Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Сельский инженер – работник беззаветный

Общество, 00:22, 03 сентября 2014,
Слушать новость
Сельский инженер – работник беззаветный. .

Я бесконечно люблю свою профессию сельского инженера. И сча­стье мое  в том, что мне было доверено в течение девятнадцати лет (1961–1980 гг.) возглавлять инженерную службу сельского хозяйства Тюменской области. К этой интересной, ответственной и трудной ра­боте я приступил в 29 лет. Страна восстанавливалась после войны. Старые сельхозмашины требовали замены более совершенными и высокопроизводительными. Именно нашему инженерному поколению пришлось проводить полное техническое перевооружение тюменских колхозов и совхозов. Мы это сделали и этим гордимся!

Такую объемную и сложную работу под силу выполнить хорошо организованной инженерно-технической службе в хозяйствах. А комплексной механизации на селе практически не существовало. Чтобы облегчить сельский труд, инженерам пришлось проявить много изобретательности. Внедрялись новые технологии в растениеводстве, животноводстве. Маяками стали самые талантливые, преданные своей профессии технические работники, отзывающиеся на требования времени.

С таким человеком я встретился летом 1961 года – главным инженером колхоза «Коммунар» Исетского района Анатолием Сергеевичем Коневым. Его умом, а во многом и его руками был комплексно механизирован совхозный птичник. Такое сделано впервые в области, а может, даже и в стране. С лучшими инженерами Ишимского района – Владленом Валентиновичем Никитиным, Голышмановского – Сергеем Ивановичем Осиповым, Тюменского – Виталием Кузьмичем Кавериным мы выехали в «Коммунар». Там впервые увидели это чудо: механический сбор яйца от куриц-несушек, автоматическое поение птиц, уборка навоза, автоматика освещения помещения люминесцентными лампами. Более десяти тысяч кур обслуживала одна птичница! Производительность труда увеличилась почти в десять раз.

В тот же год подобную механизацию мы внедрили в колхозе «Заря» Ишимского района, в ряде других хозяйств. В 1963 году сформировали при облсельхозтехнике специализированное объединение по комплексной механизации животноводства. Работа закипела во всех районах, контролировал ее кандидат технических наук, председатель «Сельхозтехники» Максим Яковлевич Рассказов, неутомимый, всегда находящийся в поиске руководитель, инженер, талантливый специалист, умелый организатор. К 1970 году все животноводческие комплексы области были в той или иной степени механизированы.

Работники сельского хозяйства никогда не забудут непревзойденного инженера и выдающегося организатора производства, директора совхоза «Емуртлинский» Упоровского района Анатолия Дмитриевича Нохрина. За три года отстающий совхоз он  вывел в передо­вые. Проблемой всех хозяйств области была сушка зерна. Даже семенное вывозили на элеваторы, а весной к посевной возвращали обратно по бездорожью и в распутицу.

Мы с Нохриным засели за чертежи. Через два месяца к уборке урожая механизированная передвижная сушилка была готова. Провели в Емуртле областное совещание агрономов, инженеров, руководителей хозяйств. Конструкцию признали работоспособной и надежной. Началось ее внедрение во всех совхозах и колхозах. Контроль за ходом работы вел заместитель начальника областного объединения совхозов, неутомимый, инициативный, талантливый и опытный агроном Юрий Романович Клат. К своим тридцати годам он успешно поработал главным агрономом совхоза «Большевик», секретарем райкома КПСС Нижнетавдинского района, был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Среди нас, молодых специалистов, он был единственным в области, имеющим такие высокие правительственные награды. К изготовлению каркасов для сушилок обком КПСС подключил производство лесобазы. К концу года сушку зерна организовали во всех хозяйствах.

Анатолий Нохрин на этом не остановился. Через год совхоз по его же  чертежам построил зерносклад, где перемещение зерна осуществлялось пневматикой и одновременно подвергалось сушке. Огромным механизированным комплексом руководил один мастер.

Следующей новацией Нохрина стало создание бригад мастеров-наладчиков для подготовки к работе зерновых комбайнов. Мастера трудились ночью на пунктах техобслуживания, а утром комбайнеры приступали к работе на исправных, отрегулированных и смазанных машинах. Производительность на уборке урожая увеличи­лась в разы. Этот метод также внедрился в области.

