Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Образование со знаком качества

О современном этапе развития высшей школы

Общество, 00:41, 03 сентября 2014,
Слушать новость
Образование со знаком качества. О современном этапе развития высшей школы.

Кадровое обеспечение инновационного развития региональной экономики обусловлено ресурсным потенциалом системы профессионального образования, ее динамичностью и способностью перестраиваться с учетом потребностей соответствующих программ развития Тюменской области. Владимир Новоселов, ректор ТюмГНГУ, профессор, доктор технических наук, и Виктор Спасибов, профессор, доктор технических наук, продолжают разговор о современном этапе развития высшей школы.
Работать с информацией

Наша высшая школа, бывшая в приоритетах в СССР, скатилась с лидирующих позиций вниз мировой «турнирной таблицы». В Международном мониторинге качества образования (PISA) Россия стабильно оказывается в четвертом десятке, с каждым годом опускаясь ближе к концу списка, демонстрируя результаты значительно хуже средних по Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Последствия вполне предсказуемые, и они проявляются в ключевых отраслях науки и производства. Именно этим объясняется техническая и технологическая отсталость всего народно-хозяйственного комплекса, самая проигрышная сырьевая ориентация экономики, упадок в целом по стране реального производящего сектора. Развитие инновационной экономики, бесконечные разговоры о которой раздаются с самого верха, пока с трудом просматривается. Тюменская область, политика правительства которой позволила привлечь в 2013 году 278 миллиардов рублей инвестиций в основной капитал, а инвестиционный портфель составляет 1,3 триллиона рублей – приятное исключение.

Возникает – в который уже раз! – неизбежный вопрос: что делать? Необходимо навести порядок в самом главном – воссоздать эффективную и конкурентоспособную образовательную систему, восстановить формирование высококвалифицированных кадров.

Первое и важнейшее звено – подготовка школьников в вуз. Сегодня в системе оценки качества школьного образования главную роль играет ЕГЭ. Что мы имеем сегодня? По данным Минобрнауки РФ, средний тестовый балл ЕГЭ по математике в 2014 году упал с 49 до 39 по сравнению с прошлым годом, по физике с 54 до 45, по информатике – с 63 до 57, по английскому – с 73 до 61. «Стобалльников» почти втрое меньше (в 2013 году было 9 тыс. выпускников, в этом – чуть больше 3 тыс.). Комментарии излишни.

Что еще важно – при всех озвученных достоинствах, ЕГЭ, на наш взгляд, имеет один принципиальный недостаток. Подготовка к единому государственному экзамену нацелена, как правило, на моментальную фиксацию набора сведений и абсолютно не стимулирует аналитическую работу будущих абитуриентов. Между тем фундаментальный принцип высшей школы – не только подача готового материала, но и обучение исследовательской деятельности, приносящей новые знания, умению работать с информацией, а именно – получению знаний посредством селекции через анализ. Этого как раз и нет. Отсюда и «слабые» ребята, идущие поступать в университеты.

Проблема с умением оперировать научными знаниями остается и в зрелом возрасте. Не только школьники, но и многие взрослые, несмотря на высшее образование, научные степени и звания, не обладают самым важным навыком – умением работать с информацией. Очевидно, что стоим перед выбором: либо в ближайшее время развернем образовательные программы и в средней, и в высшей школе так, чтобы сломить эту тенденцию, либо Россия и дальше будет сдавать свои позиции в образовании, а значит, и во всех других областях.

Разумеется, в слабой школьной подготовке причин гораздо больше. Одна из них кроется как в структурах управления образованием, так и в недрах высшей школы, которая призвана обеспечивать воспроизводство всей системы образования. Надо поднимать престиж и уровень подготовки самих учителей. В школу, в 5–6 классы, должны приходить современные педагоги, понимающие перспективы экономического и социального развития общества, тонко чувствующие запросы своих юных подопечных. Если учениками не занимались именно в средней школе, не смогли заинтересовать учебой в этом возрасте, то компенсировать это в старших классах почти невозможно. Страдает и общее развитие: ребенок просто не воспринимает программу, начинает отключаться. Впоследствии такие пробелы не всегда удается заполнить в вузе.

