На столе не будет пусто
Крупные торговые сети настроены на сотрудничество с местными производителями продуктов питания
«До чего Путин довел страну: в прошлый кризис люди в панике скупали соль и гречку, а сейчас шикарные автомобили и дорогие телевизоры!» Эта шутка из Интернета очень точно характеризует отношение заметной части общества к нынешним трудностям. Многие понимают, что этот кризис не последний, а значит, мы его обязательно переживем. Шутки шутками, но некоторый рост цен на продовольственные товары все же наметился.
Предпочтение тюменскому
По данным Росстата, за неделю с 16 по 22 декабря сахар-песок стал дороже на 7,5 процента, рис, крупа гречневая, яйца – на 3,0–3,5, говядина, консервы мясные, рыба мороженая, масло подсолнечное, маргарин, мука, сыры и макаронные изделия, чай – на 1,3–2,0. Прирост цен на плодоовощную продукцию в среднем составил 5,2 процента, в том числе на капусту – 11, помидоры и огурцы свежие – 7,8 и 7,4 соответственно. Данных на 2015 год на сайте ведомства на момент сдачи этого материала в печать нет.
После отказа России от импорта продуктов из стран Европейского союза некоторые эксперты высказывали опасения о том, что страна будет на грани голода. Прошло уже полгода, но пока эти прогнозы не сбываются. Правительство страны поручило регионам вести постоянный мониторинг цен на основные продукты питания. В Тюменской области этой работой занимается региональное управление лицензирования и регулирования потребительского рынка. В конце декабря руководитель ведомства Андрей Пантелеев посетил несколько торговых точек областного центра, чтобы посмотреть, что же реально происходит на тюменских прилавках. Вместе с ним в поездку отправились представители ведущих региональных средств массовой информации.
Магазин «Покровский» расположился в заречной части города на улице Эрвье. Он принадлежит предприятию «Ясень-Агро» – одному из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в Тюменской области. Вертикально структурированная компания работает по замкнутому циклу – «от поля до прилавка». Собственное производство, переработка и продажа позволяет предприятию минимизировать свою зависимость от внешних экономических факторов, что напрямую влияет на конечную стоимость продукции.
Первым делом подходим к прилавку с овощной продукцией. Цены здесь вполне приемлемые. Свекла, картофель, морковь и лук в одну цену – 18 рублей за килограмм. Капуста чуть дороже – 20 рублей за килограмм, зато каждый кочанчик вымыт и упакован индивидуально. У прилавка с молочной продукцией надо быть внимательнее. Вот молоко в тетрапакетах. Оно хранится дольше, но и стоит немало. За литр молока под брендом «Просто-квашино» просят 62 с половиной рубля, за «Веселого молочника» уже 66, а за «Домик в деревне» – все 68. Здесь же продается молоко от компании «Ясень-Агро». Пусть и не в тетрапакетах, но зато по 35 рублей за 900 граммов молока. Цены на мясном прилавке вызывают особый интерес. Дело в том, что «Ясень-Агро» один из двух существующих в России производителей мраморной говядины. Цена за килограмм деликатеса 558 рублей. Для сравнения среднерыночная стоимость килограмма мраморной говядины в стране колеблется от 1 300 до 1 500 рублей за килограмм. А вот обычный мясной фарш «Домашний» здесь можно купить по 208 рублей за килограмм.
– Мы активно работаем с местными товаропроизводителями, – рассказывает заместитель директора «Ясень-Агро» Владимир Табанаков, – во-первых, местное производство дешевле, а во-вторых, местные бренды все знают. Для покупателей мы специально вывешиваем ценники с надписью «Покупаем тюменское!», чтобы они знали, что эта продукция произведена в регионе. Люди охотно реагируют на эти акции и покупают товары местного производства.