В 1958 году в стране ликвидировали МТС. Технику раздали хозяйствам, а там разбросали ее по деревням, в основном она стояла около дворов меха­низаторов. Ржавела, портилась и даже расхищалась. Мы решили создать машинные дворы и разместить там технику по всем правилам хранения. Работа длилась несколько лет, но  с ее окончанием порядок навели.

Наша область первой в стране провела такую работу, а опыт после нескольких совещаний, проведенных у нас в хозяй­ствах министерством, распространялся по всей России.

Одним из самых трудных для уборки урожая оказался 1972 год. Шли непрерывные дожди. Комбайны не могли двигаться по грязи. Зерно погибало. Требовалось как-то его спасать. С главным инженером отдела механизации Красноперовым Виктором Яковлевичем попытались заменить колеса зернового комбайна на тракторный полурезиновый гусеничный ход. Изменили конструкции. Первый полугусеничный комбайн появился в совхозе «Ембаевский». Успех был такой, что конструкцию срочно стали внедрять во всей области. И много дальнейших лет она использовалась в трудных условиях. Это наше изобретение я позже видел в других регионах и даже в Латвии.

Здесь упомянуты только самые значительные достижения работников сельского хозяй­ства и названы самые талантливые и прославившие профессию сельские инженеры. Не напрасно о них написана песня:

Мы не знаем отдыха летом и зимою,
Да и в выходные мы не покладаем рук.
Такова судьба нам выпала с тобою,
Мы ведь инженеры сельские, мой друг.
И на хлебном поле, и на сенокосе
Под открытым небом инженерный цех.
Появиться всюду инженера просят,
Твой совет и помощь здесь нужны для всех.
Пусть для многих труд твой не всегда заметный
Не дает наград тебе и не принес заслуг.
Сельский инженер – работник беззаветный,
Ты на острие атаки, как всегда, мой друг!

Легендарным человеком, особенно для нас, тюменцев, был первый секретарь обкома КПСС Борис Евдокимович Щербина. Мне неоднократно приходилось встречаться с ним и отчитываться у него в кабинете на заседаниях бюро обкома, а больше всего в полях, главным образом, на уборке урожая. Однажды я находился в командировке в Армизонском районе. Целый день в полях, у комбайнов. Вернулся в гостиницу к полуночи. Дежурная сообщает:

– Вас срочно вызывает в Казанку Щербина.

Помыл в луже сапоги, в машину и в дальний путь. К утру был  в Казанке. Туда же прибыл председатель областной «Сельхозтехники» B.C. Малаев.

В семь часов утра нас встретил Борис Евдокимович. Спрашивает:

– Инженеры, можно организовать уборку зерновых так, чтобы комбайнер за смену намолачивал 100 тонн зерна?

Не успев одуматься, мы ответили:

– Да!

– Тогда возвращайтесь в районы и организуйте эту работу. Через три дня доложите.

Мы уехали. И выполнили задание. Такой высокий намолот стал доступен во многих хозяйствах области.

Это пример того, что Борис Евдокимович никогда не давал остановиться на достигнутом, ставил новые задачи. Но не безумные. Позднее мы  с Малаевым узнали, что прежде чем вызвать нас  и озадачить, Щербина с заведующим сельхозотделом B.И. Устюжаниным сделали все необходимые расчеты и убедились в возможности такого увеличения производительности комбайнов.

Хорошо знал село и многое для него делал председатель облисполкома Николай Алексеевич Чернухин. Девятый ребенок в крестьянской семье, он прекрасно сознавал сложность сельской жизни. Прежде чем быть избранным в облисполком, руководил двумя крупнейшими районами. И оба при нем резко укрепили свое основное производство, вышли в передовики. Заводоуковский район был середняком. Чернухин, изучив возможности территории, пришел к мнению, что прекрасная земля используется с малой отдачей. Сосредоточив внимание на работе с семенным фондом, он за пару лет вывел район в лучший по урожайности и качеству зерна.

Возглавив Тюменский район, понял, что здесь можно получать прибыль от жи­вотноводства, прежде всего от производства молока. И это подтвердилось. Город Тюмень стал получать молочных продуктов более чем  в два раза.

И еще несколько слов хотелось бы сказать о Юрии Романовиче Клате, но уже на посту начальника облсельхозуправления, заместителя председателя облисполкома и секретаря обкома КПСС. Такой пример преданности селу и невероятной работоспособности, думаю, трудно найти. В подтверждение один случай.

