А завтра была война…
Далее в сюжете: Тюмень – колыбель сибирского судостроения
Редакционный проект «Народная память» открывает новую главу в истории Великой Отечественной войны – о трудовом подвиге жителей Тюменской области: «Все для фронта! Все для Победы!» Ни на один день не прекращалась работа эвакуированных из европейской части страны предприятий, местных заводов и фабрик. Тюменцы отправляли на фронт уникальные виды оружия, мины и боеприпасы, лекарственные препараты, химпродукцию, фанеру, шубы и валенки, рыбу, зерно, молоко, сухой картофель, дикоросы и т.д. На свои средства покупали самолеты и танки, поезда. На территории области были развернуты десятки госпиталей, детских домов. Всех надо было принять, поддержать, обогреть. В год 70-летия Великой Победы справедливо желание журналистов редакции воздать должное славным представителям старшего поколения, их поистине героическому подвигу в тылу. Предлагаем читателям материал известного краеведа Майи Смирновой о том, что представляла собой территория, позднее вошедшая в состав Тюменской области, накануне войны.
На 15 января 1939 года на территории будущей Тюменской области проживало всего с округами 991,4 тысячи человек, из них в сельской местности 815,1 тысячи, в городах – 175,3 тысячи. Население города Тюмени составляло 76 100 жителей.
Промышленность
Долгие годы территория будущей Тюменской области по своей специфике оставалась аграрной. Только в Тюмени имелись сравнительно крупные промышленные предприятия, по технической вооруженности переходящие в стадию индустриальных. В годы первых пятилеток увеличиваются капитальные вложения в промышленность – на приобретение новых станков, машин, ведется новое строительство, расширяются действующие предприятия.
На месте небольшой спичечной фабрики был построен фанерокомбинат, оснащенный для того времени новейшими станками. Начал выпускать сборные щитовые дома и мебель ДОК «Красный Октябрь», дала ток электростанция мощностью 1 800 киловатт. Усовершенствовал производство чугунолитейный завод «Механик». Коллектив предприятия одним из первых в стране освоил выпуск сложных шпалорезных станков. Они стоили вдвое дешевле ввозимых из США. Выпускали также катально-валяльные, сложные шерстотрепальные станки. Недалеко от «Механика» построили сапоговаляльную фаб-рику. На собрании рабочие приняли решение дать ей имя «Фабрика им. Челюскинцев». Расширились производственные мощности и номенклатура изделий в филиале Балтийского завода, в предвоенный период больше известного как Тюменская судоверфь.
С ростом промышленности увеличивалась потребность в рабочих кадрах. В 1935–1936 годах половина тружеников предприятий училась в кружках техминимума, около 3 000 человек закончили школы фабрично-заводского ученичества. На 1 января 1939 года в Тюмени работало четыре школы ФЗУ – будущих связистов, железнодорожников, водников, судостроителей. Техникумы выпустили 5 105 специалистов среднего звена.
В 1940 году выработано продукции на 4 млн. 46 тыс. рублей больше, чем в 1939 году, производительность труда повысилась на 12 процентов, грузооборот на железнодорожном транспорте – на 20 процентов.
Сельское хозяйство и переработка
Началось промышленное использование природных богатств региона: лесов, рек и озер. Вошли в строй леспромхозы в Тобольске, пос. Заводоуковск, лесозаводы в Ялуторовске, Бухтальский в Нижнетавдинском районе, Антипинский, леспром системы «Караганда – уголь». Создаются специализированные подразделения авиаохраны лесов (Уральская авиабаза), начинаются работы по восстановлению лесов. Ввод в действие новых предприятий лесной промышленности, оснащение их техникой дали возможность увеличить в 1940 году по сравнению с 1928-м вывозку древесины в 2,5 раза, производство пиломатериалов в 5 раз, фанеры по сравнению с 1932 годом – в 1,7 раза.
Развивалась рыбная промышленность. Работали рыбоконсервные комбинаты в Новом Порту, п. Пуйко, Аксарке, Кондинском, Кушевате, Салехарде и Тазовском. Начались исследования Обско-Тазовской сельскохозяйственной станции, организатором которой был коммунист с 1918 года П.И. Лопарев. Вступили в строй Тобольский и Тюменский заводы по переработке рыбы.
