Музейные будни и праздники
Спустя почти 100 лет после смерти Григория Распутина продолжаются споры о его судьбе и личности
Приближается очередная грустная дата: 98 лет назад в ночь с 16 на 17 декабря был убит наш земляк Григорий Распутин.
Спустя почти сто лет после его смерти все еще идут споры: кем же являлся этот человек – лжепророком или человеком Божьим?
Он пришел в блистательную столицу Российской империи нищим и босым странником-богомольцем. Тысячи верст через всю Россию. Усмиряя плоть и гордыню, изнуряя себя молитвой и постом, имея от Бога дар исцелять и предсказывать. В столице его как будто ждали. Наперебой приглашали в дома и дворцы. Называли Божьим человеком, пророком и чудотворцем.
Но пройдет совсем немного времени, и Григория Ефимовича станут ненавидеть как никого другого. Ни один политический и даже уголовный преступник не удостоится такой ненависти, как он.
Тайна ночи убийства Распутина до сих пор не раскрыта до конца. Папки с грифом «Не вскрывать, хранить вечно» надежно закрыты в спецхранах не только России.
А изучать тему по воспоминаниям его убийц, согласитесь, необъективно. Почему-то кажется, что точка в этом деле не будет поставлена никогда.
Любая экскурсия в музее Григория Распутина в селе Покровском, на его родине, несет что-то новое. Люди делятся воспоминаниями, семейными легендами, преданиями, фотографиями и даже вещами. Этому будет посвящена отдельная глава в нашей новой книге.
Совсем недавно на экскурсию к нам привезли американского профессора истории Дугласа Смита – автора книг об истории России. Сейчас он работает над книгой о Распутине.
Во время экскурсии я заговорила о том, что покушение на Распутина летом 1914 года не было случайным, привела его письмо государю, которое хранится в Йельском университете. Вот его текст: «Милый друг. Еще раз скажу: грозна туча над Россией, беда, горя много, темно и просвету нет; слез-то море и меры нет, а крови? Знаю, все от тебя войны хотят, и верные, не зная, что ради гибели. Тяжко божье наказанье, когда уж отымет путь, начало конца. Ты, царь, отец народа, не попусти безумным торжествовать и погубить себя и народ. Вот Германию победят, а Россия? Подумать, так все по-другому. Не было от веку горшей страдалицы, вся тонет в крови великой, погибель без конца, печаль».
Дуглас Смит разволновался и на ломаном русском воскликнул: «Три недели назад я держал это письмо в своих руках!»
Письмо было выкуплено Генри Фордом и передано на хранение в Йельский университет. Что я могла сказать? Завидую. Хотелось бы такие подлинные экспонаты тоже подержать в своих руках…
После экскурсии Дуглас Смит передал в дар музею десятки книг, статей, рекламных киноафиш, изданных за рубежом в 20–50-х годах прошлого столетия.
А позднее по электронной почте мы получили от него письмо с благодарностью за наши ему ответные подарки с родины Распутина и фотографию могилы старшей дочери Распутина Матрены, которая умерла в Сильвер Лак – пригороде Лос-Анджелеса и похоронена в Лос-Анджелесе.
«Мало людей вообще знает про ее могилу», – пишет Дуглас. Эта информация была нам чрезвычайно интересна, так как заканчиваем работу над большим материалом о Матрене Распутиной. У нас появились малоизвестные документы о ее подростковом дневнике, датированном сентябрем 1914 года, не опубликованные еще нами воспоминания ее внучки Лоранс, которая была у нас в гостях в 2005 году и с которой мы до сих пор ведем переписку.
Пополнение фондов музея идет постоянно. Я очень благодарна известному тюменскому художнику Игорю Рязанцеву, передавшему в музей картину «Григорий Распутин». Написал он ее после экскурсии. Наши экскурсанты подолгу задерживаются около этого портрета – принципиально по-новому написанного. Распутин не изображен на нем в красно-черных тонах, с демоническим взглядом, на портрете Рязанцева он светлоглазый, молодой, чистый и очень открытый миру. При первом же взгляде на портрет я подумала: «Да, он такой и был». Художнику удалось передать то, о чем я говорю на экскурсии два часа. Рядом с портретом очень любят фотографироваться посетители музея.
Сегодня же наша экспозиция пополнится еще одним уникальным экспонатом.
Генеральный директор ОАО «Газснаб» Виктор Рябков передает в музей подлинный погон с шинели Николая Второго. Он займет достойное место в экспозиции музея. Марина СМИРНОВА, директор музея