Я находился в командировке в Заводоуковске. В 23 часа Юрий Романович позвонил из Абатска, сказал, что  к утру приедет к нам.

Я встал пораньше, даже не позавтракал, решил первым встретить своего начальника. В пять часов подхожу к зданию райкома партии и к удивлению вижу: Юрий Романович уже ждет меня на крыльце. Так работать без устали, не считаясь со временем, отдаваться делу беспре­дельно может не каждый. Юрий Романович мог!

Для работы в сфере управления сельским производством отбирались луч­шие специалисты, знающие и любящие село. О каждом из них можно писать романы. Но  и из тех скромных строк, которые приведены здесь, видно, какие прекрасные специалисты и руководители были у нашего поколения.

воспоминания

Николай Иванович РЕНЕВ,

ветеран сельского хозяйства, почетный гражданин Голышмановского района:

– После окончания Омского ветеринарного института меня, молодого ветеринарного врача, приняли в совхозе Ламенском. Через год назначили заместителем директора хозяйства. Был  у меня и личный транспорт – орловские чудо-рысаки. В день проезжал по 50–60 километров: ликвидировали вспышки инфекционных заболеваний у животных. Рабочий день начинался в 6.30 и заканчивался поздно вечером, но  желаемых результатов не всегда достигали. Пришлось совершенствовать всю систему ветеринарной помощи на селе. Начали с подбора кадров, улучшили кормление и содержание скота. На фермах появились механическая дойка коров, удаление навоза. Сохранность скота увеличилась. В 1967 году мой труд впервые получил высокую оценку – присвоили первое место среди ветврачей области и поощрили: получил мотоцикл «ИЖ-Юпитер» с коляской. В 1968 году новое назначение – главный ветврач Голышмановского района. И снова пришлось взяться за ликвидацию инфекции среди животных. Кроме того, ежедневно мой  рабочий день начинался со стройки новой ветеринарной станции в  районном центре. Так увлекся работой ветврача, что когда предложили новую должность – стать директором совхоза Усть-Ламенский, категорически отказался. Прошло несколько заседаний бюро РК КПСС, пока сдался. На новом месте меня ожидало сразу 73 заявления об увольнении. Люди уезжали на заработки из убыточного хозяйства. Создали комиссию, беседовали с каждым работником. Многие нам поверили, остались в совхозе. Разработали план по восстановлению экономики в хозяйстве. Создали звенья по выращиванию кормовых культур, по подготовке зерна к посеву. Начали строить новые фермы для скота, зерновые тока и жилье для селян. Кадры закрепились. За достигнутые успехи были отмечены государственными наградами Давыд Диль, главный инженер, доярки Мария Токорева и  Мария Нефакина, а я стал кавалером ордена Трудового Красного Знамени.

Михаил Федорович КОЧНЕВ,

инженер ООО «СП «Малышенское», Голышмановский район:

– Самой большой радостью в детстве было сидеть в кабине трактора рядом с отцом. От него узнал, что первые тракторы были без кабины, с железными сиденьями, литыми колесами с шипами вместо резины. Потом появились гусеничные тракторы. На несколько деревень был один комбайн, на котором работали сутками. Люди шли рядом, подставляя по очереди мешки. Наполнится, мешок забрасывали в кузов машины или на телегу с лошадью. Позже у комбайнов появился накопительный бункер для намолоченного зерна. Однако машин часто не хватало и, чтобы комбайн не простаивал, зерно высыпали на поле, потом ведрами загружали в кузов. Сегодня на площадке для хранения техники в нашем хозяйстве 14 новых комбайнов Acros-580, готовых хоть завтра выйти на хлебное поле. Отечественную технику при поломке можем сами отремонтировать, запчасти отреставрировать, а не ждать их из-за границы. Когда получили «Кейсы», в первый же год два комбайна вышли из строя. Из-за этого уборочные машины простояли две недели в страдную пору. Пока переправляли по морю другую партию, все компьютерное управление вышло из строя от сырости и соли. Признаюсь, спустя годы те «Кейсы» стали наполовину русскими, потому что наши мастера изрядно поработали над ними. На той же площадке стоят современные тракторы яркого окраса, посевные комплексы, поднявшая «крылья» почвообрабатывающая техника. У каждого трактора сотни «лошадей» под капотом! Однако и сегодня без токаря, сварщика, кузнеца не обойтись. Любую деталь выправить – везут сюда со всей округи. Кстати, местный кузнец Валерий Фатыма способен и огненную железную розу выковать в подарок. Современные тракторы заводятся одним поворотом ключа. На дисплее высвечиваются все параметры работы основных узлов. Ни шума, ни пыли, кондиционер помогает чувствовать себя комфортно. С высоты из кабины прекрасный обзор вокруг. Отец даже представить не мог, что придет в сельское хозяйство такая техника!

