Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Счастье подлинности

20.08.2014
00:39
Счастье подлинности. Тюменцы достойно представят свои работы на телекинофоруме «Вместе». 22 августа в российском Крыму, в Ялте, соберутся звезды телевидения и кино. Здесь откроется юбилейный XV Международный телекинофорум «Вместе». Среди номинантов творческого конкурса-форума «Телевизионные программы и фильмы» − теледилогия ГТРК «Регион-Тюмень»: документальные фильмы «Невеста человечества» и «Жених Вселенной». Работа тюменцев пробилась в лидеры в беспрецедентной творческой конкуренции – было представлено 250 работ из России, стран Европы и Азии. У фильма неожиданные названия. Оба. На первый глаз и слух едва ли с Андреем Платоновым ассоциирующиеся. Одно – «Жених Вселенной», другое – «Счастливый гений с реки Потудань». Нет, река-то точно платоновская, воронежской его родины, а вот «жених Вселенной» и уж тем более «счастливый гений» – ужели это про писателя такой «необорудованной» (собственное его слово) судьбы и такой отчетливо социальной проблематики? Меж тем фильм Анатолия Омельчука и Людмилы Борисовой подтверждает, что названия к нему подобраны точно. Платонов – это художник, который «всему свету нужен». И гений его, при всех изведанных им горестях и несправедливостях, счастливый. Счастливый, потому что осуществившийся и ни в чем себе не изменивший. Потому и узнаваемый в каждой, любой своей строчке. И строчки эти не читать надо, а жить ими, проживать их. От читателя они взыскуют того же, чего требовали и от автора. И все, кто в фильме ведет речь о писателе – будь то главный платоновед страны Наталья Корниенко или верный его биограф Алексей Варламов, будь то дирижер Михаил Плетнев или академик Юрий Осипов, – каждый говорит о своем Платонове. Из совокупного рассказа возникает образ художника, предельно честного перед жизнью и словом, мастера, убежденного в том, что «мысль, не парная с чувством, – ложь и бесчестие». Контексту бытовому или политизированному фильм телестудии «Регион-Тюмень» предпочитает иной контекст – бытийный. При этом житейское не превращается в житийное. Когда собеседники Анатолия Омельчука «мозгуют», подобно платоновским персонажам, о них самих и их создателе, они ведь и о себе рассказывают. Так возникает понимание того, чем этот «наизусть русский» автор востребован нами, кем оказывается для живущих сегодня мастер слова, каждая книга которого была «не побрякушка и не губная гармошка для украшения, скажем, истории». Телевизионная документалистика все-таки не тождественна большеэкранной. Она более интимна. Вот почему портрет художника оборачивается и характеристикой портретируемых. И прежде всего – автора фильма Анатолия Омельчука, чей интерес к Платонову и его наследию возник на студенческой скамье едва ли не полвека назад и с годами только упрочивался. