Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Реализм и достоверность в изображении войны

Знаковые советские фильмы о Великой Отечественной. Часть 3.

Культура, 10:00, 07 сентября 2014,
Слушать новость
Реализм и достоверность в изображении войны. Знаковые советские фильмы о Великой Отечественной. Часть 3..

Газета «Тюменская область сегодня» продолжает публиковать материалы о военном кино. Напоминаем, что серия публикаций приурочена к 70летию победы в Великой Отечественной войне. Обозреватель издания посмотрел более 100 работ посвященных Второй мировой вообще и ВОВ в частности, и отобрал наиболее интересные (с его точки зрения) из них. Каждую неделю будет выходить новая рецензия рассказывающая о нескольких фильмах, которые разбиты на тематические блоки. Первая подборка -- знаковые советские кинокартины.

Читайте предыдущий материал в серии: «Образ советского солдата»
Освобождение (реж. Юрий Озеров, 1968 -- 1972 годы)

Масштабная пятисерийная киноэпопея охватывающая ряд важных эпизодов Великой Отечественной войны. В картине показаны: Курская битва, освобождение Орла и Белгорода, наступательная операция «Багратион», штурм Берлина, Ялтинская конференция и другие события.

Основное отличие «Освобождения» от большинства военных лент -- масштабность. Немногие картины могут похвастать такими зрелищными, массовыми батальными сценами. Во время работы над фильмом впервые в советском кинематографе была использована панорамная съемка, поэтому зритель может увидеть войну с высоты птичьего полета. Другая отличительная особенность -- в эпопее нет ярко выраженного центрального героя. Главные действующие лица -- представители ставки верховного главнокомандования и вожди третьего рейха. Нашлось место и для рядовых бойцов и офицеров Красной армии.

Всего в картине есть 51 реальный исторический персонаж. Кстати, в ходе работы это вызвало немалые трудности. Многие прототипы героев фильма были ещё живы и команде Юрия Озерова предстояло согласовать большое количество моментов связанных с изображением их на экране. Непростой задачей оказался и подбор актеров.

К съемкам подошли очень тщательно. Картину консультировали сотни специалистов, в том числе участники Великой Отечественной. Мундир Иосифа Сталина шил его личный портной, а обмундирование для солдат и офицеров взяли с военных складов, где оно сохранилось со времён войны.

Специально для фильма на Львовском ремонтно-механическом заводе изготовили копии немецких танков «Тигр» и «Пантера», в общей сложности 18 штук. Весомую помощь оказал министр обороны Родион Малиновский, по распоряжению которого было выделено 100 советских танков. Также он разрешил привлечь 3000 военнослужащих.

Сами съёмки организовывали как полномасштабные сражения: рыли окопы, оборудовали штабы, прокладывали связь, координировали действия различных родов войск. Весь процесс режиссер контролировал с вертолета курсирующего над полем боя.

Итог, как уже упоминалось выше, -- пять полноценных фильмов высокого класса, которые поражают своей реалистичностью. Юрий Озеров не стал останавливаться на достигнутом и в последующем в числе прочих снял такие киноленты как «Битва за Москву» и «Сталинград». Они строятся по тем же принципам, что «Освобождение» и так же заслуживают внимания.

На войне как на войне (реж. Виктор Трегубович, 1968 год)

Фильм посвящен истории экипажа самоходной артиллерийской установки, принимающего участие в освобождении Правобережной Украины. В центре сюжета взаимоотношения командира самоходки гвардии младшего лейтенанта Александр Малешкина и его подчиненных. Александр свежеиспеченный выпускник училища, остальные члены экипажа старше по возрасту, и воюют уже не первый год. Стараясь выдержать грань между требованиями устава и личным отношением молодой офицер пытается наладить с ними контакт.

В отличие от «Освобождения» в этом фильме все достаточно буднично. Главное здесь не масштабные сражения, а диалоги и сцены простого солдатского быта. «На войне...» очень искренняя и правдоподобная картина. Война здесь отнюдь не абстрактное, далекое, овеянное ореолом романтики событие. Создается впечатление, что нам показывают эпизод из жизни реальных людей. В правдивости фильм может потягаться с документальным кино. Все очень живо, естественно и органично. Съемочная группа уделила огромное влияние мелочам. Форма изрядно поношенная как у рядовых так и у офицеров. Воюют они на запылившейся помятой технике.

Также достоверно переданы эмоции и диалоги персонажей. Особо стоит отметить сцену где младший лейтенант Малешкин, докладывает о гибели боевого товарища. Он говорит без эмоций, ведь на войне как на войне, все готовы к смерти. Однако за внешним спокойствием таятся боль и горечь утраты. Всему, что видишь на экране веришь на 100 процентов.

