×
В социальных сетях
В печатной версии

Сын российского адмирала

08.11.2014
00:28
Сын российского адмирала. Русский морской офицер, американский миллионер и адъютант Колчака стал изобретателем в нефтяной отрасли. Выдающийся русский флотоводец, ученый-океанограф, исследователь Арктики и автор теории непотопляемости судов, герой русско-турецкой и русско-японской войн вице-адмирал российского флота Степан Макаров навсегда вошел в историю государства Российского. Однако имя его сына, Вадима Степановича, офицера российского флота и миллионера США, кстати, побывавшего в Тюмени только раз  в своей жизни, известно лишь малому кругу исследователей. Сейчас появилась возможность восстановить жизненный путь этого незаурядного и противоречивого человека. Макаров-второй, как называли его  в годы гардемаринской и офицерской юности, был третьим ребенком в семье Степана Осиповича и Капитолины Николаевны Якимовской-Макаровой. Первая дочь адмирала, Ольга, скончалась в детстве от тяжелой болезни. Вторая, Александра, стала фрейлиной императорского двора и завершила свой земной путь во Франции. А долгожданного сына Степан Осипович искренне считал продолжателем флотской династии. К моменту трагической гибели вице-адмирала на мостике броненосца «Петропавловск» 31 марта 1904 года от взрыва японских мин  и детонации боезапаса оставшемуся в Кронштадте Вадиму Макарову исполнилось всего 12 лет. В 1906-м по личному указу Николая II Макаров-младший стал гардемарином Морского корпуса. Летом 1912-го он совершил первое в своей жизни кругосветное плавание на борту крейсера «Россия», а в октябре того же года Макаров-второй получил погоны мичмана российского флота. Необходимо отметить, что  чин мичмана соответствовал в начале ХХ века современному званию лейтенанта. Сын адмирала командовал ротой моряков на церемонии открытия памятника своему отцу в Кронштадте 24 июля 1913 года и получил назначение на должность вахтенного офицера на только что вступивший в строй Балтийского флота крейсер «Адмирал Макаров». Заметим, что этот боевой корабль находился в строю российского и советского флота с 1908-го по 1925 год. С 1922 года он являлся штабным кораблем старшего морского начальника в Петрограде… Первую мировую войну Вадим Макаров встретил в чине лейтенанта. За мужество в боях у Готланда и при защите Ревеля он получил орден святого Станислава III степени и святой Анны IV степени, а также стал кавалером Морского военного креста Великобритании. К Февральской революции 1917 года командир миноносца «Орфей» лейтенант Макаров-второй отнесся отрицательно. В мае 1917-го отправился за океан на должность помощника российского военно-морского агента (атташе). Здесь он  и познакомился с Александром Колчаком, став его адъютантом. Затем некоторое время служил старшим офицером русского крейсера «Аскольд», находившегося в Великобритании. В Россию он возвратился уже  в разгар Гражданской войны – в ноябре 1918 года. В Омске отыскал «верховного правителя России» адмирала Колчака, который назначил его начальником минно-артиллерийского отдела морского технического управления и по совместительству флагманским артиллеристом Камской флотилии. В апреле-мае 1919-го Вадим Макаров сумел захватить у красных военморов пароходы «Терек» и «Рошаль», за что получил орден святого Владимира IV степени и чин старшего лейтенанта. Вскоре Камская «белая» флотилия перестала существовать после разгрома в устье реки Чусовой. С остатками команды офицер Макаров прибыл в Тюмень. По одним данным, в июне 1919-го он квартировал в том же доме, где некогда останавливался его отец: современный адрес улица Семакова, 1. По другим – в каменной части Тюменского гостиного Двора по улице Республики, 6. В июле 1919-го на судах воссозданной им Обь-Иртышской флотилии, частично из реквизированных в Тюмени пароходов, Макаров-второй ушел в Тобольск, а оттуда – в Омск. После падения режима Колчака Вадим Макаров эмигрировал в Японию, а в 1920 году перебрался в США. Эмигрант начал свою новую жизнь грузчиком в Филадельфии. Вскоре ему улыбнулась удача. Вадим Степанович сконструировал угловой прицел для зенитной артиллерии, сумел внедрить его  в производство и основал собственную фирму широкого профиля. Он изобрел гидравлический подъемник для станций автотехобслуживания. С 1923 года фирма «Катера и яхты Макаров Инкорпорейтед» в Нью-Йорке приобрела широкую известность. Макаров сконструировал яхту по заказу композитора Сергея Рахманинова и построил собственную под названием Vamarie. Участвовал в десяти океанских гонках, а затем в 1936 году подарил ее Военно-морской академии США. С 1939 года он постоянно жил  в Бостоне, став почетным гражданином города. Накануне Второй мировой войны состояние Вадима Макарова достигло трех милли-онов долларов. В годы борьбы с фашизмом сын адмирала занимал патриотическую просталинскую позицию. Он направил телеграммы Иосифу Сталину с поздравлениями по случаю разгрома гитлеровцев на Волге и  после капитуляции фашистской Германии. Но вернуться на Родину не решился. Все-таки царский офицер был адъютантом и близким другом Колчака… В 1955 году Вадим Макаров осуществил самое главное изобретение своей жизни. Он сконструировал алмазное сверло для бурения сверхглубоких нефтяных скважин. Кстати, это изобретение Макарова-младшего используется и поныне нефтедобытчиками во многих странах мира. Русский морской офицер и американский миллионер стал участником исторической встречи Никиты Хрущева с элитой американского бизнеса в зале Woldorf Astoria в Нью-Йорке, организованной Нельсоном Рокфеллером во время визита советской делегации в США 20 сентября 1959 года. К сожалению, вернуться на Родину сыну знаменитого адмирала не довелось. Вадим Макаров скончался 2 января 1964 года в Нью-Йорке и нашел свой последний приют на кладбище города Бирмингем штата Алабама. Перед смертью он передал свою личную библиотеку и воспоминания «Материалы для истории флота в период Гражданской войны 1917–1920 гг., Сибирь» в Государственную библиотеку СССР имени Ленина.
Русский морской офицер, американский миллионер и адъютант Колчака стал изобретателем в нефтяной отрасли