На предприятиях в основном работали женщины. В колхозе «Победа» Тазовского района Александра Паровых создала женскую рыболовецкую бригаду. В 1940 году ее избрали депутатом Ямало-Ненецкого окружного совета депутатов трудящихся. Хорошо известны были работницы Ф.Н. Русакова (Салехардский рыбокомбинат), С.П. Зязева и М.Е. Климова (Самаровский рыбокомбинат). Кузницей кадров для рыбной промышленности стали Обдорская школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и единственный в Сибири и на Дальнем Востоке рыбопромышленный техникум в г. Тобольске.
В 1940 году на полях колхозов работало 6 800 тракторов, более 2 300 комбайнов, 2 200 автомашин. Зерновыми культурами засевали (по данным статистического сборника) 822,8 тыс. га, на остальной площади – технические, кормовые культуры и травы. Наибольшие площади занимали: яровая пшеница (366,3 тыс. га), овес (254,7 тыс. га), озимая рожь (191,6 тыс. га). В 16 районах нашего края выращивали на 7,2 тыс. га гречиху; в 14 на площади 24,7 тыс. га – лен-долгунец.
Строились государственные предприятия пищевой промышленности. В 1932 году вступил в строй самый крупный в стране Ситниковский завод сгущенного молока. Первоначальная мощность завода 2 млн. банок, в 1935 году уже 4 млн. Бело-голубая банка и сейчас бренд сгущенного молока, независимо от места производства. В это же время в Ялуторовске начал работу завод сухого молока, в Казанском районе – маслозавод, в Тюмени – молочный и хлебозавод, мясокомбинаты в городах региона.
В сельском хозяйстве к 1940 году коллективизация практически закончилась на всей территории, включая рыболовецкие колхозы в округах. Организовано 2 179 колхозов, 32 совхоза. Общая посевная площадь составляла 902,4 тыс. гектаров. На долю индивидуальных хозяйств приходилось 3,2 процента площадей, где выращивались картофель и овощи.
Анализируя статистические данные, можно узнать, что самые большие площади засевали в Голышмановском, Абатском, Заводоуковском, Ишимском и Омутинском районах (от 99,9 тыс. га до 67,2 тыс. га). Средняя урожайность зерновых по региону была низкой – 8,7 ц с одного гектара, выше средней получали только озимой ржи – 9,8 ц и овса – 8,8 ц с гектара.
При такой урожайности зерновых не могло эффективно развиваться животноводство. В колхозных хозяйствах содержалось всего 245,2 тыс. коров, свиней, овец и коз. Птицеводство находилось в зачаточном состоянии. Не все колхозы имели фермы.
Новые формы состязательности в производстве входят в жизнь не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве. В Исетском, Ярковском и Армизонском районах возникло движение инициаторов высоких урожаев. Первыми в этих районах были Носков, Косогоров и Иванов. Они добились урожайности до 20 ц с гектара. Колхозники Миняков и Николаев из Ялуторовского района собрали пшеницы до 25 ц с гектара.
Тюменцы участвовали и в открывшейся в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. В 1939 году за выдающиеся успехи в сельском хозяйстве удостоены дипломов I и II степени, отмечены премиями ВСХВ колхозы Тобольского района: «Ленинская искра», им. Ворошилова, «Красный орел», «Красный путь», «Рассвет»; Вагайского – «Красный пахарь», «Новая жизнь», «Первая пятилетка»; два колхоза из Дубровинского района. Награждены и рыболовецкие колхозы: им. Кирова (Сургутский район), «Красный путь» (Шурышкарский район), «Красный Север» (Тазовский район). Всего по региону награды получили 23 колхоза и фермы. В 1940 году колхозы Тобольской группы районов представили на ВСХВ около 1 000 экспонатов.
