Размер шрифта +
Цветовая схема A A A

Тяжелая правда о войне

Знаковые советские фильмы о Великой Отечественной . Часть первая.

9:01, 24 августа 2014,
Слушать новость
Тяжелая правда о войне. Знаковые советские фильмы о Великой Отечественной . Часть первая.. В следующем году исполнится ровно 70 лет со дня великой победы. Заметьте, совсем необязательно уточнять какой победы, кого и над кем. Для большинства и так очевидно, о чем идет речь. Настолько значима победа в Великой Отечественной войне для нас, что достаточно незначительного намека, упоминания. О военных годах и связанных с этим периодом событиях снято огромное количество фильмов. К сожалению, даже некоторые знаковые и популярные кинокартины в наши дни забыты. С другой стороны незамеченными остаются многие достойные современные фильмы. «Тюменская область сегодня» предлагает исправить это упущение. Обозреватель издания посмотрел более 100 работ посвященных Второй мировой вообще и Великой отечественной в частности, и отобрал наиболее интересные (с его точки зрения) из них. Каждую неделю будет публиковаться рецензия рассказывающая о нескольких очередных фильмах, которые разбиты на тематические блоки. Первая подборка -- знаковые советские кинокартины. Обсуждение и конструктивная критика приветствуются. «Иди и смотри» (1985 год, реж. Элем Климов) История мальчишки, который увидев ужасы войны и чудом выжив в карательной операции фашистов, за несколько дней становится взрослым. Пережитые страхи до неузнаваемости исказили детские черты, превратив их в лицо старика. Фильм снят по «Хатынской повести» Алеся Адамовича, посвящённой борьбе партизан против немецких оккупантов в Белоруссии. Однако работа Элема Климова не является дословной экранизацией книги, которая по словам режиссера стала «отправным импульсом», частично использовавшимся в качестве основы. «Иди и смотри» один из самых тяжелых и страшных фильмов о войне. Здесь нет масштабных зрелищных боев и залихватских героев. Вместо этого есть страх, ужас, горе и боль. И еще непередаваемая гнетущая атмосфера, которая медленно как удав сжимает вас все сильнее. Становится трудно дышать, все тело начинает трясти, но вы не можете оторваться от экрана. Этот фильм поднимает со дна души противоречивые чувства, он будоражит и пугает и навсегда оставляет след в вашем сознании. Элем Климов отмечал в одном из интервью, что за рубежом кинокартину назвали невероятно шокирующей. Во время многих сеансов машины «скорой помощи», увозили слишком впечатлительных зрителей. Показательны слова одного немца воевавшего в годы Втрой мировой войны в нацисткой армии: «Я солдат вермахта. Больше того -- офицер вермахта. Я прошёл всю Польшу, Белоруссию, дошёл до Украины. Я свидетельствую: всё рассказанное в этом фильме -- правда. И самое страшное и стыдное для меня -- что этот фильм увидят мои дети и внуки». «Восхождение» (1976 год, реж. Лариса Шепитько) В основу «Восхождения» легла повесть Василя Быкова «Сотников». В центре сюжета два партизана Сотников и Рыбак. Бойцы отправились добывать еду для себя и товарищей и попали в плен к фашистам. Им предстоит пройти страшные испытания и сделать непростой нравственный выбор. «Восхождение» тот редкий случай, когда фильм, снятый по книге, как минимум ни в чем ей не уступает. Это не значит, что повесть плоха, но она менее содержательна. Произведение Василя Быкова классический образчик офицерской прозы, с характерной для подобных повестей и романов полярностью: свой-чужой, плохой-хороший, предатель-герой. Фильм же насыщен дополнительными уровнями смысла и обладает философичностью, психологизмом. Режиссер на основе исходного литературного материала сумела показать собственное видение и привнести нечто принципиально новое, при этом практически не отступая от первоисточника. У Быкова в центре внимания тема морального выбора советского солдата на Великой отечественной войне. В работе Ларисы Шепитько этот же вопрос приобретает более общечеловеческий, вневременной и глобальный характер, и может рассматриваться отдельно от контекста темы войны как таковой. Из советских фильмов о Великой отечественной по атмосферности с «Восхождением» может сравниться, пожалуй, только «Иди и смотри» (не даром Элем Климов муж Ларисы Шепитько принимал участие в съемках). С какой стороны «Восхождение» не рассматривай, это очень сильная работа. Актерская игра, стопроцентное попадание актеров в образы, операторская работа, музыкальное сопровождение. Все это позволяет не только внутренне сопереживать происходящему на экране, но почти физически ощутить холод, усталость и боль, испытываемые действующими лицами. Для думающего человека это кино не пройдет бесследно и оставит массу вопросов, на которые не так просто ответить.

