Размер шрифта +
Цветовая схема A A A

Как поступили бы вы?

Два фильма о войне, в которых главные герои совсем не герои

18:11, 17 ноября 2014,
Слушать новость
Как поступили бы вы?. Два фильма о войне, в которых главные герои совсем не герои. Согласитесь, трусливым слабохарактерным людям редко посвящают фильмы, в особенности если речь идет о военном кино. В лучшем случае трусам отводятся роли второстепенных персонажей, чьи недостойные поступки подчеркивают положительные качества главных героев. Это закономерно, увиденное на экране зритель пытается примерить на себя, и быть слабаком никому не хочется. Когда по ходу развития сюжета наблюдаешь за поведением, например, предателя, невольно появляются мысли типа: «Как можно так низко опуститься?! Я бы наверняка поступил иначе». Так ли все однозначно, и можно ли в полной мере назвать человека трусом за тот или иной поступок? Фильмам, пытающимся ответить на этот вопрос, посвящена сегодняшняя кинорецензия. Пятая печать (1976 год, Венгрия, режиссер Золтан Фабри) Венгрия, осень 1944 года. У власти национал-социалистская партия во главе с «последним союзником Гитлера» Ференцем Салаши. Страна на грани хаоса, салашисты арестовывают неугодных режиму людей, но многие мирные жители стараются этого не замечать, пока происходящее не коснется лично их. В небольшом питейном заведении компания из четырех друзей и присоединившегося к ним случайного посетителя беседует на отвлеченные темы. Постепенно разговор из пустякового становится весьма серьезным. Часовщик Дюрица рассказывает притчу про тирана и раба и просит собеседников выбрать для себя одну из двух ипостасей. Завязывается оживленный спор. Рассуждая о высоких материях и отстаивая  свою точку зрения, собравшиеся не подозревают, что совсем скоро их судьбы сделают крутой поворот, и на поставленный Дюрицей вопрос придется отвечать на самом деле. Идея фильма тесно связана с библейским сюжетом из «Откровения Иоанна Богослова»: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божье и за свидетельство, которое они имели». Лента «Пятая печать» придется по душе не каждому, она практически целиком построена на диалогах, затрагивает глубокие философские темы и заставляет размышлять не над самыми приятными проблемами. Однако в этом и сила картины: доискавшись до ее сути, можно найти ответ на многие сакраментальные вопросы. Пианист (2002 год, Польша, режиссер Роман Полански) События фильма разворачиваются в Варшаве. Захватив город, фашисты сгоняют всех евреев в гетто, откуда в скором времени начинают отправлять в концлагеря. Главному герою пианисту Владеку чудом удается избежать этой участи. Однако на этом мучения не заканчиваются, ему предстоит несколько лет прятаться у случайных знакомых и в заброшенных домах, пока Польшу не освободили советские войска. Картина снята по автобиографии Владислава Шпильмана, одного из самых ярких пианистов Польши 30-х годов. Режиссер Роман Полански (более точная транскрипция -- Полянски) на личном опыте знает, что происходило в Польше в период оккупации. Будучи ребенком, он оказался разлучен с родителями и пережил краковское гетто. Вырвавшись оттуда, как и главный герой фильма, он вынужден был долгое время скрываться. Именно поэтому «Пианист» получился столь сильной, жизненной картиной, которая поражает своей откровенностью. Все происходящие в фильме зверства нацистов показаны, если можно так выразиться, буднично. Избиения, пытки, убийства стали обычным повседневным явлением, оккупанты истязают людей и лишают их жизни, не задумываясь и как бы между делом. Фильм очень хорошо передает атмосферу угнетения и безнадежности: полицаи, побоями загоняющие своих соотечественников в вагоны поездов, отправляющихся в концлагеря, фашисты, убивающие и калечащие ради развлечения, беззащитные жители, которые ничего не могут противопоставить наступающему хаосу. Владек выступает в роли стороннего наблюдателя, он такой же зритель, как и мы. Главное для него -- выжить, он не пытается бороться и безвольно сносит все удары судьбы. Поначалу это вызывает негодование, однако со временем, уже после просмотра фильма, начинаешь задумываться, как поступил бы ты, обычный среднестатистический человек, в подобной ситуации? Готов ли сделать решительный шаг, зная, что он почти наверняка приведет к гибели? Хочется верить, что на такие вопросы отвечать никогда не придется.

