Размер шрифта +
Цветовая схема A A A

Взгляд из вражеского окопа

Два знаковых немецких фильма о второй мировой

12:14, 5 октября 2014,
Слушать новость
Взгляд из вражеского окопа. Два знаковых немецких фильма о второй мировой. Продолжаем публиковать рецензии на фильмы посвященные Великой Отечественной и Второй мировой. Эти материалы приурочены к годовщине великой победы, которая будет праздноваться в следующем году. Обозреватель газеты отбирает интересные, но при этом не столь известные широкой публике кинокартины. В предыдущих материалах речь шла о советском и российском кино. Сегодня поговорим о кино немецком. Подводная лодка (1981 год, реж. Вольфганг Петерсен) События разворачиваются осенью 1941 года. В Атлантическом океане идут бои между германским и английским флотом. Немецкая подводная лодка U-96, экипаж которой стоит преимущественно из молодых солдат и офицеров, отправляется на боевое задание. Большинство подводников ведут себя достаточно беззаботно, коротая свободное время между вахтами и учебными тревогами в нехитрых развлечениях. Так продолжается до тех пор пока их подлодка не сталкивается с противником. Экипажу приходится на собственном опыте узнать, что такое война. В 1983 году «Подводная лодка» (в оригинале «Das Boot» -- «Лодка») представляла ФРГ на Московском кинофестивале. Точнее представить свою страну фильм не смог, его запретили показывать даже кинокритикам, не говоря уже о массовом зрителе. Что же испугало представителей высоких советских инстанций? Скорее всего причина в посыле картины. Немцы предстают перед нами не жестокими врагами, а обычными людьми с их болью, страхами, надеждами, переживаниями. Русскому человеку такое видение ситуации по понятным причинам принять тяжело. В зависимости от личных убеждений и взглядов это кино может восприниматься по разному. Отстраняясь от идейной составляющей стоит сказать, что у фильма есть много сильных сторон. Актерская игра, отличные декорации, профессиональная операторская работа и запоминающаяся музыка. Создателей картины консультировал реальный командир U-96 Генрих Леманн-Вилленброк, что помогло сделать ее более реалистичной. Сталинград (1993 год, реж. Йозеф Вильсмаер) Фильм начинается с того, что компания молодых немецких солдат отдыхает на курорте в Италии после боев в Северной Африке. Юноши еще не знают, что совсем скоро они получат назначение в 6-ю армию генерал-фелдмаршала Фридриха Паулюса и окажутся в Сталинграде, где в полной мере ощутят ужас и хаос войны. Практически во всех мемуарах о Второй мировой немецкие военные подчеркивает, что Восточный фронт и сражения с Красной армии для них самые страшные воспоминания. Они в красках описывают кровопролитные бои и тяжелые погодные условия. Многое из этого нашло отражение в фильме, он достаточно тяжелый и натуралистичный. Примечательно в нем в первую очередь то, что советские солдаты показаны как храбрые люди защищающие свою землю. Это, между прочим, большая редкость. Во многих заграничных (и к огромному сожалению в части российских) фильмов красноармейцев в лучшем случае выставляют этакими дурачками, а в худшем исключительно злобными и жестокими. Однако вернемся к фильму Йозефа Вильсмаера. Здесь используется, скажем так, ремарковский подход. В центре повествования несколько молодых людей, которые по большому счету не хотят воевать, и желают побыстрее вернуться домой, к прежней жизни. По мере развития сюжета, пройдя через все ужасы войны, юноши лишаются всех иллюзий. Техническая составляющая кинокартины на высоте. Батальные сцены поставлены на «отлично». «Сталинград» (как и «Подводная лодка») это пример, если можно так выразиться, достаточно деликатного кино о Второй Мировой. На протяжении многих лет немцы снимали именно так, делая добротные фильмы и не пытаясь перевирать исторические факты, или очернять своих противников. Немецкие киноделы лишь несколько смещали акценты, и стремилисб донести мысль о том, что виноваты не столько страна и народ сколько политический строй. Соглашаться с этим или нет, каждый решает сам, но во всяком случае от старых немецких военных фильмов не коробит. К сожалению, в последнее время ситуация начала серьезно меняться.