Выдающийся русский флотоводец, ученый-океанограф, исследователь Арктики и автор теории непотопляемости судов, герой русско-турецкой и русско-японской войн вице-адмирал российского флота Степан Макаров навсегда вошел в историю государства Российского. Однако имя его сына, Вадима Степановича, офицера российского флота и миллионера США, кстати, побывавшего в Тюмени только раз  в своей жизни, известно лишь малому кругу исследователей. Сейчас появилась возможность восстановить жизненный путь этого незаурядного и противоречивого человека.

Макаров-второй, как называли его  в годы гардемаринской и офицерской юности, был третьим ребенком в семье Степана Осиповича и Капитолины Николаевны Якимовской-Макаровой.

Первая дочь адмирала, Ольга, скончалась в детстве от тяжелой болезни. Вторая, Александра, стала фрейлиной императорского двора и завершила свой земной путь во Франции. А долгожданного сына Степан Осипович искренне считал продолжателем флотской династии.

К моменту трагической гибели вице-адмирала на мостике броненосца «Петропавловск» 31 марта 1904 года от взрыва японских мин  и детонации боезапаса оставшемуся в Кронштадте Вадиму Макарову исполнилось всего 12 лет.

В 1906-м по личному указу Николая II Макаров-младший стал гардемарином Морского корпуса. Летом 1912-го он совершил первое в своей жизни кругосветное плавание на борту крейсера «Россия», а в октябре того же года Макаров-второй получил погоны мичмана российского флота. Необходимо отметить, что  чин мичмана соответствовал в начале ХХ века современному званию лейтенанта.

Сын адмирала командовал ротой моряков на церемонии открытия памятника своему отцу в Кронштадте 24 июля 1913 года и получил назначение на должность вахтенного офицера на только что вступивший в строй Балтийского флота крейсер «Адмирал Макаров». Заметим, что этот боевой корабль находился в строю российского и советского флота с 1908-го по 1925 год. С 1922 года он являлся штабным кораблем старшего морского начальника в Петрограде…

Первую мировую войну Вадим Макаров встретил в чине лейтенанта. За мужество в боях у Готланда и при защите Ревеля он получил орден святого Станислава III степени и святой Анны IV степени, а также стал кавалером Морского военного креста Великобритании.