Научно-образовательный кластер

Весь этот пласт проблем даже не регионального, а федерального уровня должен решаться специалистами в области образования. С целью выработки в регионе единой стратегии повышения качества школьного образования, координации действий, экономии средств на разработку методического обеспечения было бы целесообразно, на наш взгляд, формирование единого в Тюменской области, включая ХМАО – Югра, ЯНАО, действенного гуманитарно-педагогического научно-образовательного кластера. База, как думается, уже заложена – в 2004 году по инициативе Тюменского государственного университета была создана ассоциация «Тюменский региональный научно-образовательный комп-лекс», включившая в себя шесть вузов гуманитарного профиля
Тюменской и Курганской областей. Необходим следующий шаг.

Хотелось продолжить: «итак, лучшие выпускники школ» стали студентами. Семь лет назад, когда школу заканчивало около полутора миллиона человек, это действительно было так. Но в 2014 году выпустилось где-то 600 тысяч человек. Высшая школа поглощает 400 тысяч, то есть большую часть. Далеко не все из них лидеры ЕГЭ.
В вузы приходят, если оценивать по критериям прошлых лет, и твердые троечники. Ситуация напоминает олимпийскую эстафету, когда отставание на первом этапе приходится с большим напряжением сокращать на следующих. Перед университетом, принявшим эстафету от средней школы, стоит задача: из того, что имеем, готовить не просто квалифицированных, но и конкурентоспособных специалистов. Более того, держать марку: ТюмГНГУ – вуз, где готовят будущих «генералов».

Главное звено в системе образования – научно-педагогический коллектив. На создание школы высококвалифицированных научно–педагогических работников с современной учебно-методической и материальной базой требуется не менее 10–20 лет. Подчеркиваем – современной, то есть динамично развивающейся, отвеча-
ющей требованиям Тюменский нефтегазовый университет – технический вуз. Внимательно следим, как в передовых странах сегодня проходит технологическое проектирование и конструирование. Руководитель направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков привел пример: американская частная космонавтика добилась значительного удешевления стоимости производства за счет специальных технологий, позволяющих проводить конструирование в форме виртуальной игры.

Такие кадры готовятся лучше и быстрее, чем в традиционных логиках, подчеркнул Дмитрий Песков.

Это лишь нюанс для понимания большой проблемы. Если не перестроим образование, то и дальше будем отставать и проиграем конкуренцию. Шестой
технологический уклад, к которому подошел Запад, не появится у нас в старых организационных формах.

Научно-педагогическая школа, модернизируя формы образования, должна учитывать глобальные мировые тенденции, а не только российскую ситуацию. Во-первых, появление Интернета и цифровых технологий, давшее возможность разработки новых моделей создания, сохранения и трансляции знаний. Во- вторых, быстрое развитие нового рынка технологических стартапов в образовании. Создается совершенно новая архитектура образования, в которой те же самые задачи решаются быстрее и подчас эффективнее. В-третьих, возросшая конкуренция и быстрое развитие отраслей промышленности, следствием которых становится глобальная борьба за таланты и высокие требования к форм там подготовки по содержанию и по времени. Наконец, очень серьезен вызов «потребительского сообщества»: стремление к облегчению жизни, когда знание или информационную услугу можно получить автоматически, просто нажав кнопку или клавишу, становится опасным для когнитивных (познавательских) функций, саморазвития человека. И это тоже аргумент в пользу того, что образование не может оставаться прежним. Набирает популярность (и это здорово) так называемый когнитивный фитнес – то, что помогает в режиме онлайн развивать в любое время суток когнитивные навыки. Открытые онлайновские курсы способны обучить миллионы человек и, собственно, уже многие российские студенты, включая и студентов нефтегаза, пользуются ими. И обычный университетский преподаватель, который не готов применить арсенал новых технологий, будет вытесняться из системы.

Исходя из вышесказанного, университет подготовку профессорско-преподавательского состава, внедрение инновационных образовательных технологий определил стратегическим направлением развития вуза, обеспечения качественной подготовки студентов.

Окончание следует.