Сергей Александрович БУШУЕВ,

главный инженер птицефабрики «Пышминская»:

– Сегодня продукция птицефабрики отличается качеством, которое формируется благодаря полноценному рациону кормления, условиям содержания, чистоте оборудования и микроклимату птичника. Кроме того, при производстве яйца отсутствуют все потенциально опасные материалы (антибиотики, биостимуляторы, корма животного происхождения). А еще недавно были проблемы. При производстве кормов не всегда удавалось «отсеять» твердые включения. В основном это примеси диаметром более 13 миллиметров. Они постоянно способствовали разрыву кормовой цепи и длительным простоям на ремонте, что  приводило к снижению продуктивности птицы. В 2002 году мне, вчерашнему выпускнику-механику, предстояло решить эту проблему. Приступили к модернизации линий приготовления кормосмеси. На первом этапе самостоятельно изготовили и запустили в работу сепаратор вращающегося типа. Это внедрение позволило сократить причины поломок в цехах промышленного стада, где используется и по сей день старое немецкое оборудование производства ГДР 1978–1984 годов выпуска. Позже запустили новую линию, где  сепаратор уже был качающегося типа. Новая технология позволила повысить надежность кормокухни, а также сократить время доставки кормов непосредственно в птичники за счет сокращения простоя автомобилей ЗСК-10, участвующих в доставке кормосмеси.В 2004 году совместно с екатеринбургскими коллегами реализовали новый проект – запустили в эксплуатацию современный кормоцех с системой автоматизированного управления производства. Теперь в корма не попадают крупные примеси и металл, а значит, улучшилось не только качество кормов, но  и их питательность.

Далее в сюжете: Радость здоровой жизни

Я бесконечно люблю свою профессию сельского инженера. И сча­стье мое  в том, что мне было доверено в течение девятнадцати лет (1961–1980 гг.) возглавлять инженерную службу сельского хозяйства Тюменской области. К этой интересной, ответственной и трудной ра­боте я приступил в 29 лет. Страна восстанавливалась после войны. Старые сельхозмашины требовали замены более совершенными и высокопроизводительными. Именно нашему инженерному поколению пришлось проводить полное техническое перевооружение тюменских колхозов и совхозов. Мы это сделали и этим гордимся!

Такую объемную и сложную работу под силу выполнить хорошо организованной инженерно-технической службе в хозяйствах. А комплексной механизации на селе практически не существовало. Чтобы облегчить сельский труд, инженерам пришлось проявить много изобретательности. Внедрялись новые технологии в растениеводстве, животноводстве. Маяками стали самые талантливые, преданные своей профессии технические работники, отзывающиеся на требования времени.

С таким человеком я встретился летом 1961 года – главным инженером колхоза «Коммунар» Исетского района Анатолием Сергеевичем Коневым. Его умом, а во многом и его руками был комплексно механизирован совхозный птичник. Такое сделано впервые в области, а может, даже и в стране. С лучшими инженерами Ишимского района – Владленом Валентиновичем Никитиным, Голышмановского – Сергеем Ивановичем Осиповым, Тюменского – Виталием Кузьмичем Кавериным мы выехали в «Коммунар». Там впервые увидели это чудо: механический сбор яйца от куриц-несушек, автоматическое поение птиц, уборка навоза, автоматика освещения помещения люминесцентными лампами. Более десяти тысяч кур обслуживала одна птичница! Производительность труда увеличилась почти в десять раз.

В тот же год подобную механизацию мы внедрили в колхозе «Заря» Ишимского района, в ряде других хозяйств. В 1963 году сформировали при облсельхозтехнике специализированное объединение по комплексной механизации животноводства. Работа закипела во всех районах, контролировал ее кандидат технических наук, председатель «Сельхозтехники» Максим Яковлевич Рассказов, неутомимый, всегда находящийся в поиске руководитель, инженер, талантливый специалист, умелый организатор. К 1970 году все животноводческие комплексы области были в той или иной степени механизированы.

