Образование со знаком качества
О современном этапе развития высшей школы
Кадровое обеспечение инновационного развития региональной экономики обусловлено ресурсным потенциалом системы профессионального образования, ее динамичностью и способностью перестраиваться с учетом потребностей соответствующих программ развития Тюменской области. Владимир Новоселов, ректор ТюмГНГУ, профессор, доктор технических наук, и Виктор Спасибов, профессор, доктор технических наук, продолжают разговор о современном этапе развития высшей школы.
Работать с информацией
Наша высшая школа, бывшая в приоритетах в СССР, скатилась с лидирующих позиций вниз мировой «турнирной таблицы». В Международном мониторинге качества образования (PISA) Россия стабильно оказывается в четвертом десятке, с каждым годом опускаясь ближе к концу списка, демонстрируя результаты значительно хуже средних по Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Последствия вполне предсказуемые, и они проявляются в ключевых отраслях науки и производства. Именно этим объясняется техническая и технологическая отсталость всего народно-хозяйственного комплекса, самая проигрышная сырьевая ориентация экономики, упадок в целом по стране реального производящего сектора. Развитие инновационной экономики, бесконечные разговоры о которой раздаются с самого верха, пока с трудом просматривается. Тюменская область, политика правительства которой позволила привлечь в 2013 году 278 миллиардов рублей инвестиций в основной капитал, а инвестиционный портфель составляет 1,3 триллиона рублей – приятное исключение.
Возникает – в который уже раз! – неизбежный вопрос: что делать? Необходимо навести порядок в самом главном – воссоздать эффективную и конкурентоспособную образовательную систему, восстановить формирование высококвалифицированных кадров.
Первое и важнейшее звено – подготовка школьников в вуз. Сегодня в системе оценки качества школьного образования главную роль играет ЕГЭ. Что мы имеем сегодня? По данным Минобрнауки РФ, средний тестовый балл ЕГЭ по математике в 2014 году упал с 49 до 39 по сравнению с прошлым годом, по физике с 54 до 45, по информатике – с 63 до 57, по английскому – с 73 до 61. «Стобалльников» почти втрое меньше (в 2013 году было 9 тыс. выпускников, в этом – чуть больше 3 тыс.). Комментарии излишни.
Что еще важно – при всех озвученных достоинствах, ЕГЭ, на наш взгляд, имеет один принципиальный недостаток. Подготовка к единому государственному экзамену нацелена, как правило, на моментальную фиксацию набора сведений и абсолютно не стимулирует аналитическую работу будущих абитуриентов. Между тем фундаментальный принцип высшей школы – не только подача готового материала, но и обучение исследовательской деятельности, приносящей новые знания, умению работать с информацией, а именно – получению знаний посредством селекции через анализ. Этого как раз и нет. Отсюда и «слабые» ребята, идущие поступать в университеты.
Проблема с умением оперировать научными знаниями остается и в зрелом возрасте. Не только школьники, но и многие взрослые, несмотря на высшее образование, научные степени и звания, не обладают самым важным навыком – умением работать с информацией. Очевидно, что стоим перед выбором: либо в ближайшее время развернем образовательные программы и в средней, и в высшей школе так, чтобы сломить эту тенденцию, либо Россия и дальше будет сдавать свои позиции в образовании, а значит, и во всех других областях.
Разумеется, в слабой школьной подготовке причин гораздо больше. Одна из них кроется как в структурах управления образованием, так и в недрах высшей школы, которая призвана обеспечивать воспроизводство всей системы образования. Надо поднимать престиж и уровень подготовки самих учителей. В школу, в 5–6 классы, должны приходить современные педагоги, понимающие перспективы экономического и социального развития общества, тонко чувствующие запросы своих юных подопечных. Если учениками не занимались именно в средней школе, не смогли заинтересовать учебой в этом возрасте, то компенсировать это в старших классах почти невозможно. Страдает и общее развитие: ребенок просто не воспринимает программу, начинает отключаться. Впоследствии такие пробелы не всегда удается заполнить в вузе.
