Как вырастить Туполевых, Королевых, Гагариных
Для нового поколения специалистов требуются современные педагоги
В проекте бюджета РФ на последующие три года заложена сумма миллиард рублей на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Кружки технического творчества могли бы сыграть в этом направлении не последнюю роль.
Мы много говорим, что на предприятиях не стало хватать рабочих-профессионалов, что выпускники школ боятся экзаменов по физике, математике. Древние говорили: «Учение – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь». Однако до сих пор наши учебные заведения выпускают специалистов, о которых можно сказать, что они «подобны флюсу, так как знания их однобоки».
Инновационному подходу к решению задач как раз и учит техническое творчество. Оно позволяет оторваться от созерцания, вознестись над «полем боя» и посмотреть, куда же идти дальше. Первоначальное техническое творчество дает толчок к выбору профессии, научит трудиться как головой, так и руками. Более сложные направления – авиамоделизм, судомоделизм, изготовление автомоделей, моделей космической техники, дает возможность отвлечь ребят от наркомании, преступности, занять наряду со спортом большую часть свободного времени.
Для этого необходимо готовить новое поколение руководителей кружков из числа выпускников, прошедших неплохую подготовку у опытных наставников. Факультативно необходимо ввести обучение учителей начальных классов методике занятий начальным техническим творчеством.
В 2010 году Российская академия образования под руководством президента академии Владимира Горского выпустила книгу-рекомендации «Примерные программы внеурочной деятельности» для начального и основного образования школы. В ней подробно расписаны программы занятий при двухуровневой системе обучения. В перечень дополнительного образования вошли спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направления. Эти рекомендации могли бы послужить базой для факультативного курса при подготовке преподавателей начальных классов. Мастер-классы для действующих преподавателей могут организовать в учреждениях дополнительного образования.
В 2014 году у нас проходят памятные даты: 70 лет со дня образования Тюменской области и практически каждый месяц отмечаются вехи сражений Красной армии в освобождении от фашистских захватчиков стран Европы и западных регионов нашей страны в 1944–1945 гг. Потому в направления творчества кружков необходимо включить изготовление моделей военной техники, продукции тюменских заводов, работавших для фронта: АТЭ, судостроительного, пластмасс, «Механик», фанерокомбината. Молодое поколение очень мало знает об их вкладе в Победу. Итогом работы кружков стали бы конкурсы, выставки. Помочь в организации и награждении победителей могли бы городская Дума и администрация города.
К работе кружков хорошо бы подключить и спонсоров. Авиа-модельный кружок под руководством А.И. Баранова, вынужденный из-за длительного ремонта здания на ул. Мельничной, 1 пере-ехать в здание школы № 34, неоднократно занимал призовые места на различных соревнованиях благодаря спонсорам из АК «ЮТэйр». Почему бы другим фирмам тоже не взять шефство над одним из автомодельных кружков? В 50-е годы в Тюмени в школе № 25 авиамодельным кружком руководил инженер из аэропорта Плеханово. В результате более 20 выпускников школы поступили в Казанский авиационный институт и связали свою жизнь с авиацией.
Сейчас в школах пытаются ввести двухуровневую систему обучения. При такой системе школьники должны до обеда проходить обучение, а во второй половине дня, в так называемой продленке, заниматься в различных кружках по интересам. До сих пор идет дискуссия, будут ли эти кружки платными или родители должны оплачивать только обеды. Для преподавания в таких кружках потребуются грамотные специалисты, а их необходимо готовить.
Двухуровневая система позволит не только дать дополнительные знания школьникам, но и убрать их с улиц, где многие набираются вредных привычек.
Недавно мне посчастливилось купить книгу о конструкторе зенитных ракет Петре Грушине. Его имя мало знакомо простым людям, потому что до последних дней жизни он был засекречен из-за своей деятельности в обеспечении обороноспособности страны. В середине 80-х годов он все свои «академические» сбережения отдал на строительство в Химках Дома юных техников. Сам он так комментировал это решение: «Этим я отдал дань своему юношескому увлечению – авиамоделизму, и хочу, чтобы у молодых людей появилось достойное место для подобных занятий. Я когда-то начинал свои занятия, еще не понимая в полной мере, что такое модель, а потом понадобился специальный журнал. Обычный интерес, любопытство стало увлечением.
Чтобы с 8–10 лет мальчишка умел держать в руках инструмент, чтобы любой раздел науки был ему доступен, его надо подготовить к этому.
Что получается сейчас? Заканчивает молодой человек школу, а что он собой представляет? Специальности никакой, руками ничего делать не умеет. Все, что он может – сдать экзамены и поступить в институт, чтобы снова стать учеником. Странно и ошибочно, что мы не учим их изобретательству, конструированию. Ведь знания, которые они получат, пригодятся им в жизни, кем бы они ни были».
Только уделяя больше внимания техническому творчеству школьников и молодежи, мы можем получить новых Туполевых, Королевых, Гагариных.