К Февральской революции 1917 года командир миноносца «Орфей» лейтенант Макаров-второй отнесся отрицательно. В мае 1917-го отправился за океан на должность помощника российского военно-морского агента (атташе). Здесь он  и познакомился с Александром Колчаком, став его адъютантом.

Затем некоторое время служил старшим офицером русского крейсера «Аскольд», находившегося в Великобритании.

В Россию он возвратился уже  в разгар Гражданской войны – в ноябре 1918 года. В Омске отыскал «верховного правителя России» адмирала Колчака, который назначил его начальником минно-артиллерийского отдела морского технического управления и по совместительству флагманским артиллеристом Камской флотилии. В апреле-мае 1919-го Вадим Макаров сумел захватить у красных военморов пароходы «Терек» и «Рошаль», за что получил орден святого Владимира IV степени и чин старшего лейтенанта. Вскоре Камская «белая» флотилия перестала существовать после разгрома в устье реки Чусовой. С остатками команды офицер Макаров прибыл в Тюмень.

По одним данным, в июне 1919-го он квартировал в том же доме, где некогда останавливался его отец: современный адрес улица Семакова, 1. По другим – в каменной части Тюменского гостиного Двора по улице Республики, 6.

В июле 1919-го на судах воссозданной им Обь-Иртышской флотилии, частично из реквизированных в Тюмени пароходов, Макаров-второй ушел в Тобольск, а оттуда – в Омск.

После падения режима Колчака Вадим Макаров эмигрировал в Японию, а в 1920 году перебрался в США. Эмигрант начал свою новую жизнь грузчиком в Филадельфии. Вскоре ему улыбнулась удача. Вадим Степанович сконструировал угловой прицел для зенитной артиллерии, сумел внедрить его  в производство и основал собственную фирму широкого профиля. Он изобрел гидравлический подъемник для станций автотехобслуживания.

С 1923 года фирма «Катера и яхты Макаров Инкорпорейтед» в Нью-Йорке приобрела широкую известность. Макаров сконструировал яхту по заказу композитора Сергея Рахманинова и построил собственную под названием Vamarie. Участвовал в десяти океанских гонках, а затем в 1936 году подарил ее Военно-морской академии США. С 1939 года он постоянно жил  в Бостоне, став почетным гражданином города. Накануне Второй мировой войны состояние Вадима Макарова достигло трех милли-онов долларов.

В годы борьбы с фашизмом сын адмирала занимал патриотическую просталинскую позицию. Он направил телеграммы Иосифу Сталину с поздравлениями по случаю разгрома гитлеровцев на Волге и  после капитуляции фашистской Германии. Но вернуться на Родину не решился. Все-таки царский офицер был адъютантом и близким другом Колчака…

В 1955 году Вадим Макаров осуществил самое главное изобретение своей жизни. Он сконструировал алмазное сверло для бурения сверхглубоких нефтяных скважин. Кстати, это изобретение Макарова-младшего используется и поныне нефтедобытчиками во многих странах мира.

Русский морской офицер и американский миллионер стал участником исторической встречи Никиты Хрущева с элитой американского бизнеса в зале Woldorf Astoria в Нью-Йорке, организованной Нельсоном Рокфеллером во время визита советской делегации в США 20 сентября 1959 года.

К сожалению, вернуться на Родину сыну знаменитого адмирала не довелось. Вадим Макаров скончался 2 января 1964 года в Нью-Йорке и нашел свой последний приют на кладбище города Бирмингем штата Алабама.

Перед смертью он передал свою личную библиотеку и воспоминания «Материалы для истории флота в период Гражданской войны 1917–1920 гг., Сибирь» в Государственную библиотеку СССР имени Ленина.

1333Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Ухудшение погоды ожидается на двое суток.
Она называется «Все не то, чем кажется».
211 жителей региона набрали максимальное количество баллов.
Принять участие в нем могут все желающие.
По народному календарю – Кумохин день. Если на рябине рано пожелтели листья, то жди раннюю зиму.
Ее главными героями станут представители старшего поколения.
Опрос
Что вы думаете о платных парковках?
Деньги за парковку идут на развитие дорожной сети
Я против, так как привык парковаться бесплатно
Платные парковки снизят нагрузку на центр города
Я вообще за платный въезд в центр города
Мне все равно. Я езжу на общественном транспорте

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное