Размер шрифта +
Цветовая схема A A A

Польский взгляд на Вторую мировую

Три фильма о войне от пана Анджея Вайды

10:25, 30 ноября 2014,
Слушать новость
Польский взгляд на Вторую мировую. Три фильма о войне от пана Анджея Вайды. Перенесемся на пару минут в прошлое. Далекий 1954 год, Польша. Молодой Анджей Вайда приступает к съемкам своего первого полнометражного фильма «Поколение». Вряд ли начинающий режиссер предполагал тогда, что эта работа разрастется до полноценной трилогии, благодаря которой его имя узнают далеко за пределами родной Польши. Однако получилось именно так. История Польши времен Второй мировой очень противоречива. Докопаться до истины, найти правых и виноватых крайне сложно, если вообще возможно. Однако Вайда и не пытается этого делать. Главная его цель – показать, сколь неоднозначен был описываемый период, сколь легко было ошибиться, поверить в обманчивые идеалы. Прерогативу делать выводы режиссер оставляет зрителю. «Поколение» (1954 год) 1942 год. Польша оккупирована немцами. Главный герой Стах Мазур знакомится с девушкой Доротой, состоящей в подпольной коммунистической ячейке. Новая подруга убеждает юношу вступить в ее группу, которая стремится помочь узникам еврейского гетто. Главная тема этого фильма -- борьба с самим собой. Стах, которому казалось, что все предельно просто: вот друзья и враги; это правда, а это ложь, разочаровывается в своих идеалах. Он с ужасом понимает, что нет однозначно правых и виноватых, и зачастую цель, за которую боролся, оказывается абсолютно бессмысленной. В адрес «Поколения» слышится много упреков. Многие критики (в особенности западные) называют его «коммунистической агиткой» и обвиняют в наивности. Возможно, отчасти это и справедливо. Однако главное, что это кино стало отправной точкой, оно подняло очень непростую тему, которая нашла продолжение в последующих фильмах трилогии. «Канал» (1957 год) Действие разворачивается в 1944 году во время Варшавского восстания. Бойцы терпящей поражение Армии Крайовой принимают решение уходить от немцев по канализационным каналам. Они еще не знают, что ожидает их впереди. «Канал» условно можно разделить на две совершенно полярные части. Первая представляет собой достаточно стандартное кино о войне: живенькие перестрелки, перемежаемые время от времени диалогами. Во второй части, которая проходит в коллекторе, стилистика повествования кардинально меняется. Перед зрителем разворачивается сложная философская притча, по своей глубине сопоставимая с работами Андрея Тарковского. Немцы запускают в тоннели газ, от которого у беглецов начинаются галлюцинации. Грань между реальностью и вымыслом стирается, герои фильма оказываются в критической ситуации, в которой вскрывается истинная сущность каждого из них. Блуждания по лабиринтам коллектора превращается в путешествие в потаенные уголки сознания, и никто не может предсказать, чем оно закончится. «Пепел и алмаз» (1958 год) Весна 1945 года. Вторая мировая практически завершилась. В Польше царит хаос, страна на грани гражданской войны. Из-за политических разногласий люди, еще совсем недавно воевавшие ради общей цели, становятся противниками и убивают друг друга. Главный герой Мацек, который уже не первый год в сопротивлении, получает очередное задание -- устранить высокопоставленного чиновника. Обстоятельства складываются так, что Мацек и его командир по ошибке убивают невиновных и теперь вынуждены скрываться. Основная тема фильма «Пепел и алмаз» в большей степени перекликается с «Поколением», только на этот раз Вайда копнул намного глубже и показал проблему нравственного выбора во всем ее многообразии. Цели, которые казались Мацеку безукоризненно правильными, оказываются ошибочными. Он понял это слишком поздно, и цена подобной ошибки очень высока.

Перенесемся на пару минут в прошлое. Далекий 1954 год, Польша. Молодой Анджей Вайда приступает к съемкам своего первого полнометражного фильма «Поколение». Вряд ли начинающий режиссер предполагал тогда, что эта работа разрастется до полноценной трилогии, благодаря которой его имя узнают далеко за пределами родной Польши. Однако получилось именно так.

История Польши времен Второй мировой очень противоречива. Докопаться до истины, найти правых и виноватых крайне сложно, если вообще возможно. Однако Вайда и не пытается этого делать. Главная его цель – показать, сколь неоднозначен был описываемый период, сколь легко было ошибиться, поверить в обманчивые идеалы. Прерогативу делать выводы режиссер оставляет зрителю.

«Поколение» (1954 год)

1942 год. Польша оккупирована немцами. Главный герой Стах Мазур знакомится с девушкой Доротой, состоящей в подпольной коммунистической ячейке. Новая подруга убеждает юношу вступить в ее группу, которая стремится помочь узникам еврейского гетто.

Главная тема этого фильма -- борьба с самим собой. Стах, которому казалось, что все предельно просто: вот друзья и враги; это правда, а это ложь, разочаровывается в своих идеалах. Он с ужасом понимает, что нет однозначно правых и виноватых, и зачастую цель, за которую боролся, оказывается абсолютно бессмысленной.

В адрес «Поколения» слышится много упреков. Многие критики (в особенности западные) называют его «коммунистической агиткой» и обвиняют в наивности. Возможно, отчасти это и справедливо. Однако главное, что это кино стало отправной точкой, оно подняло очень непростую тему, которая нашла продолжение в последующих фильмах трилогии.

«Канал» (1957 год)

Действие разворачивается в 1944 году во время Варшавского восстания. Бойцы терпящей поражение Армии Крайовой принимают решение уходить от немцев по канализационным каналам. Они еще не знают, что ожидает их впереди.

«Канал» условно можно разделить на две совершенно полярные части. Первая представляет собой достаточно стандартное кино о войне: живенькие перестрелки, перемежаемые время от времени диалогами. Во второй части, которая проходит в коллекторе, стилистика повествования кардинально меняется. Перед зрителем разворачивается сложная философская притча, по своей глубине сопоставимая с работами Андрея Тарковского.

Немцы запускают в тоннели газ, от которого у беглецов начинаются галлюцинации. Грань между реальностью и вымыслом стирается, герои фильма оказываются в критической ситуации, в которой вскрывается истинная сущность каждого из них. Блуждания по лабиринтам коллектора превращается в путешествие в потаенные уголки сознания, и никто не может предсказать, чем оно закончится.

«Пепел и алмаз» (1958 год)

Весна 1945 года. Вторая мировая практически завершилась. В Польше царит хаос, страна на грани гражданской войны. Из-за политических разногласий люди, еще совсем недавно воевавшие ради общей цели, становятся противниками и убивают друг друга. Главный герой Мацек, который уже не первый год в сопротивлении, получает очередное задание -- устранить высокопоставленного чиновника. Обстоятельства складываются так, что Мацек и его командир по ошибке убивают невиновных и теперь вынуждены скрываться.

Основная тема фильма «Пепел и алмаз» в большей степени перекликается с «Поколением», только на этот раз Вайда копнул намного глубже и показал проблему нравственного выбора во всем ее многообразии. Цели, которые казались Мацеку безукоризненно правильными, оказываются ошибочными. Он понял это слишком поздно, и цена подобной ошибки очень высока.

Читайте также

Новость Тюмени: Расходы по ремонту обрушившегося исторического дома в Тюмени лягут на арендатора

Расходы по ремонту обрушившегося исторического дома в Тюмени лягут на арендатора

25 мая

Новость Тюмени: Тюменцы увидят показ подростков по сценическому движению и речи

Тюменцы увидят показ подростков по сценическому движению и речи

22 мая

Новость Тюмени: Традиции через современность: как прошла «Ночь музеев» в Тюмени

Традиции через современность: как прошла «Ночь музеев» в Тюмени

22 мая