Согласитесь, трусливым слабохарактерным людям редко посвящают фильмы, в особенности если речь идет о военном кино. В лучшем случае трусам отводятся роли второстепенных персонажей, чьи недостойные поступки подчеркивают положительные качества главных героев. Это закономерно, увиденное на экране зритель пытается примерить на себя, и быть слабаком никому не хочется. Когда по ходу развития сюжета наблюдаешь за поведением, например, предателя, невольно появляются мысли типа: «Как можно так низко опуститься?! Я бы наверняка поступил иначе». Так ли все однозначно, и можно ли в полной мере назвать человека трусом за тот или иной поступок? Фильмам, пытающимся ответить на этот вопрос, посвящена сегодняшняя кинорецензия.

Пятая печать (1976 год, Венгрия, режиссер Золтан Фабри)

Венгрия, осень 1944 года. У власти национал-социалистская партия во главе с «последним союзником Гитлера» Ференцем Салаши. Страна на грани хаоса, салашисты арестовывают неугодных режиму людей, но многие мирные жители стараются этого не замечать, пока происходящее не коснется лично их.

В небольшом питейном заведении компания из четырех друзей и присоединившегося к ним случайного посетителя беседует на отвлеченные темы. Постепенно разговор из пустякового становится весьма серьезным. Часовщик Дюрица рассказывает притчу про тирана и раба и просит собеседников выбрать для себя одну из двух ипостасей. Завязывается оживленный спор. Рассуждая о высоких материях и отстаивая  свою точку зрения, собравшиеся не подозревают, что совсем скоро их судьбы сделают крутой поворот, и на поставленный Дюрицей вопрос придется отвечать на самом деле.

Идея фильма тесно связана с библейским сюжетом из «Откровения Иоанна Богослова»: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божье и за свидетельство, которое они имели». Лента «Пятая печать» придется по душе не каждому, она практически целиком построена на диалогах, затрагивает глубокие философские темы и заставляет размышлять не над самыми приятными проблемами. Однако в этом и сила картины: доискавшись до ее сути, можно найти ответ на многие сакраментальные вопросы.

Пианист (2002 год, Польша, режиссер Роман Полански)

События фильма разворачиваются в Варшаве. Захватив город, фашисты сгоняют всех евреев в гетто, откуда в скором времени начинают отправлять в концлагеря. Главному герою пианисту Владеку чудом удается избежать этой участи. Однако на этом мучения не заканчиваются, ему предстоит несколько лет прятаться у случайных знакомых и в заброшенных домах, пока Польшу не освободили советские войска.

Картина снята по автобиографии Владислава Шпильмана, одного из самых ярких пианистов Польши 30-х годов. Режиссер Роман Полански (более точная транскрипция -- Полянски) на личном опыте знает, что происходило в Польше в период оккупации. Будучи ребенком, он оказался разлучен с родителями и пережил краковское гетто. Вырвавшись оттуда, как и главный герой фильма, он вынужден был долгое время скрываться.

Именно поэтому «Пианист» получился столь сильной, жизненной картиной, которая поражает своей откровенностью. Все происходящие в фильме зверства нацистов показаны, если можно так выразиться, буднично. Избиения, пытки, убийства стали обычным повседневным явлением, оккупанты истязают людей и лишают их жизни, не задумываясь и как бы между делом. Фильм очень хорошо передает атмосферу угнетения и безнадежности: полицаи, побоями загоняющие своих соотечественников в вагоны поездов, отправляющихся в концлагеря, фашисты, убивающие и калечащие ради развлечения, беззащитные жители, которые ничего не могут противопоставить наступающему хаосу.

Владек выступает в роли стороннего наблюдателя, он такой же зритель, как и мы. Главное для него -- выжить, он не пытается бороться и безвольно сносит все удары судьбы. Поначалу это вызывает негодование, однако со временем, уже после просмотра фильма, начинаешь задумываться, как поступил бы ты, обычный среднестатистический человек, в подобной ситуации? Готов ли сделать решительный шаг, зная, что он почти наверняка приведет к гибели? Хочется верить, что на такие вопросы отвечать никогда не придется.

Читайте также

Новость Тюмени: Ночь музеев - 2022 в Тюмени: какие выставки посетить

Ночь музеев - 2022 в Тюмени: какие выставки посетить

20 мая

Новость Тюмени: Фестиваль «Лето в Тобольском Кремле» впервые будет идти 10 дней

Фестиваль «Лето в Тобольском Кремле» впервые будет идти 10 дней

14 мая

Новость Тюмени: Тюменцы окунутся в мир истории родного региона

Тюменцы окунутся в мир истории родного региона

8 мая