Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

За колючей проволокой

Два фильма про концентрационные лагеря

Культура, 09:01, 07 декабря 2014,
Слушать новость
За колючей проволокой. Два фильма про концентрационные лагеря.

Концентрационные лагеря. Одна из самых страшных страниц в истории Второй мировой. Освенцим, Дахау, Бухенвальд. Список можно продолжать, эти и другие названия знакомы практически всем. Каждое из них на уровне подсознания вызывает какое-то трудно объяснимое беспокойство, страх, отторжение. Вероятно, именно поэтому теме лагерей не часто посвящают фильмы. Очень трудно заставить себя приподнять завесу тайны, слишком много боли и страдания за ней. Тем не менее находятся сценаристы и режиссеры, у которых хватает решимости. Их работам посвящена сегодняшняя кино-рецензия.
«Пассажирка» (режиссер Анджей Мунк, Витольд Лесевич; Польша, 1963 год)

В послевоенные годы на большом круизном лайнере случайно встречаются бывшая узница Освенцима полька Марта и одна из надзирателей этого лагеря Лиза. Бывшая эсэсовка первой узнает заключенную, которая была в ее непосредственном подчинении и рассказывает мужу о тех временах, пытаясь обелить себя, выставить жертвой обстоятельств. После беседы с супругом Лиза начинает вспоминать годы службы в Освенциме, и зритель узнает, как все было на самом деле.

Два фильма про концентрационные лагеря

К сожалению, режиссер Анджей Мунк погиб в автомобильной катастрофе и не успел закончить работу над фильмом, заснята была только его лагерная часть. Спустя два года работу завершил ассистент Мунка Витольд Лесевич. В комментариях, предваряющих картину, он поясняет, что не решился продолжить режиссерскую мысль и отвечать на поставленные Мунком вопросы. В итоге неснятые эпизоды заменили фотоколлажем, сделанным на основе рабочих материалов.

Два фильма про концентрационные лагеря

Однако это ничуть не портит впечатления от фильма. Перед зрителем разворачивается напряженное психологическое противостояние между Мартой и Лизой. Жаль только, что Мунк не успел снять один из самых важных кадров — момент, когда заключенная узнает свою надзирательницу и встретится с ней взглядом.

«Помни имя свое» (режиссер Сергей Колосов; СССР – Польша, 1974 год)

Главная героиня Зинаида Воробьева вместе с маленьким сыном Геной попадает в Освенцим. Там женщину и ребенка селят в разных бараках и несколько лет они видятся лишь урывками, с постоянным риском для жизни. При приближении советских войск немцы начинают срочную эвакуацию, взрослых увозят, а дети остаются в лагере. Зинаиду разлучают с сыном и два с лишним десятилетия она ничего не знает о его судьбе, хотя все это время продолжает искать и не теряет надежды. Наконец выясняется, что Гена остался жив и его вырастила польская семья. Спустя много лет мать и сын увидятся вновь.

Два фильма про концентрационные лагеря

В советское время фильм приняли очень тепло. Это неудивительно, к Зинаиде проникаешься симпатией и вместе с ней переживаешь все трудности и невзгоды. Команде, работавшей над картиной, удалось передать ощущение безмерной тоски и безнадежности главной героини, у которой отобрали самое дорогое.

Даже в наши дни картина смотрится с большим интересом, для своего же времени он был пусть небольшим, но прорывом. Тема пребывания людей, к тому же женщин, в условиях немецкого концлагеря раньше подавалась лишь с непременным героическим пафосом и клишированными фразами. При этом личностные переживания и трагедия оставались за кадром.

Два фильма про концентрационные лагеря

Один из главных плюсов фильма в том, что героика и патриотический пафос отходят в нем на второй план. На первый выходит тема выживания сильной личности в нечеловеческих условиях.

Концентрационные лагеря. Одна из самых страшных страниц в истории Второй мировой. Освенцим, Дахау, Бухенвальд. Список можно продолжать, эти и другие названия знакомы практически всем. Каждое из них на уровне подсознания вызывает какое-то трудно объяснимое беспокойство, страх, отторжение. Вероятно, именно поэтому теме лагерей не часто посвящают фильмы. Очень трудно заставить себя приподнять завесу тайны, слишком много боли и страдания за ней. Тем не менее находятся сценаристы и режиссеры, у которых хватает решимости. Их работам посвящена сегодняшняя кино-рецензия.
«Пассажирка» (режиссер Анджей Мунк, Витольд Лесевич; Польша, 1963 год)

В послевоенные годы на большом круизном лайнере случайно встречаются бывшая узница Освенцима полька Марта и одна из надзирателей этого лагеря Лиза. Бывшая эсэсовка первой узнает заключенную, которая была в ее непосредственном подчинении и рассказывает мужу о тех временах, пытаясь обелить себя, выставить жертвой обстоятельств. После беседы с супругом Лиза начинает вспоминать годы службы в Освенциме, и зритель узнает, как все было на самом деле.

Два фильма про концентрационные лагеря

К сожалению, режиссер Анджей Мунк погиб в автомобильной катастрофе и не успел закончить работу над фильмом, заснята была только его лагерная часть. Спустя два года работу завершил ассистент Мунка Витольд Лесевич. В комментариях, предваряющих картину, он поясняет, что не решился продолжить режиссерскую мысль и отвечать на поставленные Мунком вопросы. В итоге неснятые эпизоды заменили фотоколлажем, сделанным на основе рабочих материалов.

Два фильма про концентрационные лагеря

Однако это ничуть не портит впечатления от фильма. Перед зрителем разворачивается напряженное психологическое противостояние между Мартой и Лизой. Жаль только, что Мунк не успел снять один из самых важных кадров — момент, когда заключенная узнает свою надзирательницу и встретится с ней взглядом.

«Помни имя свое» (режиссер Сергей Колосов; СССР – Польша, 1974 год)

Главная героиня Зинаида Воробьева вместе с маленьким сыном Геной попадает в Освенцим. Там женщину и ребенка селят в разных бараках и несколько лет они видятся лишь урывками, с постоянным риском для жизни. При приближении советских войск немцы начинают срочную эвакуацию, взрослых увозят, а дети остаются в лагере. Зинаиду разлучают с сыном и два с лишним десятилетия она ничего не знает о его судьбе, хотя все это время продолжает искать и не теряет надежды. Наконец выясняется, что Гена остался жив и его вырастила польская семья. Спустя много лет мать и сын увидятся вновь.

Два фильма про концентрационные лагеря

В советское время фильм приняли очень тепло. Это неудивительно, к Зинаиде проникаешься симпатией и вместе с ней переживаешь все трудности и невзгоды. Команде, работавшей над картиной, удалось передать ощущение безмерной тоски и безнадежности главной героини, у которой отобрали самое дорогое.

Даже в наши дни картина смотрится с большим интересом, для своего же времени он был пусть небольшим, но прорывом. Тема пребывания людей, к тому же женщин, в условиях немецкого концлагеря раньше подавалась лишь с непременным героическим пафосом и клишированными фразами. При этом личностные переживания и трагедия оставались за кадром.

Два фильма про концентрационные лагеря

Один из главных плюсов фильма в том, что героика и патриотический пафос отходят в нем на второй план. На первый выходит тема выживания сильной личности в нечеловеческих условиях.



В Тюмень с гастролями приедут актеры Самарского академического театра драмы

06 мая

Школьники побывали на экскурсиях в мастерской Тюменского махрового ковра

06 мая