Размер шрифта +
Цветовая схема A A A

За колючей проволокой

Два фильма про концентрационные лагеря

9:01, 7 декабря 2014,
Слушать новость
За колючей проволокой. Два фильма про концентрационные лагеря. Концентрационные лагеря. Одна из самых страшных страниц в истории Второй мировой. Освенцим, Дахау, Бухенвальд. Список можно продолжать, эти и другие названия знакомы практически всем. Каждое из них на уровне подсознания вызывает какое-то трудно объяснимое беспокойство, страх, отторжение. Вероятно, именно поэтому теме лагерей не часто посвящают фильмы. Очень трудно заставить себя приподнять завесу тайны, слишком много боли и страдания за ней. Тем не менее находятся сценаристы и режиссеры, у которых хватает решимости. Их работам посвящена сегодняшняя кино-рецензия. «Пассажирка» (режиссер Анджей Мунк, Витольд Лесевич; Польша, 1963 год) В послевоенные годы на большом круизном лайнере случайно встречаются бывшая узница Освенцима полька Марта и одна из надзирателей этого лагеря Лиза. Бывшая эсэсовка первой узнает заключенную, которая была в ее непосредственном подчинении и рассказывает мужу о тех временах, пытаясь обелить себя, выставить жертвой обстоятельств. После беседы с супругом Лиза начинает вспоминать годы службы в Освенциме, и зритель узнает, как все было на самом деле. К сожалению, режиссер Анджей Мунк погиб в автомобильной катастрофе и не успел закончить работу над фильмом, заснята была только его лагерная часть. Спустя два года работу завершил ассистент Мунка Витольд Лесевич. В комментариях, предваряющих картину, он поясняет, что не решился продолжить режиссерскую мысль и отвечать на поставленные Мунком вопросы. В итоге неснятые эпизоды заменили фотоколлажем, сделанным на основе рабочих материалов. Однако это ничуть не портит впечатления от фильма. Перед зрителем разворачивается напряженное психологическое противостояние между Мартой и Лизой. Жаль только, что Мунк не успел снять один из самых важных кадров — момент, когда заключенная узнает свою надзирательницу и встретится с ней взглядом. «Помни имя свое» (режиссер Сергей Колосов; СССР – Польша, 1974 год) Главная героиня Зинаида Воробьева вместе с маленьким сыном Геной попадает в Освенцим. Там женщину и ребенка селят в разных бараках и несколько лет они видятся лишь урывками, с постоянным риском для жизни. При приближении советских войск немцы начинают срочную эвакуацию, взрослых увозят, а дети остаются в лагере. Зинаиду разлучают с сыном и два с лишним десятилетия она ничего не знает о его судьбе, хотя все это время продолжает искать и не теряет надежды. Наконец выясняется, что Гена остался жив и его вырастила польская семья. Спустя много лет мать и сын увидятся вновь. В советское время фильм приняли очень тепло. Это неудивительно, к Зинаиде проникаешься симпатией и вместе с ней переживаешь все трудности и невзгоды. Команде, работавшей над картиной, удалось передать ощущение безмерной тоски и безнадежности главной героини, у которой отобрали самое дорогое. Даже в наши дни картина смотрится с большим интересом, для своего же времени он был пусть небольшим, но прорывом. Тема пребывания людей, к тому же женщин, в условиях немецкого концлагеря раньше подавалась лишь с непременным героическим пафосом и клишированными фразами. При этом личностные переживания и трагедия оставались за кадром. Один из главных плюсов фильма в том, что героика и патриотический пафос отходят в нем на второй план. На первый выходит тема выживания сильной личности в нечеловеческих условиях.

Концентрационные лагеря. Одна из самых страшных страниц в истории Второй мировой. Освенцим, Дахау, Бухенвальд. Список можно продолжать, эти и другие названия знакомы практически всем. Каждое из них на уровне подсознания вызывает какое-то трудно объяснимое беспокойство, страх, отторжение. Вероятно, именно поэтому теме лагерей не часто посвящают фильмы. Очень трудно заставить себя приподнять завесу тайны, слишком много боли и страдания за ней. Тем не менее находятся сценаристы и режиссеры, у которых хватает решимости. Их работам посвящена сегодняшняя кино-рецензия.
«Пассажирка» (режиссер Анджей Мунк, Витольд Лесевич; Польша, 1963 год)

В послевоенные годы на большом круизном лайнере случайно встречаются бывшая узница Освенцима полька Марта и одна из надзирателей этого лагеря Лиза. Бывшая эсэсовка первой узнает заключенную, которая была в ее непосредственном подчинении и рассказывает мужу о тех временах, пытаясь обелить себя, выставить жертвой обстоятельств. После беседы с супругом Лиза начинает вспоминать годы службы в Освенциме, и зритель узнает, как все было на самом деле.

К сожалению, режиссер Анджей Мунк погиб в автомобильной катастрофе и не успел закончить работу над фильмом, заснята была только его лагерная часть. Спустя два года работу завершил ассистент Мунка Витольд Лесевич. В комментариях, предваряющих картину, он поясняет, что не решился продолжить режиссерскую мысль и отвечать на поставленные Мунком вопросы. В итоге неснятые эпизоды заменили фотоколлажем, сделанным на основе рабочих материалов.

Однако это ничуть не портит впечатления от фильма. Перед зрителем разворачивается напряженное психологическое противостояние между Мартой и Лизой. Жаль только, что Мунк не успел снять один из самых важных кадров — момент, когда заключенная узнает свою надзирательницу и встретится с ней взглядом.

«Помни имя свое» (режиссер Сергей Колосов; СССР – Польша, 1974 год)

Главная героиня Зинаида Воробьева вместе с маленьким сыном Геной попадает в Освенцим. Там женщину и ребенка селят в разных бараках и несколько лет они видятся лишь урывками, с постоянным риском для жизни. При приближении советских войск немцы начинают срочную эвакуацию, взрослых увозят, а дети остаются в лагере. Зинаиду разлучают с сыном и два с лишним десятилетия она ничего не знает о его судьбе, хотя все это время продолжает искать и не теряет надежды. Наконец выясняется, что Гена остался жив и его вырастила польская семья. Спустя много лет мать и сын увидятся вновь.

В советское время фильм приняли очень тепло. Это неудивительно, к Зинаиде проникаешься симпатией и вместе с ней переживаешь все трудности и невзгоды. Команде, работавшей над картиной, удалось передать ощущение безмерной тоски и безнадежности главной героини, у которой отобрали самое дорогое.

Даже в наши дни картина смотрится с большим интересом, для своего же времени он был пусть небольшим, но прорывом. Тема пребывания людей, к тому же женщин, в условиях немецкого концлагеря раньше подавалась лишь с непременным героическим пафосом и клишированными фразами. При этом личностные переживания и трагедия оставались за кадром.

Один из главных плюсов фильма в том, что героика и патриотический пафос отходят в нем на второй план. На первый выходит тема выживания сильной личности в нечеловеческих условиях.

Читайте также

Новость Тюмени: В Тюмени вспомнят историю подвига Прасковьи Луполовой

В Тюмени вспомнят историю подвига Прасковьи Луполовой

26 сентября

Новость Тюмени: Тюменский театр кукол представил новый спектакль «Три поросенка»

Тюменский театр кукол представил новый спектакль «Три поросенка»

14 сентября

Новость Тюмени: Генеральным директором ТКТО назначили Веронику Кирюшину

Генеральным директором ТКТО назначили Веронику Кирюшину

30 августа