Научно-образовательный кластер
Весь этот пласт проблем даже не регионального, а федерального уровня должен решаться специалистами в области образования. С целью выработки в регионе единой стратегии повышения качества школьного образования, координации действий, экономии средств на разработку методического обеспечения было бы целесообразно, на наш взгляд, формирование единого в Тюменской области, включая ХМАО – Югра, ЯНАО, действенного гуманитарно-педагогического научно-образовательного кластера. База, как думается, уже заложена – в 2004 году по инициативе Тюменского государственного университета была создана ассоциация «Тюменский региональный научно-образовательный комп-лекс», включившая в себя шесть вузов гуманитарного профиля
Тюменской и Курганской областей. Необходим следующий шаг.
Хотелось продолжить: «итак, лучшие выпускники школ» стали студентами. Семь лет назад, когда школу заканчивало около полутора миллиона человек, это действительно было так. Но в 2014 году выпустилось где-то 600 тысяч человек. Высшая школа поглощает 400 тысяч, то есть большую часть. Далеко не все из них лидеры ЕГЭ.
В вузы приходят, если оценивать по критериям прошлых лет, и твердые троечники. Ситуация напоминает олимпийскую эстафету, когда отставание на первом этапе приходится с большим напряжением сокращать на следующих. Перед университетом, принявшим эстафету от средней школы, стоит задача: из того, что имеем, готовить не просто квалифицированных, но и конкурентоспособных специалистов. Более того, держать марку: ТюмГНГУ – вуз, где готовят будущих «генералов».
Главное звено в системе образования – научно-педагогический коллектив. На создание школы высококвалифицированных научно–педагогических работников с современной учебно-методической и материальной базой требуется не менее 10–20 лет. Подчеркиваем – современной, то есть динамично развивающейся, отвеча-
ющей требованиям Тюменский нефтегазовый университет – технический вуз. Внимательно следим, как в передовых странах сегодня проходит технологическое проектирование и конструирование. Руководитель направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков привел пример: американская частная космонавтика добилась значительного удешевления стоимости производства за счет специальных технологий, позволяющих проводить конструирование в форме виртуальной игры.
Такие кадры готовятся лучше и быстрее, чем в традиционных логиках, подчеркнул Дмитрий Песков.
Это лишь нюанс для понимания большой проблемы. Если не перестроим образование, то и дальше будем отставать и проиграем конкуренцию. Шестой
технологический уклад, к которому подошел Запад, не появится у нас в старых организационных формах.
Научно-педагогическая школа, модернизируя формы образования, должна учитывать глобальные мировые тенденции, а не только российскую ситуацию. Во-первых, появление Интернета и цифровых технологий, давшее возможность разработки новых моделей создания, сохранения и трансляции знаний. Во- вторых, быстрое развитие нового рынка технологических стартапов в образовании. Создается совершенно новая архитектура образования, в которой те же самые задачи решаются быстрее и подчас эффективнее. В-третьих, возросшая конкуренция и быстрое развитие отраслей промышленности, следствием которых становится глобальная борьба за таланты и высокие требования к форм там подготовки по содержанию и по времени. Наконец, очень серьезен вызов «потребительского сообщества»: стремление к облегчению жизни, когда знание или информационную услугу можно получить автоматически, просто нажав кнопку или клавишу, становится опасным для когнитивных (познавательских) функций, саморазвития человека. И это тоже аргумент в пользу того, что образование не может оставаться прежним. Набирает популярность (и это здорово) так называемый когнитивный фитнес – то, что помогает в режиме онлайн развивать в любое время суток когнитивные навыки. Открытые онлайновские курсы способны обучить миллионы человек и, собственно, уже многие российские студенты, включая и студентов нефтегаза, пользуются ими. И обычный университетский преподаватель, который не готов применить арсенал новых технологий, будет вытесняться из системы.
Исходя из вышесказанного, университет подготовку профессорско-преподавательского состава, внедрение инновационных образовательных технологий определил стратегическим направлением развития вуза, обеспечения качественной подготовки студентов.
Окончание следует.