В следующем году исполнится ровно 70 лет со дня великой победы. Заметьте, совсем необязательно уточнять какой победы, кого и над кем. Для большинства и так очевидно, о чем идет речь. Настолько значима победа в Великой Отечественной войне для нас, что достаточно незначительного намека, упоминания.

О военных годах и связанных с этим периодом событиях снято огромное количество фильмов. К сожалению, даже некоторые знаковые и популярные кинокартины в наши дни забыты. С другой стороны незамеченными остаются многие достойные современные фильмы. «Тюменская область сегодня» предлагает исправить это упущение. Обозреватель издания посмотрел более 100 работ посвященных Второй мировой вообще и Великой отечественной в частности, и отобрал наиболее интересные (с его точки зрения) из них. Каждую неделю будет публиковаться рецензия рассказывающая о нескольких очередных фильмах, которые разбиты на тематические блоки. Первая подборка -- знаковые советские кинокартины. Обсуждение и конструктивная критика приветствуются.

«Иди и смотри» (1985 год, реж. Элем Климов)


История мальчишки, который увидев ужасы войны и чудом выжив в карательной операции фашистов, за несколько дней становится взрослым. Пережитые страхи до неузнаваемости исказили детские черты, превратив их в лицо старика.

Фильм снят по «Хатынской повести» Алеся Адамовича, посвящённой борьбе партизан против немецких оккупантов в Белоруссии. Однако работа Элема Климова не является дословной экранизацией книги, которая по словам режиссера стала «отправным импульсом», частично использовавшимся в качестве основы.

«Иди и смотри» один из самых тяжелых и страшных фильмов о войне. Здесь нет масштабных зрелищных боев и залихватских героев. Вместо этого есть страх, ужас, горе и боль. И еще непередаваемая гнетущая атмосфера, которая медленно как удав сжимает вас все сильнее. Становится трудно дышать, все тело начинает трясти, но вы не можете оторваться от экрана. Этот фильм поднимает со дна души противоречивые чувства, он будоражит и пугает и навсегда оставляет след в вашем сознании.

Элем Климов отмечал в одном из интервью, что за рубежом кинокартину назвали невероятно шокирующей. Во время многих сеансов машины «скорой помощи», увозили слишком впечатлительных зрителей. Показательны слова одного немца воевавшего в годы Втрой мировой войны в нацисткой армии: «Я солдат вермахта. Больше того -- офицер вермахта. Я прошёл всю Польшу, Белоруссию, дошёл до Украины. Я свидетельствую: всё рассказанное в этом фильме -- правда. И самое страшное и стыдное для меня -- что этот фильм увидят мои дети и внуки».

«Восхождение» (1976 год, реж. Лариса Шепитько)


В основу «Восхождения» легла повесть Василя Быкова «Сотников». В центре сюжета два партизана Сотников и Рыбак. Бойцы отправились добывать еду для себя и товарищей и попали в плен к фашистам. Им предстоит пройти страшные испытания и сделать непростой нравственный выбор.

«Восхождение» тот редкий случай, когда фильм, снятый по книге, как минимум ни в чем ей не уступает. Это не значит, что повесть плоха, но она менее содержательна. Произведение Василя Быкова классический образчик офицерской прозы, с характерной для подобных повестей и романов полярностью: свой-чужой, плохой-хороший, предатель-герой. Фильм же насыщен дополнительными уровнями смысла и обладает философичностью, психологизмом. Режиссер на основе исходного литературного материала сумела показать собственное видение и привнести нечто принципиально новое, при этом практически не отступая от первоисточника.

У Быкова в центре внимания тема морального выбора советского солдата на Великой отечественной войне. В работе Ларисы Шепитько этот же вопрос приобретает более общечеловеческий, вневременной и глобальный характер, и может рассматриваться отдельно от контекста темы войны как таковой.

Из советских фильмов о Великой отечественной по атмосферности с «Восхождением» может сравниться, пожалуй, только «Иди и смотри» (не даром Элем Климов муж Ларисы Шепитько принимал участие в съемках).

С какой стороны «Восхождение» не рассматривай, это очень сильная работа. Актерская игра, стопроцентное попадание актеров в образы, операторская работа, музыкальное сопровождение. Все это позволяет не только внутренне сопереживать происходящему на экране, но почти физически ощутить холод, усталость и боль, испытываемые действующими лицами. Для думающего человека это кино не пройдет бесследно и оставит массу вопросов, на которые не так просто ответить.

Читайте также

Новость Тюмени: Расходы по ремонту обрушившегося исторического дома в Тюмени лягут на арендатора

Расходы по ремонту обрушившегося исторического дома в Тюмени лягут на арендатора

25 мая

Новость Тюмени: Тюменцы увидят показ подростков по сценическому движению и речи

Тюменцы увидят показ подростков по сценическому движению и речи

22 мая

Новость Тюмени: Традиции через современность: как прошла «Ночь музеев» в Тюмени

Традиции через современность: как прошла «Ночь музеев» в Тюмени

22 мая