Кадровое обеспечение инновационного развития региональной экономики обусловлено ресурсным потенциалом системы профессионального образования, ее динамичностью и способностью перестраиваться с учетом потребностей соответствующих программ развития Тюменской области. Владимир Новоселов, ректор ТюмГНГУ, профессор, доктор технических наук, и Виктор Спасибов, профессор, доктор технических наук, продолжают разговор о современном этапе развития высшей школы.
Работать с информацией

Наша высшая школа, бывшая в приоритетах в СССР, скатилась с лидирующих позиций вниз мировой «турнирной таблицы». В Международном мониторинге качества образования (PISA) Россия стабильно оказывается в четвертом десятке, с каждым годом опускаясь ближе к концу списка, демонстрируя результаты значительно хуже средних по Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Последствия вполне предсказуемые, и они проявляются в ключевых отраслях науки и производства. Именно этим объясняется техническая и технологическая отсталость всего народно-хозяйственного комплекса, самая проигрышная сырьевая ориентация экономики, упадок в целом по стране реального производящего сектора. Развитие инновационной экономики, бесконечные разговоры о которой раздаются с самого верха, пока с трудом просматривается. Тюменская область, политика правительства которой позволила привлечь в 2013 году 278 миллиардов рублей инвестиций в основной капитал, а инвестиционный портфель составляет 1,3 триллиона рублей – приятное исключение.

Возникает – в который уже раз! – неизбежный вопрос: что делать? Необходимо навести порядок в самом главном – воссоздать эффективную и конкурентоспособную образовательную систему, восстановить формирование высококвалифицированных кадров.

Первое и важнейшее звено – подготовка школьников в вуз. Сегодня в системе оценки качества школьного образования главную роль играет ЕГЭ. Что мы имеем сегодня? По данным Минобрнауки РФ, средний тестовый балл ЕГЭ по математике в 2014 году упал с 49 до 39 по сравнению с прошлым годом, по физике с 54 до 45, по информатике – с 63 до 57, по английскому – с 73 до 61. «Стобалльников» почти втрое меньше (в 2013 году было 9 тыс. выпускников, в этом – чуть больше 3 тыс.). Комментарии излишни.

Что еще важно – при всех озвученных достоинствах, ЕГЭ, на наш взгляд, имеет один принципиальный недостаток. Подготовка к единому государственному экзамену нацелена, как правило, на моментальную фиксацию набора сведений и абсолютно не стимулирует аналитическую работу будущих абитуриентов. Между тем фундаментальный принцип высшей школы – не только подача готового материала, но и обучение исследовательской деятельности, приносящей новые знания, умению работать с информацией, а именно – получению знаний посредством селекции через анализ. Этого как раз и нет. Отсюда и «слабые» ребята, идущие поступать в университеты.

Проблема с умением оперировать научными знаниями остается и в зрелом возрасте. Не только школьники, но и многие взрослые, несмотря на высшее образование, научные степени и звания, не обладают самым важным навыком – умением работать с информацией. Очевидно, что стоим перед выбором: либо в ближайшее время развернем образовательные программы и в средней, и в высшей школе так, чтобы сломить эту тенденцию, либо Россия и дальше будет сдавать свои позиции в образовании, а значит, и во всех других областях.

Разумеется, в слабой школьной подготовке причин гораздо больше. Одна из них кроется как в структурах управления образованием, так и в недрах высшей школы, которая призвана обеспечивать воспроизводство всей системы образования. Надо поднимать престиж и уровень подготовки самих учителей. В школу, в 5–6 классы, должны приходить современные педагоги, понимающие перспективы экономического и социального развития общества, тонко чувствующие запросы своих юных подопечных. Если учениками не занимались именно в средней школе, не смогли заинтересовать учебой в этом возрасте, то компенсировать это в старших классах почти невозможно. Страдает и общее развитие: ребенок просто не воспринимает программу, начинает отключаться. Впоследствии такие пробелы не всегда удается заполнить в вузе.