На улице Щербакова расположился один из торговых цент-ров сети «Тамара» холдинговой компании «Фонд». Цены на овощи здесь чуть выше, но все равно ниже средней цены по рынку. За кило свеклы просят 20 рублей 80 копеек, за килограмм картофеля – 22 рубля 10 копеек. Здесь же продается пресловутая гречка. Килограмм крупы обойдется покупателю в 49 рублей и 90 копеек. Как рассказала директор магазина Татьяна Скира, покупатели тоже отдают предпочтение именно тюменским товарам.
– У нас выделены большие торговые площади под продукцию местных товаропроизводителей. Мы ее маркируем специальными ценниками, заостряем на этом внимание клиентов. Сейчас, конечно, предпочтение отдается именно местным, тюменским производителям. Даже если по яйцу смотреть. Взять боровское и челябинское. Больше берут боровское, даже если оно чуть дороже. У нас здесь и экология лучше, и производства меньше. Поэтому люди хотят видеть на прилавках именно нашего производителя.
Плюс капуста, минус – гречка
За прошедшие с прошлогоднего пресс-тура три недели цены снова выросли. В том же «Покровском» стоимость свеклы поднялась с 18 до 24,5 рубля за килограмм, на морковь до 20 рублей, а на капусту до 25 рублей за килограмм. Некоторое повышение отпускной цены на овощи отмечается и в торговой сети «Тамара». Впрочем, гречневая крупа в «Тамаре» наоборот стала дешевле на пару рублей за кило.
13 января тюменские журналисты побывали в одном из центров торговой сети «Лента». Компанию им составил заместитель начальника управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Антон Машуков. Ему мы и адресовали вопрос о том, с чем связано очередное повышение цен тюменских сельхозтоваропроизводителей.
– Повышение цен на сельскохозяйственную продукцию наблюдается ежегодно, – пояснил Антон Машуков, – оно носит цикличный характер. Как правило, пик цен приходится на август, когда старый урожай уже съеден, а новый еще не собран, и продукцию приходится завозить. Это сказывается на стоимости. Потом, во время уборочной страды, эта цена становится самой низкой. Затем снова начинается ее рост, который связан с затратами производителей на хранение продукции и ее транспортировку до прилавка. Наша основная задача – проконтролировать, чтобы рост цен не был взрывным и спекулятивным, а любое повышение цены являлось обоснованным. В этом плане активно работаем с антимонопольной службой, у которой есть все необходимые полномочия.
Если региональные торговые сети не просто готовы, а уже сейчас активно работают с местными поставщиками сельскохозяйственной продукции, то с федеральными и международными сетями ситуация гораздо сложнее. Аграрии жалуются на невозможность доступа к прилавку, а торговцы ссылаются на несоответствие предлагаемой продукции заявляемым требованиям. Впрочем, и здесь есть прогресс. Тюменские производители сельскохозяйственной продукции и представители торговли все чаще находят общий язык. Например, знаменитый ишимский твердый сыр теперь можно найти на прилавках торговых сетей «Магнит» и «Лента».
Директор одного из тюменских торговых центров сети «Лента» Александр Мастерских рассказал, что компания открыта к сотрудничеству с местными производителями. Причем не только с крупными холдингами, но и с частными предпринимателями.
– На сегодняшний день сотрудничаем примерно с сотней тюменских производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции. Это два крупных хлебокомбината, частные пекарни. Если говорить о молоке, то продаем молоко из Нижней Тавды, у нас представлена продукция компаний «Тюмень-Молоко», «Золотые луга» и ряда других. Отмечу, что все наши тюменские контрагенты четко придерживаются взятых на себя обязательств. На данный момент никаких претензий по качеству товара или срокам его поставки нет, – заявил Александр Мастерских.
Кстати, торговая сеть «Лента» намерена в этом году усилить присутствие в Тюменской области. На март запланировано открытие торгового центра в Ханты-Мансийске. Также в течение года второй по счету торговый центр сети откроет свои двери для покупателей Сургута.