«Подобрать ключи» к сопернику
Шахматы – это мир, в котором сочетаются спорт, наука и искусство. Говорим это постоянно, не уставая повторять. Сказанное означает, что действия любого шахматиста во время партии объясняются не только его теоретическими знаниями и умственными способностями, но и его личными способностями и художественными вкусами.
Перечисленное говорит о большом многообразии стилей и шахматных индивидуальностей игры. Однако с точки зрения психологии выделяют две категории игроков: одни играют словно против себя, другие – против конкретного соперника. Основоположником подхода, учитывающего психологические особенности соперника, считается Эмануил Ласкер: «У всякого есть какая-нибудь слабость, порожденная либо недостатком смелости или ее излишком…». Ему приписывают множество побед, одержанных благодаря изучению психологии противника.
Но, пожалуй, наибольший вклад в развитие такого подхода внес патриарх советской шахматной школы Михаил Ботвинник. Его умение «подбирать ключи» к шахматистам различных стилей со своими сильными и слабыми сторонами позволяло ему длительное время находиться на шахматном Олимпе.
В наши дни стал привычным индивидуальный подход к каждому своему сопернику. Любящего атаковать стараются заставить защищаться, а игрока – любителя позиционной игры – вовлечь в острую тактическую игру, стараясь применять малознакомые ему дебютные системы. «Постарайтесь дать партнеру такой пешечный скелет, в котором он плохо разбирается», – сказал Арон Нимцович. При таком подходе к игре происходит соревнование не просто умов, но и борьба характеров. И чтобы побеждать в каждой отдельной партии и в турнирах в целом, необходимо обладать характером одновременно и твердым, и гибким. Он должен стать натренированным и бойцовским. После поражений необходимо сохранять спокойствие, «научиться держать удар». Это можно отнести к любому виду спорта. Во время партии старайтесь быть психологически устойчивым.
Посмотрим партии корифеев: 1) Г. Пильсбери – Э. Ласкер (Петербург, 1896) 1.d4 d5 2.c4 e6 3.Kc3 Kf6 4.Kf3 c5 5.Cg5 cd 6.Ф:d4 Kc6 7.Фh4 Ce7 8.0-0-0 Фa5 9.e3 Cd7 10.Kpb1 h6 11.cd ed 12.Kd4 0-0 13.C:f6 C:f6 14.Фh5 K:d4 15.ed Ce6 16.f4 Лac8 17.f5 Л:c3 18.fe Лa3 19.ef+ Л:f7 20.ba Фb6+ 21.Cb5 Ф:b5+ 22.Kpa1 Лc7 23.Лd2 Лc4 24.Лhd1 Лc3 25.Фf5 Фc4 26.Kpb2 Л:a3 27.Фe6+ Kph7 28.Kp:a3 Фc3+ 29.Kpa4 b5+ 30.Kp:b5 Фc4+ 31.Kpa5 Cd8+, 0 : 1;
2) М. Ботвинник – М. Таль (21-я партия матча на первенство мира, Москва, 1961) 1.d4 Kf6 2.c4 g6 3.Kc3 Cg7 4.e4 d6 5.f3 Kbd7 6.Ce3 e5 7.Kge2 0-0 8.d5 Kh5 9.Фd2 f5 10.0-0-0 a6 11.Kpb1 Kdf6 12.ef gf 13.Kg3 Фe8 14.Cd3 K:g3 15.hg c5 16.Ch6 Фg6 17.g4 b5 18.C:g7 Kp:g7 19.Лh4 bc 20.Cc2 h6 21.Лdh1 Фg5 22.Ф:g5+ hg 23.Лh6 fg 24.fg C:g4 25.Лg6+ Kpf7 26.Лf1 Kpe7 27.Лg7+ Kpe8 28.Ke4 Kd7 29.K:d6+ Kpd8 30.Л:f8+ K:f8 31.K:c4 Cd7 32.Лf7 Kpc7 33.d6+, 1 : 0;
3) Ф. Земиш – А. Нимцович (Копенгаген, 1923) 1.d4 Kf6 2.c4 e6 3.Kf3 b6 4.g3 Cb7 5.Cg2 Ce7 6.Kc3 0-0 7.0-0 d5 8.Ke5 c6 9.cd cd 10.Cf4 a6 11.Лc1 b5 12.Фb3 Kc6 13.K:c6 C:c6 14.h3 Фd7 15.Kph2 Kh5 16.Cd2 f5 17.Фd1 b4 18.Kb1 Cb5 19.Лg1 Cd6 20.e4 fe 21.Ф:h5 Л:f2 22.Фg5 Лaf8 23.Kph1 Л8f5 24.Фe3 Cd3 25.Лce1 h6! (блестящий ход, белые в цугцванге), 0 : 1.
Некоторые советы шахматисту, играющему турнирную партию: 1) в течение всей партии необходимо уметь владеть своими чувствами; 2) в случае ошибки не надо делать поспешных ходов, падать духом; 3) старайтесь быть творцом за шахматной доской; 4) будьте всегда объективными при анализе позиции; 5) умейте бороться с цейтнотом. Обычно цейтнотная болезнь зарождается в молодые годы и связана с неуверенностью в себе. Но ею страдают не только начинающие, но и гроссмейстеры, что не связано со счетными способностями. Совет Ботвинника: «Чаще играйте тренировочные партии с часами, вырабатывайте навык целесообразно распоряжаться временем». Помните совет Савелия Тартаковера: «Какой ход искать? Самый лучший (как Рубинштейн) или только хороший (как Капабланка)? Самый сильный (как Ласкер) или самый энергичный (как Алехин)? Наш основанный на практике совет гласит: ищите всегда самый нелогичный ход!»
Дальнейшее совершенствование вашего мастерства должно включать в себя: 1) изучение творчества мастеров прошлого; 2) подбор дебютного материала и изучение идей, заложенных в них; 3) дальнейшее углубление своих познаний в области миттельшпиля; 4) твердое знание основных теоретических эндшпильных позиций; 5) улучшение техники расчета вариантов; 6) занятие другими видами спорта для поддержания хорошей физической формы.
В заключение для развития техники расчета постарайтесь решить два задания (Диагр. 1, 2), не передвигая фигуры, и продолжайте успешно решать задания пятого тура Х шахматного конкурса, опубликованного 23 сентября.