Газета «Тюменская область сегодня» продолжает публиковать материалы о военном кино. Напоминаем, что серия публикаций приурочена к 70летию победы в Великой Отечественной войне. Обозреватель издания посмотрел более 100 работ посвященных Второй мировой вообще и ВОВ в частности, и отобрал наиболее интересные (с его точки зрения) из них. Каждую неделю будет выходить новая рецензия рассказывающая о нескольких фильмах, которые разбиты на тематические блоки. Первая подборка -- знаковые советские кинокартины.

Читайте предыдущий материал в серии: «Образ советского солдата»
Освобождение (реж. Юрий Озеров, 1968 -- 1972 годы)

Масштабная пятисерийная киноэпопея охватывающая ряд важных эпизодов Великой Отечественной войны. В картине показаны: Курская битва, освобождение Орла и Белгорода, наступательная операция «Багратион», штурм Берлина, Ялтинская конференция и другие события.

Основное отличие «Освобождения» от большинства военных лент -- масштабность. Немногие картины могут похвастать такими зрелищными, массовыми батальными сценами. Во время работы над фильмом впервые в советском кинематографе была использована панорамная съемка, поэтому зритель может увидеть войну с высоты птичьего полета. Другая отличительная особенность -- в эпопее нет ярко выраженного центрального героя. Главные действующие лица -- представители ставки верховного главнокомандования и вожди третьего рейха. Нашлось место и для рядовых бойцов и офицеров Красной армии.

Всего в картине есть 51 реальный исторический персонаж. Кстати, в ходе работы это вызвало немалые трудности. Многие прототипы героев фильма были ещё живы и команде Юрия Озерова предстояло согласовать большое количество моментов связанных с изображением их на экране. Непростой задачей оказался и подбор актеров.

К съемкам подошли очень тщательно. Картину консультировали сотни специалистов, в том числе участники Великой Отечественной. Мундир Иосифа Сталина шил его личный портной, а обмундирование для солдат и офицеров взяли с военных складов, где оно сохранилось со времён войны.

Специально для фильма на Львовском ремонтно-механическом заводе изготовили копии немецких танков «Тигр» и «Пантера», в общей сложности 18 штук. Весомую помощь оказал министр обороны Родион Малиновский, по распоряжению которого было выделено 100 советских танков. Также он разрешил привлечь 3000 военнослужащих.

Сами съёмки организовывали как полномасштабные сражения: рыли окопы, оборудовали штабы, прокладывали связь, координировали действия различных родов войск. Весь процесс режиссер контролировал с вертолета курсирующего над полем боя.

Итог, как уже упоминалось выше, -- пять полноценных фильмов высокого класса, которые поражают своей реалистичностью. Юрий Озеров не стал останавливаться на достигнутом и в последующем в числе прочих снял такие киноленты как «Битва за Москву» и «Сталинград». Они строятся по тем же принципам, что «Освобождение» и так же заслуживают внимания.

На войне как на войне (реж. Виктор Трегубович, 1968 год)

Фильм посвящен истории экипажа самоходной артиллерийской установки, принимающего участие в освобождении Правобережной Украины. В центре сюжета взаимоотношения командира самоходки гвардии младшего лейтенанта Александр Малешкина и его подчиненных. Александр свежеиспеченный выпускник училища, остальные члены экипажа старше по возрасту, и воюют уже не первый год. Стараясь выдержать грань между требованиями устава и личным отношением молодой офицер пытается наладить с ними контакт.

В отличие от «Освобождения» в этом фильме все достаточно буднично. Главное здесь не масштабные сражения, а диалоги и сцены простого солдатского быта. «На войне...» очень искренняя и правдоподобная картина. Война здесь отнюдь не абстрактное, далекое, овеянное ореолом романтики событие. Создается впечатление, что нам показывают эпизод из жизни реальных людей. В правдивости фильм может потягаться с документальным кино. Все очень живо, естественно и органично. Съемочная группа уделила огромное влияние мелочам. Форма изрядно поношенная как у рядовых так и у офицеров. Воюют они на запылившейся помятой технике.

Также достоверно переданы эмоции и диалоги персонажей. Особо стоит отметить сцену где младший лейтенант Малешкин, докладывает о гибели боевого товарища. Он говорит без эмоций, ведь на войне как на войне, все готовы к смерти. Однако за внешним спокойствием таятся боль и горечь утраты. Всему, что видишь на экране веришь на 100 процентов.



Как в Тюмени прошла акция «Библионочь-2024»

24 апреля

Выставка «Вселенная Гарри Поттера» в Тюмени!

23 апреля