Отец нации
Недавняя поездка в Тбилиси в значительной мере пополнила впечатления об Илье Григорьевиче Чавчавадзе. При всех экономических проблемах современной Грузии во всех связанных с его именем местах – музеях в Сагурамо и Кварели, Тбилиси, горе Мтацминда – бережно сохраняется память о выдающемся сыне грузинского народа. И уже одно это вызывает уверенность в достойном будущем страны.
Он родился 27 октября 1837 года, а убит 12 сентября 1907-го. В Грузии его зовут просто – Илья. И, скорее, всего, также обращАются к нему в своих молитвах. Высшим актом признания заслуг Ильи Григорьевича перед грузинским народом стала его канониз ция. В 1987 году Священный синод Грузинской православной церкви причислил к лику святых Илию Чавчавадзе и нарек его именем Илия Праведный. В святцах Русской православной церкви его имени нет, но оно есть в календаре Сербской православной церкви – 2 августа, совпадает с днем Пророка Илии. Это единственный журналист, вошедший в сонм святых.
В своем земном бытии Илья Чавчавадзе успел сделать очень много, что кажется невероятным. Он был поэтом и писателем, произведения которого до сих пор любимы многими. Переводил на грузинский язык русских классиков, английских и французских авторов, среди которых одним из наиболее почитаемых был Шекспир. Он редактировал несколько
печатных изданий, в 1877 г. основал газету «Иверия», на долгие годы ставшую самой популярной газетой Грузии. По инициативе Ильи было организовано «Общество по распространению грамотности среди грузин», сыгравшее важнейшую роль в просвещении народа и развитии национальной культуры. Илья возглавлял это общество до последних дней своей жизни и завещал ему все свое состояние.
В значительной мере трудами Ильи в 1873 году был создан Тифлисский дворянский земельный банк, которым он руководил более двадцати лет, при этом значительная часть прибыли направлялась на культурные и образовательные цели. В письме жене Илья писал: «Для банка пожертвовал я всем: нашим с тобой спокойствием, своим добрым именем и писательской деятельностью. В ком бьется сердце – пусть почувствует, в ком кипит разум – пусть взвесит и осознает, в ком ничего нет – пусть, как моська, полаивает из-за угла».
В сфере интересов Ильи – развитие национального театра, создание этнографического музея. Его слова звучат вполне современно: «Упадок и разложение нации начинается с момента, когда она забывает свою историю, когда из ее памяти стирается прошлое». Смысл жизни народа Илья выразил в триаде: отечество, язык, вера. Илья считал, что «христианской верой мы сохранили нашу землю, наш язык, нашу самобытность, наше нацио-нальное лицо».
За годы после смерти поэта многие политики цитировали слова Ильи Чавчавадзе. Среди них – один из самых известных, Эдуард Шеварнадзе, который считал, что Илья дал ориентиры развития современной и будущей Грузии. Мнение директора института истории Грузии Важи Кикадзе обобщает высказывания многих людей в Грузии: «Феномен Ильи Чавчавадзе – у него слово не расходилось с делом». И это утверждение подтверждается не только жизнью, но и смертью Ильи.
Илья Чавчавадзе задал такую планку политикам, для преодоления которой надо презреть личное благополучие, а целью своей деятельности сделать благополучие своего народа. Именно так: заботиться обо всем народе, как о своем собственном ребенке. Поэтому абсолютное большинство в современной Грузии на вопрос, кто такой Илья Чавчавадзе, отвечают: «Отец нации».