Продолжаем публиковать рецензии на фильмы посвященные Великой Отечественной и Второй мировой. Эти материалы приурочены к годовщине великой победы, которая будет праздноваться в следующем году. Обозреватель газеты отбирает интересные, но при этом не столь известные широкой публике кинокартины. В предыдущих материалах речь шла о советском и российском кино. Сегодня поговорим о кино немецком.
Подводная лодка (1981 год, реж. Вольфганг Петерсен)

События разворачиваются осенью 1941 года. В Атлантическом океане идут бои между германским и английским флотом. Немецкая подводная лодка U-96, экипаж которой стоит преимущественно из молодых солдат и офицеров, отправляется на боевое задание. Большинство подводников ведут себя достаточно беззаботно, коротая свободное время между вахтами и учебными тревогами в нехитрых развлечениях. Так продолжается до тех пор пока их подлодка не сталкивается с противником. Экипажу приходится на собственном опыте узнать, что такое война.

В 1983 году «Подводная лодка» (в оригинале «Das Boot» -- «Лодка») представляла ФРГ на Московском кинофестивале. Точнее представить свою страну фильм не смог, его запретили показывать даже кинокритикам, не говоря уже о массовом зрителе. Что же испугало представителей высоких советских инстанций? Скорее всего причина в посыле картины. Немцы предстают перед нами не жестокими врагами, а обычными людьми с их болью, страхами, надеждами, переживаниями. Русскому человеку такое видение ситуации по понятным причинам принять тяжело.

В зависимости от личных убеждений и взглядов это кино может восприниматься по разному. Отстраняясь от идейной составляющей стоит сказать, что у фильма есть много сильных сторон. Актерская игра, отличные декорации, профессиональная операторская работа и запоминающаяся музыка. Создателей картины консультировал реальный командир U-96 Генрих Леманн-Вилленброк, что помогло сделать ее более реалистичной.

Сталинград (1993 год, реж. Йозеф Вильсмаер)

Фильм начинается с того, что компания молодых немецких солдат отдыхает на курорте в Италии после боев в Северной Африке. Юноши еще не знают, что совсем скоро они получат назначение в 6-ю армию генерал-фелдмаршала Фридриха Паулюса и окажутся в Сталинграде, где в полной мере ощутят ужас и хаос войны.

Практически во всех мемуарах о Второй мировой немецкие военные подчеркивает, что Восточный фронт и сражения с Красной армии для них самые страшные воспоминания. Они в красках описывают кровопролитные бои и тяжелые погодные условия. Многое из этого нашло отражение в фильме, он достаточно тяжелый и натуралистичный.

Примечательно в нем в первую очередь то, что советские солдаты показаны как храбрые люди защищающие свою землю. Это, между прочим, большая редкость. Во многих заграничных (и к огромному сожалению в части российских) фильмов красноармейцев в лучшем случае выставляют этакими дурачками, а в худшем исключительно злобными и жестокими. Однако вернемся к фильму Йозефа Вильсмаера. Здесь используется, скажем так, ремарковский подход. В центре повествования несколько молодых людей, которые по большому счету не хотят воевать, и желают побыстрее вернуться домой, к прежней жизни. По мере развития сюжета, пройдя через все ужасы войны, юноши лишаются всех иллюзий. Техническая составляющая кинокартины на высоте. Батальные сцены поставлены на «отлично».

«Сталинград» (как и «Подводная лодка») это пример, если можно так выразиться, достаточно деликатного кино о Второй Мировой. На протяжении многих лет немцы снимали именно так, делая добротные фильмы и не пытаясь перевирать исторические факты, или очернять своих противников. Немецкие киноделы лишь несколько смещали акценты, и стремилисб донести мысль о том, что виноваты не столько страна и народ сколько политический строй. Соглашаться с этим или нет, каждый решает сам, но во всяком случае от старых немецких военных фильмов не коробит. К сожалению, в последнее время ситуация начала серьезно меняться.

Читайте также

Новость Тюмени: Тюменцы увидят показ подростков по сценическому движению и речи

Тюменцы увидят показ подростков по сценическому движению и речи

22 мая

Новость Тюмени: Ночь музеев - 2022 в Тюмени: какие выставки посетить

Ночь музеев - 2022 в Тюмени: какие выставки посетить

20 мая

Новость Тюмени: Фестиваль «Лето в Тобольском Кремле» впервые будет идти 10 дней

Фестиваль «Лето в Тобольском Кремле» впервые будет идти 10 дней

14 мая