для любого рачительного хозяина. «Азарт торговли на ярмарке был так велик, что перед ним не могли устоять ни бедные, ни богатые, – рассказывает краевед Надежда Проскурякова. – Богатый купец торговал местами во дворе, собирая с обозчиков пятачки. Житель, отдав взаймы весь свой дом, ютился сам где-нибудь на кухне и продавал мороженые пельмени. Все спешили воспользоваться ярмаркой как удобным случаем заполучить хорошую добычу». Тобольский ученый Коньков подметил интересный факт: «Отмечался современниками и недостаток квартирных помещений в ярмарочные сезоны, но, тем не менее, ни местным властям, ни состоятельным гражданам города не пришло на ум построить гостиницу для ярмарочного времени». Еще одно «упущение» ярмарки – отсутствие торговых рядов, складов. Сегодня сложно представить, как заезжим гостям удавалось разместить обозы с товарами. Размещались, по-видимому, во дворах домов жителей и даже на улицах. Тогда-то и пришлось городским властям раскошелиться и выстроить гостиный двор с торговыми рядами. Это произошло во второй половине XІX века. (Располагался гостиный двор в то время в районе Центральной городской библиотеки.)
Невозможно представить, каким многоголосьем была заполнена Мало-Никольская улица в ярмарочные дни, как жарко топили печи в избах, сколько было разговоров, шума, суеты...
«Корабли минувшего»
Дома наиболее зажиточных людей на Мало-Никольской ставились обычно на угловых – самых выигрышных участках улицы. Кирпичные, основательные строения – историческая основа современной улицы Луначарского. По местоположению и могучей архитектуре они напоминают корабли. Когда всматриваешься в этих великанов, невольно вспоминаешь строки Булата Окуджавы:
Кораблями из минувшего плывут ее дома,
Будто это и не улица – история сама.
Эти «корабли минувшего» выдержали многое… Одним из бурных и мятежных испытаний для них стали события, связанные с установлением в городе советской власти. На заседании военно-революционного комитета 22 декабря 1919 года было решено лишить девять улиц, Базарную площадь и Постниковский переулок первичных, исконных наименований. Не стали исключением и две старинные улицы: так Больше-Никольская превратилась в улицу Республики, а Мало-Никольская – в улицу Луначарского. Вообще в нашей стране после 1917 года повсеместно
возникали так называемые мемориальные топонимы: за основу названий городов, сел, площадей, улиц брались фамилии (реже имена) революционных деятелей партии и государства... Ишим в тот период последовал новому веянию, поменяв изначальные имена улиц на «модные»: улица Карла Маркса прежде была Большой Вокзальной, улица Розы Люксембург – Большой
Кузнечной…
Для Мало-Никольской имя наркома просвещения Анатолия Луначарского выбрали не случайно. Переименование улицы практически совпало с открытием в городе первого советского театра имени Луначарского в доме № 79, который ранее принадлежал купцу второй гильдии Александру Кутыреву. Премьера первого спектакля под руководством режиссера Александра Чернова состоялась 18 декабря 1919-го, а 22 декабря члены комитета на очередном заседании дали улице имя Анатолия Васильевича.
С тех пор минуло немало лет... Не посягнули на название улицы благодаря тому, что ее просветительский аспект остался неизменным. В настоящее время на улице Луначарского находится Центральная городская библиотека и корпуса Ишимского филиала Тюменского государственного университета.
Старая уютная улочка напоминает исторический музей, а каждый дом-экспонат – настоящий хранитель прошлого. Здание под № 60 принадлежало ранее купцам Перминову и Родионову. В 1920-м здесь работал спортклуб под руководством Захара Андрейчука.
В здании дома № 82 (где ныне располагается Центральная биб-лиотека) в марте 1924 года начали сооружать электростанцию. Толпы народа бродили по округе ночами, дивясь электричеству и иллюминации.
Дом № 52 связан с именем детского писателя Валерия Медведева, который родился в нашем городе. В 1980 году земляка, члена Союза писателей СССР наградили почетным дипломом Международного конкурса имени Ганса Христиана Андерсена за книгу «Баранкин, будь человеком!».
Неповторимые «дома-корабли» плывут по океану истории. Больно, когда их безмятежное плавание прерывается. Так случилось недавно с историческим домом № 70 купца Пенькова, где с 1868 года располагалось Ишимское окружное казначейство и полицейское управление. В годы Великой Отечественной войны в здании поселился один из четырех филиалов Ишимского эвакогоспиталя № 1502. В мирное время – Дом пионеров, позже – Дом детского творчества.
Хочется верить, что плавание остальных «домов-кораблей» продлится еще многие лета. Ведь любовь и привязанность к городу начинается с таких тихих, спокойных мест, где живы свидетели прошлого: здания, дороги, деревья. Не случайно академик Дмитрий Лихачев заметил: «Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, – значит у него нет любви к своему городу».
Наталья КУТЫРЕВА
, г. Ишим
Кстати
Уважаемые читатели, знатоки истории края и любители его красот и памятных мест! Редакция продолжает принимать материалы на народный конкурс «Сибирская глубинка». Напоминаем, что в этом году он посвящен теме «Родная улица моя: день вчерашний – день завтрашний». На призыв журналистов рассказать о родном уголке откликнулась постоянный автор из Ишима Наталья Кутырева. Эта идея оказалась особенно близка нашему другу: топонимикой Наталья занимается со студенчества. До сих пор ради краеведческого интереса она частенько копается в местном архиве.
Ранее в сюжете