Работники сельского хозяйства никогда не забудут непревзойденного инженера и выдающегося организатора производства, директора совхоза «Емуртлинский» Упоровского района Анатолия Дмитриевича Нохрина. За три года отстающий совхоз он  вывел в передо­вые. Проблемой всех хозяйств области была сушка зерна. Даже семенное вывозили на элеваторы, а весной к посевной возвращали обратно по бездорожью и в распутицу.

Мы с Нохриным засели за чертежи. Через два месяца к уборке урожая механизированная передвижная сушилка была готова. Провели в Емуртле областное совещание агрономов, инженеров, руководителей хозяйств. Конструкцию признали работоспособной и надежной. Началось ее внедрение во всех совхозах и колхозах. Контроль за ходом работы вел заместитель начальника областного объединения совхозов, неутомимый, инициативный, талантливый и опытный агроном Юрий Романович Клат. К своим тридцати годам он успешно поработал главным агрономом совхоза «Большевик», секретарем райкома КПСС Нижнетавдинского района, был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Среди нас, молодых специалистов, он был единственным в области, имеющим такие высокие правительственные награды. К изготовлению каркасов для сушилок обком КПСС подключил производство лесобазы. К концу года сушку зерна организовали во всех хозяйствах.

Анатолий Нохрин на этом не остановился. Через год совхоз по его же  чертежам построил зерносклад, где перемещение зерна осуществлялось пневматикой и одновременно подвергалось сушке. Огромным механизированным комплексом руководил один мастер.

Следующей новацией Нохрина стало создание бригад мастеров-наладчиков для подготовки к работе зерновых комбайнов. Мастера трудились ночью на пунктах техобслуживания, а утром комбайнеры приступали к работе на исправных, отрегулированных и смазанных машинах. Производительность на уборке урожая увеличи­лась в разы. Этот метод также внедрился в области.

В 1958 году в стране ликвидировали МТС. Технику раздали хозяйствам, а там разбросали ее по деревням, в основном она стояла около дворов меха­низаторов. Ржавела, портилась и даже расхищалась. Мы решили создать машинные дворы и разместить там технику по всем правилам хранения. Работа длилась несколько лет, но  с ее окончанием порядок навели.

Наша область первой в стране провела такую работу, а опыт после нескольких совещаний, проведенных у нас в хозяй­ствах министерством, распространялся по всей России.

Одним из самых трудных для уборки урожая оказался 1972 год. Шли непрерывные дожди. Комбайны не могли двигаться по грязи. Зерно погибало. Требовалось как-то его спасать. С главным инженером отдела механизации Красноперовым Виктором Яковлевичем попытались заменить колеса зернового комбайна на тракторный полурезиновый гусеничный ход. Изменили конструкции. Первый полугусеничный комбайн появился в совхозе «Ембаевский». Успех был такой, что конструкцию срочно стали внедрять во всей области. И много дальнейших лет она использовалась в трудных условиях. Это наше изобретение я позже видел в других регионах и даже в Латвии.

Здесь упомянуты только самые значительные достижения работников сельского хозяй­ства и названы самые талантливые и прославившие профессию сельские инженеры. Не напрасно о них написана песня:

Мы не знаем отдыха летом и зимою,
Да и в выходные мы не покладаем рук.
Такова судьба нам выпала с тобою,
Мы ведь инженеры сельские, мой друг.
И на хлебном поле, и на сенокосе
Под открытым небом инженерный цех.
Появиться всюду инженера просят,
Твой совет и помощь здесь нужны для всех.
Пусть для многих труд твой не всегда заметный
Не дает наград тебе и не принес заслуг.
Сельский инженер – работник беззаветный,
Ты на острие атаки, как всегда, мой друг!

Легендарным человеком, особенно для нас, тюменцев, был первый секретарь обкома КПСС Борис Евдокимович Щербина. Мне неоднократно приходилось встречаться с ним и отчитываться у него в кабинете на заседаниях бюро обкома, а больше всего в полях, главным образом, на уборке урожая. Однажды я находился в командировке в Армизонском районе. Целый день в полях, у комбайнов. Вернулся в гостиницу к полуночи. Дежурная сообщает:

– Вас срочно вызывает в Казанку Щербина.

Помыл в луже сапоги, в машину и в дальний путь. К утру был  в Казанке. Туда же прибыл председатель областной «Сельхозтехники» B.C. Малаев.