Транспорт
Экономическое, социальное развитие региона сдерживалось неразвитостью транспортных сообщений. Железная дорога обеспечивала только южные районы – 414 км путей. Этот показатель не менялся до 1960 года. В предвоенные годы проводили только техническую реконструкцию, расширение железнодорожного узла. Но даже эти работы позволили значительно увеличить пропускную способность. Вносили лепту сами железнодорожники. Машинист паровоза Г.А. Жебутинский (представитель знаменитой династии) поддержал метод машиниста Лунина – удлинил срок пробега паровоза между обтачками колесных пар. На отделении дороги ввели в практику вождение поездов с повышенным весом одним локомотивом. Этот метод очень пригодился в военные годы.
В летнее время реки Обь и Иртыш с притоками превращались в главные дороги региона – 3 024 км речных эксплуатационных путей. Завозили необходимые товары в округа, сплавляли лес для деревообрабатывающих предприятий южных городов и районов. Ходили по рекам пассажирские пароходы от пристани Тюмень на Север с промежуточными остановками. Реки были живыми. Мне и сейчас слышатся гудки пароходов с Туры.
В 1940 году 4 города и 25 районных центров связывало 11 500 км автомобильных дорог, на Север зимой – тропы, летом – реки. Во второй пятилетке закончилось строительство шоссейных дорог Ишим – Сорокино – Викулово, Ишим – Казанка, Аромашево – Голышманово. В 1930 году в г. Тюмени создана местная контора «Автогужтрест». Название о многом говорит: основным видом транспорта были лошади. Транспортные перевозки осуществлялись по тракту Тюмень – Тобольск, на лошадях перевозили рыбу, пушнину, орехи, ягоды. Два раза в неделю на двух переоборудованных грузовых машинах перевозили пассажиров между Тюменью и Тобольском. Перед войной автомобильный парк составлял около 150 единиц.
Основой авиационного транспорта в нашем крае стала Полярная авиация Главсевморпути, которая обслуживала линии из Тюмени в Тобольск, Самарово, Березово, Салехард. Летчики обеспечивали проводку судов в Карском море, вели разведку ледовой обстановки Северного морского пути, обследовали оленьи пастбища, рыбные угодья, состояние промыслов в Тазовском и Ямальском районах, доставляли грузы, почту, пассажиров. Полеты совершались на сухопутных и гидросамолетах ИЛ-1, МБР-2, Р-5, Г-2. Эпизодически обслуживались линии Гыдо – Яму, Тазовское, Сургут. В Тюмени аэропорт был на озере Андреевском и в Плеханово. Даже в 60-х годах гидросамолеты приводнялись на озере.
Образование и культура
В конце предвоенных лет, как в стране, так и у нас, была ликвидирована неграмотность. Начало этой работы положено специальным декретом советского правительства от 26 декабря 1919 года «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Согласно ему все население от 8 до 60 лет в обязательном порядке привлекалось к обучению. На Севере порой можно было слышать такие разговоры: «Учить оленя надо, учить собаку надо, но зачем учить человека? Он и сам знает, как надо промышлять и жить, чему полезному может научить его школа?»
Органы образования, партийные, профсоюзные организации, добровольное общество «Долой неграмотность» использовали различные формы обучения, в том числе индивидуальные, школы крестьянской молодежи, национальные. Изданы первые буквари на языках народов Севера. Институт народов Севера (г. Ленинград) совместно с работниками народного образования, учителями перед войной начали работу по созданию единого литературного хантыйского языка.
Тюменский пединститут за первые 10 лет подготовил для школ 913 учителей. В семи средних учебных заведениях национальных округов в 1940 году обучалось 700 учащихся. среди них – будущие учителя, медики, оленеводы, работники рыбной промышленности. Эти учебные заведения сделали многое для формирования народной интеллигенции, к примеру, в Ханты-Мансийском округе из коренных национальностей работало 500 учителей, свыше 200 врачей и фельдшеров (с 1940 года округ именуется Ханты-Мансийский).
Каждому из нас помнится свой учитель. Всех поименно назвать нет возможности, назову лишь несколько, думаю, широко известных: А.М. Храмова из Сладково, депутат Верховного Совета РСФСР, В.И. Фомина и В.Ф. Трофимова из Тюмени, депутаты Верховного Совета СССР, Г. Т. Величко из Ханты-Мансийска, П.И. Хатанзеев из Салехарда, Ф.К. Клеер из Заводоуковского района, И.К. Михайлова, Н.Н. Семовских, В.Д. Медведева, П.Ю. Хайнивский из Тюмени.
