Обойдемся без хамона
Продуктовой безопасности региона ничего не угрожает
Президент Владимир Путин запретил ввоз продовольствия из стран, которые ввели экономические санкции против России. Вето наложено на поставки говядины, свинины, плодоовощной продукции, мяса птицы, рыбы, сыров, молока из стран Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии.
Тюменских сельхозтоваропроизводителей сложившаяся ситуация нисколько не пугает: наоборот, благодаря освободившимся нишам есть возможность начать молочную и мясную экспансию не только в соседние регионы, но и по всей стране.
Местное – значит лучшее
Для контроля ситуации на продовольственном рынке будет создан специальный штаб при правительстве области. В него войдут местные производители, представители торговых сетей, региональных управлений лицензирования и регулирования потребительского рынка и тарифно-ценовой политики. По словам Андрея Пантелеева, начальника управления лицензирования и регулирования потребительского рынка, ежедневный мониторинг оптовых и розничных цен (с 9 августа) федеральных, региональных торговых сетей и магазинов у дома показал, что стоимость продуктов в них пока осталась на прежнем уровне.
Основная масса товаров на полках супермаркетов – местного производства. Жители региона давно оценили вкусную и полезную продукцию. Недаром проект «Покупаем тюменское!» более 10 лет является гарантом качества для потребителя.
– В дальнейшем прогнозируется увеличение цены на лосося, так как большая его часть заво-зилась из Норвегии. Как известно, дефицит порождает повышенный спрос. Теперь эту рыбу готовы предложить компании Мурманска, – сказал Пантелеев, заметив, что для крупных торговых сетей замена поставщиков – привычное дело.
– В магазинах предлагалось очень много импортных продуктов, аналоги которых есть в избытке в России. Теперь Запад ушел – и торговые сети будут вынуждены работать с местными производителями, которых они сегодня игнорируют, – уверен председатель комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям Тюменской областной Думы Юрий Конев.
Выбираем «живой» йогурт
Со своей стороны производители в любой момент готовы за считанные дни увеличить объемы производства, если это понадобится.
В частности, ООО «Тюменьмолоко» готово в течение максимум трех дней увеличить производство продукции на 15–20 процентов. Об этом заявил исполнительный директор предприятия Владимир Пастернак, подчеркнув, что к концу текущего года компания готова выпускать до 130 тонн молока в сутки.
Такой же позиции придерживается председатель совета директоров ОАО «Золотые луга» Лео Шмунк: – Мы предлагаем огромный ассортимент молочной продукции, преимущественно с коротким сроком хранения, и готовы к сотрудничеству с любыми торговыми сетями на территории РФ. В частности, предприятие выпускает несколько видов твердых сыров в парафиновой «обложке», которые поставляются в 11 регионов России.
По мнению Шмунка, необходимо воспитывать культуру потребления и понимать: качественный продукт не может стоить дешево. К примеру, полезный «живой» йогурт хранится 5–6 дней, а покупатели зачастую приобретают широко разрекламированный транснациональными компаниями сладкий продукт, в котором, бывает, и молока нет – одни консерванты. Настоящая молочная продукция не может поставляться с Запада, ее могут предоставить только местные производители.
Александр Петров, директор Ишимского мясокомбината, уверен, что и в мясоперерабатывающей отрасли глобальных изменений не предвидится.
– До введения санкций 80–85 процентов рынка занимала продукция местного производства, около 15–20 процентов приходилось на товары из других регионов России и менее одного процента – на долю импорта уникальных мясных продуктов типа хамона. Таким образом, потребитель в основной массе никаких изменений не заметит.
По мнению директора мясокомбината, нет оснований и для повышения цен: – С начала года цены на переработку мяса и так выросли – сыграла роль и африканская чума среди свиней, и рост курса евро. Если не произойдет резкого скачка курса основных валют, стоимость продукта останется прежней.
Единственная отрасль, которая может пострадать от эмбарго – общественное питание, поскольку рестораны часто работают с иностранными поставщиками. Им нужно будет найти достойную альтернативу экзотическим деликатесным продуктам премиум-класса.
Впрочем, и здесь для производителя открываются новые пути. Так, покровское предприятие «Ясень-агро» уже производит мраморную говядину для стейков. Директор Ишимского мясокомбината пообещал в ближайшее время рассмотреть возможность расширения ассортимента мясных деликатесов, а председатель совета директоров ОАО «Золотые луга» объявил о готовности производить сыры популярных твердых и полутвердых сортов типа пармезан и маасдам.
Новые рынки сбыта
Сложившаяся политическая конъюнктура открывает перед сельхозпроизводителями Тюменской области новые возможности, уверен заместитель губернатора, директор регионального департамента АПК Владимир Чейметов. Излишки производимого в области продовольствия – яйца, мяса, молока, картофеля и овощей – будут востребованы в других регионах России.
Необходимо воспользоваться ситуацией и укрепить позиции по продвижению качественного тюменского продукта как на территории области, так и за ее пределами. Он напомнил, что недавние выставки-дегустации товаров тюменских сельхозпроизводителей в Югре и на Ямале вызвали настоящий ажиотаж. Таким образом, проблем с рынками сбыта нет. Осенью тюменские предприятия снова посетят северные города уже со свежим урожаем.
По словам Владимира Чейметова, правительство региона после принятия решения о вводе ответных санкций со стороны России пересмотрело программу развития АПК и убедилось, что в Тюменской области уже сделаны правильные шаги. Реализуемые в регионе инвестиционные проекты общей стоимостью 15 млрд. рублей призваны в разы увеличить производство необходимых продуктов. Среди последних можно выделить проект компании Danonе по увеличению производственной мощности Ялуторовского молочного комбината, а также строительство завода по глубокой переработке пшеницы, которое ведет ЗАО «Племзавод «Юбилейный».
Потребительская цена на продукты, по мнению экспертов, сегодня во многом зависит от торговой наценки. И здесь очень велика роль контролирующих органов, которые должны умерить аппетиты и производителей, и продавцов поправить финансовое положение на возможном дефиците. Надо учиться зарабатывать не на взвинчивании цен, а на продвижении выпускаемых продуктов на рынок.