В семь часов утра нас встретил Борис Евдокимович. Спрашивает:

– Инженеры, можно организовать уборку зерновых так, чтобы комбайнер за смену намолачивал 100 тонн зерна?

Не успев одуматься, мы ответили:

– Да!

– Тогда возвращайтесь в районы и организуйте эту работу. Через три дня доложите.

Мы уехали. И выполнили задание. Такой высокий намолот стал доступен во многих хозяйствах области.

Это пример того, что Борис Евдокимович никогда не давал остановиться на достигнутом, ставил новые задачи. Но не безумные. Позднее мы  с Малаевым узнали, что прежде чем вызвать нас  и озадачить, Щербина с заведующим сельхозотделом B.И. Устюжаниным сделали все необходимые расчеты и убедились в возможности такого увеличения производительности комбайнов.

Хорошо знал село и многое для него делал председатель облисполкома Николай Алексеевич Чернухин. Девятый ребенок в крестьянской семье, он прекрасно сознавал сложность сельской жизни. Прежде чем быть избранным в облисполком, руководил двумя крупнейшими районами. И оба при нем резко укрепили свое основное производство, вышли в передовики. Заводоуковский район был середняком. Чернухин, изучив возможности территории, пришел к мнению, что прекрасная земля используется с малой отдачей. Сосредоточив внимание на работе с семенным фондом, он за пару лет вывел район в лучший по урожайности и качеству зерна.

Возглавив Тюменский район, понял, что здесь можно получать прибыль от жи­вотноводства, прежде всего от производства молока. И это подтвердилось. Город Тюмень стал получать молочных продуктов более чем  в два раза.

И еще несколько слов хотелось бы сказать о Юрии Романовиче Клате, но уже на посту начальника облсельхозуправления, заместителя председателя облисполкома и секретаря обкома КПСС. Такой пример преданности селу и невероятной работоспособности, думаю, трудно найти. В подтверждение один случай.

Я находился в командировке в Заводоуковске. В 23 часа Юрий Романович позвонил из Абатска, сказал, что  к утру приедет к нам.

Я встал пораньше, даже не позавтракал, решил первым встретить своего начальника. В пять часов подхожу к зданию райкома партии и к удивлению вижу: Юрий Романович уже ждет меня на крыльце. Так работать без устали, не считаясь со временем, отдаваться делу беспре­дельно может не каждый. Юрий Романович мог!

Для работы в сфере управления сельским производством отбирались луч­шие специалисты, знающие и любящие село. О каждом из них можно писать романы. Но  и из тех скромных строк, которые приведены здесь, видно, какие прекрасные специалисты и руководители были у нашего поколения.

воспоминания

Николай Иванович РЕНЕВ,

ветеран сельского хозяйства, почетный гражданин Голышмановского района:

– После окончания Омского ветеринарного института меня, молодого ветеринарного врача, приняли в совхозе Ламенском. Через год назначили заместителем директора хозяйства. Был  у меня и личный транспорт – орловские чудо-рысаки. В день проезжал по 50–60 километров: ликвидировали вспышки инфекционных заболеваний у животных. Рабочий день начинался в 6.30 и заканчивался поздно вечером, но  желаемых результатов не всегда достигали. Пришлось совершенствовать всю систему ветеринарной помощи на селе. Начали с подбора кадров, улучшили кормление и содержание скота. На фермах появились механическая дойка коров, удаление навоза. Сохранность скота увеличилась. В 1967 году мой труд впервые получил высокую оценку – присвоили первое место среди ветврачей области и поощрили: получил мотоцикл «ИЖ-Юпитер» с коляской. В 1968 году новое назначение – главный ветврач Голышмановского района. И снова пришлось взяться за ликвидацию инфекции среди животных. Кроме того, ежедневно мой  рабочий день начинался со стройки новой ветеринарной станции в  районном центре. Так увлекся работой ветврача, что когда предложили новую должность – стать директором совхоза Усть-Ламенский, категорически отказался. Прошло несколько заседаний бюро РК КПСС, пока сдался. На новом месте меня ожидало сразу 73 заявления об увольнении. Люди уезжали на заработки из убыточного хозяйства. Создали комиссию, беседовали с каждым работником. Многие нам поверили, остались в совхозе. Разработали план по восстановлению экономики в хозяйстве. Создали звенья по выращиванию кормовых культур, по подготовке зерна к посеву. Начали строить новые фермы для скота, зерновые тока и жилье для селян. Кадры закрепились. За достигнутые успехи были отмечены государственными наградами Давыд Диль, главный инженер, доярки Мария Токорева и  Мария Нефакина, а я стал кавалером ордена Трудового Красного Знамени.

