По клавишам судьбы
Она порой теряется, кто есть в данную минуту… Конечно, женщина. Естественно, мама сыновей Елисея и Диомида. Но в профессиональном плане?!
Педагог по дирижированию, чтению хоровых партитур, хоровому сольфеджио института музыки, театра и хореографии Тюменской гос-академии культуры, искусств и социальных технологий – раз. Концертмейстер в школе искусств «Этюд» – два. Немножко сам себе продюсер – три. И последнее, возможно, наиболее лелеемое – сочинительница музыки, вдохновленная… Бахом и современными мастерами поэтического слова, критически относящаяся к собственным экспериментам, бережно хранящая любой бумажный отрывок, которому нынешней ночью вновь «подарила» кусочек души… Да, это Екатерина Чернышева из Верхней Пышмы Свердловской области, а теперь уже тюменка, вернее так: тюменский композитор!
Первого ноября в 12.00 на большой сцене Тюменской государственной филармонии в рамках абонемента № 21 «Всей семьей в концертный зал» состоится хоровой форум «Композиторы Тюмени – юным слушателям». В течение полутора часов именитые коллективы областного центра – хоровая капелла филармонии, академические хоры колледжа искусств и академии культуры, искусств и социальных технологий, женский хор педколледжа № 1, порядка десяти детских хоров – будут исполнять произведения Чернышевой. Сама геро-иня на этот раз займет место в зрительном зале. Такое случается редко. Есть шанс оценить результат своего творчества со стороны и вспомнить, как все начиналось…
– Екатерина Николаевна, как в вашу жизнь пришла музыка?
– Музыку любила всегда. Музыкальный руководитель детского садика постоянно говорила родителям: «Девочке надо учиться!» Мечтала о пианино… Помню, в группе стоял невысокий, сделанный из фанеры инструмент с нарисованными клавишами. Я садилась и замирала, потом как будто на них «нажимала» и «играла, играла»… Когда была в подготовительной группе, накануне дня рождения 17 января попала в больницу. И вот мама меня наконец забирает, а по дороге домой интригует: «На именины мы купили тебе ТАКОЙ подарок!» Я представила игрушечное пианинко и страшно обрадовалась. А оно оказалось настоящим – черным, блестящим. Стоит, такое огромное, в коридоре – в комнату не затащишь!
– Обычно бывает наоборот: ребенок какое-то время ходит в музыкалку и только потом ему покупают инструмент...
– Мой случай – приятное исключение. Правда, когда пришла пора записываться, родители не могли найти время. И тогда я пошла да и сама все оформила. В начале обучения мне встретились замечательные педагоги: по специальности «Фортепиано» – Лариса Владимировна Дашутина, по сольфеджио и хору – Зинаида Николаевна Осипова, которая потом стала директором этой школы. Уже с первых дней я четко понимала, что буду поступать в училище, а потом в консерваторию. Так и вышло: окончила Тобольское училище искусств, дальше Уральская государственная консерватория. И там, и там – специальность «Хоровое дирижирование».
– Как дальше жизнью распорядились?
– Училась вместе с тюменкой Ириной Бибеевой. На пятом курсе она уже подрабатывала на малой родине по специальности. В институт культуры меня пригласила Валентина Петрова: «Если при-едешь, Катя, работа будет!» Еще стремилась в Тюмень потому, что здесь жили подружки по училищу.
– Музицирование наверняка рано началось?
– Писать музыку начала почти в то же время, как стала играть. Задают этюды на развитие техники – я тут же вдохновляюсь, копирую, не забываю записывать на память, хотя никто не наставлял – сама додумалась. Помню, в музыкалку приехал какой-то пианист со своей программой. И так мне понравилось, что сочинять начала в подобном стиле. Инвенции Баха изучаю – дома творю нечто подобное: полифоническое. Все знали, что пишу, что уже готовы часть концерта для фортепиано с оркестром, пьесы, очень много лирических песен…
После консерватории стажировалась у народной артистки, профессора Клары Кацман. Она много дала мне именно по композиции и при-учила к такой мысли: сочинение написано, состоялось, значит, не надо к нему возвращаться, а если все время обновлять или чистить, конца процессу не видать!
– Когда вам лучше пишется?
– Разницы нет, лишь бы никто особо не мешал. Когда-то я записывала мелодии нотами ночью на кухне. Играть нельзя – маленький ребенок за стенкой спит. Только утром проверяла, как все звучит вживую. Сейчас могу сконцентрироваться, даже если дом полон людей…
– К чему больше душа лежит?
– К вокально-хоровым формам: песням, романсам, хоровой музыке. Мне дороги те жанры, которые связаны со словом.
– В мире композиторов больше мужчин или женщин? Мне кажется, что первых. Как вы с ними соседствуете?
– Да, мужчин. Раньше это было связано с укладом жизни, правами женщин. Сейчас наблюдается тенденция к увеличению числа композиторов-женщин. Причем талант их не менее ярок. Вообще же процент талантливых людей во все века одинаков. Только не у всех были или есть возможности свои способности развивать.
Клара Абрамовна говорила, что мне будет сложно в мире музыки: одной рукой суп варишь, второй ноты записываешь, ногами колыбельку качаешь… Сильные мира сего освобождены от бытовых заданий.
– Самая удивительная песня, которую вы «родили»?
– Одну песню с поэтом Василием Полушкиным написали за час: он отправил телефонным сообщением стихи, я тут же сочинила к ним музыку. Главное – правильно настроиться, вдохновиться. Благо поводов для этого в окружающем мире предостаточно! И спасибо Богу за все, что у меня есть!