Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

День рождения старца

700-летию святого Сергия Радонежского посвящается...

Культура, 00:28, 26 сентября 2014,
Слушать новость
День рождения старца . 700-летию святого Сергия Радонежского посвящается....

Отныне слово «храм» для Тюменского музея изобразительных искусств – не просто часть используемого в профессиональном сообществе синонима (имеется в виду «храм муз»). 17 сентября один из залов ТМИИ и впрямь стал священным местом: здесь открылась выставка «Игумен земли Русской», приуроченная к 700-летию Сергия Радонежского, самого почитаемого святого на Руси, великого церковного и государственного деятеля.

Куратором проекта выступила искусствовед Наталья Паромова, бесконечно вдохновленная темой веры, поиска света во тьме. Посетить же в эти дни музей изобразительных искусств нужно хотя бы потому, что новую экспозицию украсила икона середины XIX века, созданная в Тобольской иконописной мастерской. На ней, недавно отреставрированной, Сергий Радонежский изображен рядом с Николаем Мирликийским и царицей Августой, ревнительницей веры Христовой в Древнем Риме, супругой императора Максимилиана.

Впрочем, интерес посетителей привлечет не только обновленная икона. Среди 47 экспонатов есть немало таких, от вида которых захватывает дух, хотя все они теснятся в небольшом помещении и на первый взгляд как будто мешают друг другу. Но нет, не мешают – дружат «по-соседски» и так или иначе связаны с именем и добрыми делами Сергия Радонежского.

Вот икона-список XIX века «Богоматерь Тихвинская», которой Сергий благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Вот «Богоматерь Смоленская» – ей преподобный молился в монашеской келье, и икона «Святая Троица», написанная в Тюмени в позапрошлом веке по шедевру Андрея Рублева, что тоже был вдохновлен примером жизни и служения Радонежского. Рядом – витрина с деревянными игрушками тоболяка по рождению Ивана Овешкова, вырезанными по романам Павла Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». На малой родине мастер начинал как косторез, затем учился в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге.
В 1918 году участвовал в создании музея игрушки в Москве. Продолжительное время жил в Сергиевом Посаде... Как тут не попробовать сделать настоящую сергиевскую игрушку, известную миру еще с XVII века?! Кстати, по легенде и сам Радонежский острым топориком мастерил для деток деревянных коников.

Не залюбуемся, так обязательно призадумаемся у полотен самого известного художника современности Ильи Глазунова. «Северная твердыня» 1968 года – это посвящение Кирилло-Белозерскому монастырю в Вологодской области, основанному Кириллом, одним из любимых учеников Радонежского. За три года построенный руками крестьян и монахов, он словно вырастает из Сиверского озера – мощный, крепкий, непобедимый. Сегодня это крупнейший и богатейший монастырь России, центр духовной жизни Русского Севера. В свое время Иван Грозный немало жаловал обители и именно Вологду хотел сделать столицей, потому как в Москве «смута, смута...»

В 15 километрах от громадного Кирилло-Белозерского монастыря стоит довольно камерный и даже изящный Ферапонтов монастырь. Его в 1988 году на бумаге запечатлел петербургский художник Олег Кукушкин. Наталья Александровна говорит, что когда входишь в собор Рождества Богородицы при монастыре, словно в фаворский свет попадаешь: стен нет, прозрачное все! И ты становишься другим, будто заново рождаешься – чистый мыслями, не успевший натворить «чудес». Обязательно прикоснитесь к истории того, кто поднял дух нашего народа перед Куликовской битвой – к истории святого Сергия Радонежского.

Отныне слово «храм» для Тюменского музея изобразительных искусств – не просто часть используемого в профессиональном сообществе синонима (имеется в виду «храм муз»). 17 сентября один из залов ТМИИ и впрямь стал священным местом: здесь открылась выставка «Игумен земли Русской», приуроченная к 700-летию Сергия Радонежского, самого почитаемого святого на Руси, великого церковного и государственного деятеля.

Куратором проекта выступила искусствовед Наталья Паромова, бесконечно вдохновленная темой веры, поиска света во тьме. Посетить же в эти дни музей изобразительных искусств нужно хотя бы потому, что новую экспозицию украсила икона середины XIX века, созданная в Тобольской иконописной мастерской. На ней, недавно отреставрированной, Сергий Радонежский изображен рядом с Николаем Мирликийским и царицей Августой, ревнительницей веры Христовой в Древнем Риме, супругой императора Максимилиана.

Впрочем, интерес посетителей привлечет не только обновленная икона. Среди 47 экспонатов есть немало таких, от вида которых захватывает дух, хотя все они теснятся в небольшом помещении и на первый взгляд как будто мешают друг другу. Но нет, не мешают – дружат «по-соседски» и так или иначе связаны с именем и добрыми делами Сергия Радонежского.

Вот икона-список XIX века «Богоматерь Тихвинская», которой Сергий благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Вот «Богоматерь Смоленская» – ей преподобный молился в монашеской келье, и икона «Святая Троица», написанная в Тюмени в позапрошлом веке по шедевру Андрея Рублева, что тоже был вдохновлен примером жизни и служения Радонежского. Рядом – витрина с деревянными игрушками тоболяка по рождению Ивана Овешкова, вырезанными по романам Павла Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». На малой родине мастер начинал как косторез, затем учился в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге.
В 1918 году участвовал в создании музея игрушки в Москве. Продолжительное время жил в Сергиевом Посаде... Как тут не попробовать сделать настоящую сергиевскую игрушку, известную миру еще с XVII века?! Кстати, по легенде и сам Радонежский острым топориком мастерил для деток деревянных коников.

Не залюбуемся, так обязательно призадумаемся у полотен самого известного художника современности Ильи Глазунова. «Северная твердыня» 1968 года – это посвящение Кирилло-Белозерскому монастырю в Вологодской области, основанному Кириллом, одним из любимых учеников Радонежского. За три года построенный руками крестьян и монахов, он словно вырастает из Сиверского озера – мощный, крепкий, непобедимый. Сегодня это крупнейший и богатейший монастырь России, центр духовной жизни Русского Севера. В свое время Иван Грозный немало жаловал обители и именно Вологду хотел сделать столицей, потому как в Москве «смута, смута...»

В 15 километрах от громадного Кирилло-Белозерского монастыря стоит довольно камерный и даже изящный Ферапонтов монастырь. Его в 1988 году на бумаге запечатлел петербургский художник Олег Кукушкин. Наталья Александровна говорит, что когда входишь в собор Рождества Богородицы при монастыре, словно в фаворский свет попадаешь: стен нет, прозрачное все! И ты становишься другим, будто заново рождаешься – чистый мыслями, не успевший натворить «чудес». Обязательно прикоснитесь к истории того, кто поднял дух нашего народа перед Куликовской битвой – к истории святого Сергия Радонежского.



В память о героях ВОВ в Тюменской области высадят 58 тысяч деревьев

07 мая

Уроки родиноведения: Валентин Солохин

07 мая