Михаил Федорович КОЧНЕВ,

инженер ООО «СП «Малышенское», Голышмановский район:

– Самой большой радостью в детстве было сидеть в кабине трактора рядом с отцом. От него узнал, что первые тракторы были без кабины, с железными сиденьями, литыми колесами с шипами вместо резины. Потом появились гусеничные тракторы. На несколько деревень был один комбайн, на котором работали сутками. Люди шли рядом, подставляя по очереди мешки. Наполнится, мешок забрасывали в кузов машины или на телегу с лошадью. Позже у комбайнов появился накопительный бункер для намолоченного зерна. Однако машин часто не хватало и, чтобы комбайн не простаивал, зерно высыпали на поле, потом ведрами загружали в кузов. Сегодня на площадке для хранения техники в нашем хозяйстве 14 новых комбайнов Acros-580, готовых хоть завтра выйти на хлебное поле. Отечественную технику при поломке можем сами отремонтировать, запчасти отреставрировать, а не ждать их из-за границы. Когда получили «Кейсы», в первый же год два комбайна вышли из строя. Из-за этого уборочные машины простояли две недели в страдную пору. Пока переправляли по морю другую партию, все компьютерное управление вышло из строя от сырости и соли. Признаюсь, спустя годы те «Кейсы» стали наполовину русскими, потому что наши мастера изрядно поработали над ними. На той же площадке стоят современные тракторы яркого окраса, посевные комплексы, поднявшая «крылья» почвообрабатывающая техника. У каждого трактора сотни «лошадей» под капотом! Однако и сегодня без токаря, сварщика, кузнеца не обойтись. Любую деталь выправить – везут сюда со всей округи. Кстати, местный кузнец Валерий Фатыма способен и огненную железную розу выковать в подарок. Современные тракторы заводятся одним поворотом ключа. На дисплее высвечиваются все параметры работы основных узлов. Ни шума, ни пыли, кондиционер помогает чувствовать себя комфортно. С высоты из кабины прекрасный обзор вокруг. Отец даже представить не мог, что придет в сельское хозяйство такая техника!

Сергей Александрович БУШУЕВ,

главный инженер птицефабрики «Пышминская»:

– Сегодня продукция птицефабрики отличается качеством, которое формируется благодаря полноценному рациону кормления, условиям содержания, чистоте оборудования и микроклимату птичника. Кроме того, при производстве яйца отсутствуют все потенциально опасные материалы (антибиотики, биостимуляторы, корма животного происхождения). А еще недавно были проблемы. При производстве кормов не всегда удавалось «отсеять» твердые включения. В основном это примеси диаметром более 13 миллиметров. Они постоянно способствовали разрыву кормовой цепи и длительным простоям на ремонте, что  приводило к снижению продуктивности птицы. В 2002 году мне, вчерашнему выпускнику-механику, предстояло решить эту проблему. Приступили к модернизации линий приготовления кормосмеси. На первом этапе самостоятельно изготовили и запустили в работу сепаратор вращающегося типа. Это внедрение позволило сократить причины поломок в цехах промышленного стада, где используется и по сей день старое немецкое оборудование производства ГДР 1978–1984 годов выпуска. Позже запустили новую линию, где  сепаратор уже был качающегося типа. Новая технология позволила повысить надежность кормокухни, а также сократить время доставки кормов непосредственно в птичники за счет сокращения простоя автомобилей ЗСК-10, участвующих в доставке кормосмеси.В 2004 году совместно с екатеринбургскими коллегами реализовали новый проект – запустили в эксплуатацию современный кормоцех с системой автоматизированного управления производства. Теперь в корма не попадают крупные примеси и металл, а значит, улучшилось не только качество кормов, но  и их питательность.



Ранее в сюжете

Самолету имени Александра Протозанова – уютного неба

22

Мой отец, милый, дорогой

22

В Тобольске открылся сквер с самым большим в регионе памп-треком

05 ноября

Стали известны победители конкурса детских рисунков «Тебя, Сибирь, мои обнимут длани»

05 ноября