В 1940–1941 учебном году на территории нынешней Тюменской области работало 1 776 общеобразовательных школ, из них 240 в национальных округах, 75 средних. Образование получали 205,7 тысячи человек, из них 197,6 – в общеобразовательных школах, 6,5 тысячи – в 17 средних специальных учебных заведениях, 1,6 тысячи человек в двух вузах.
Здравоохранение
Говоря о регионе в довоенное время, есть необходимость охарактеризовать состояние здравоохранения. В 1940 году в нашем крае насчитывались 93 больницы с 3 232 койками, 151 поликлиника, 340 фельд-шерско-акушерских пунктов. Тюменцев лечили 278 врачей (без стоматологов). Особенно заметны в эти времена изменения в здравоохранении на Севере. Если в 1930 году в Остяко-Вогульском национальном округе было 18 врачей всех специальностей, то в 1940-м – 57, в Ямало-Ненецком соответственно 3 и 39. Добрую память оставили о себе врачи П.И. Никольский, организатор горбольницы № 1, почетный гражданин города Тюмени, Н.Н. Русских, М.М. Быстров, Н.В. Сушков, М.А. Сперанский, П.А. Широбоков, П.П. Александ-ров, А.В. Калинин, С.И. Карнацевич – почетный гражданин г. Тюмени, М.Е. Попова, Н.Л. Гордеева, Ф.Т. Кожанов, Я.Б. Зильберман, М.Н. Захарова. Они боролись с эпидемиями, туберкулезом, трахомой, помогали женщинам родить здоровых детей, проводили большую профилактическую работу. Пробил суровый час войны и многие из них ушли на фронт или начали работать в развернувшихся по всей области госпиталях.
Коммунальное хозяйство
В заключение хотелось бы представить коммунальное хозяйство в регионе. Оно было крайне скромное. Частные дома, в основном деревянные, с усадьбами как в городах, так и в сельской местности. В государственном секторе – коммунальные квартиры. Отопление – печное, водоснабжение – водокачки, в городах было шесть бань, одна прачечная. Благоустройство – деревянные тротуары, дороги – грунтовые, в редких случаях булыжные, единственный деревянный мост через р. Туру, построенный в начале 20-х годов. Канализации никакой, вместо этого канавы вдоль улиц и дорог. Жители Тюмени держали скот. Можете представить, как на улицах города в летнее время утром и вечером слышался свист кнута пастуха, стадо коров шло или возвращалось с пастбища. Одним из ближайших были Казачьи Луга, сейчас так называется одна из улиц района лесобазы «Тура».
Готовя материал, я не могла отойти от мысли: каким же крепким духом обладали мои земляки, что победили вместе со всем советским народом злейшего врага – фашистов. Вечная память погибшим, сердечная благодарность всем воинам.
Структура промышленно-производственных фондов по отраслям (в процентах) на 1 января 1940 года:
■ производство электро- и теплоэнергии – 5
■ машиностроение и металлообработка – 18
■ химическая промышленность – 1
■ лесная и деревообрабатывающая промышленность – 31
■ промышленность стройматериалов – 1
■ легкая промышленность – 6
■ пищевая промышленность – 36.
За 1940 год на территории будущей Тюменской области было выпущено:
■ древесины 2 176 тыс. плотных кубов, из них 1 010 тыс. плотных
кубов деловой древесины, 1 466 тыс. плотных кубов дров
■ кожаной обуви – 94 тыс. пар
■ валяной – 686 тыс. пар
■ верхнего трикотажа – 47 тыс. штук
■ овчина шубная – 588 тыс. штук в условном исчислении
■ мясо I категории – 10,3 тыс. тонн
■ улов рыбы – 27 тыс. тонн, включая морского зверя
■ консервов – 8 млн. условных банок.
Майя СМИРНОВА, краевед
При подготовке материала использованы: статистический сборник «Народное хозяйство Тюменской области за 50 лет советской власти» (изд. «Статистика», Омское отделение, Омск,1967 г.) и документы Государственного архива социально-политической истории Тюменской области.
Ранее в сюжете