Научно-образовательный кластер

Весь этот пласт проблем даже не регионального, а федерального уровня должен решаться специалистами в области образования. С целью выработки в регионе единой стратегии повышения качества школьного образования, координации действий, экономии средств на разработку методического обеспечения было бы целесообразно, на наш взгляд, формирование единого в Тюменской области, включая ХМАО – Югра, ЯНАО, действенного гуманитарно-педагогического научно-образовательного кластера. База, как думается, уже заложена – в 2004 году по инициативе Тюменского государственного университета была создана ассоциация «Тюменский региональный научно-образовательный комп-лекс», включившая в себя шесть вузов гуманитарного профиля
Тюменской и Курганской областей. Необходим следующий шаг.

Хотелось продолжить: «итак, лучшие выпускники школ» стали студентами. Семь лет назад, когда школу заканчивало около полутора миллиона человек, это действительно было так. Но в 2014 году выпустилось где-то 600 тысяч человек. Высшая школа поглощает 400 тысяч, то есть большую часть. Далеко не все из них лидеры ЕГЭ.
В вузы приходят, если оценивать по критериям прошлых лет, и твердые троечники. Ситуация напоминает олимпийскую эстафету, когда отставание на первом этапе приходится с большим напряжением сокращать на следующих. Перед университетом, принявшим эстафету от средней школы, стоит задача: из того, что имеем, готовить не просто квалифицированных, но и конкурентоспособных специалистов. Более того, держать марку: ТюмГНГУ – вуз, где готовят будущих «генералов».

Главное звено в системе образования – научно-педагогический коллектив. На создание школы высококвалифицированных научно–педагогических работников с современной учебно-методической и материальной базой требуется не менее 10–20 лет. Подчеркиваем – современной, то есть динамично развивающейся, отвеча-
ющей требованиям Тюменский нефтегазовый университет – технический вуз. Внимательно следим, как в передовых странах сегодня проходит технологическое проектирование и конструирование. Руководитель направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков привел пример: американская частная космонавтика добилась значительного удешевления стоимости производства за счет специальных технологий, позволяющих проводить конструирование в форме виртуальной игры.

Такие кадры готовятся лучше и быстрее, чем в традиционных логиках, подчеркнул Дмитрий Песков.

Это лишь нюанс для понимания большой проблемы. Если не перестроим образование, то и дальше будем отставать и проиграем конкуренцию. Шестой
технологический уклад, к которому подошел Запад, не появится у нас в старых организационных формах.

Научно-педагогическая школа, модернизируя формы образования, должна учитывать глобальные мировые тенденции, а не только российскую ситуацию. Во-первых, появление Интернета и цифровых технологий, давшее возможность разработки новых моделей создания, сохранения и трансляции знаний. Во- вторых, быстрое развитие нового рынка технологических стартапов в образовании. Создается совершенно новая архитектура образования, в которой те же самые задачи решаются быстрее и подчас эффективнее. В-третьих, возросшая конкуренция и быстрое развитие отраслей промышленности, следствием которых становится глобальная борьба за таланты и высокие требования к форм там подготовки по содержанию и по времени. Наконец, очень серьезен вызов «потребительского сообщества»: стремление к облегчению жизни, когда знание или информационную услугу можно получить автоматически, просто нажав кнопку или клавишу, становится опасным для когнитивных (познавательских) функций, саморазвития человека. И это тоже аргумент в пользу того, что образование не может оставаться прежним. Набирает популярность (и это здорово) так называемый когнитивный фитнес – то, что помогает в режиме онлайн развивать в любое время суток когнитивные навыки. Открытые онлайновские курсы способны обучить миллионы человек и, собственно, уже многие российские студенты, включая и студентов нефтегаза, пользуются ими. И обычный университетский преподаватель, который не готов применить арсенал новых технологий, будет вытесняться из системы.

Исходя из вышесказанного, университет подготовку профессорско-преподавательского состава, внедрение инновационных образовательных технологий определил стратегическим направлением развития вуза, обеспечения качественной подготовки студентов.

Окончание следует.



Тюменцы Александр и Мария Карсаковы живут в любви и согласии 54 года

23 декабря

Тюменская область передала шкафы для хранения экспонатов в музей «Молодой гвардии»

23 декабря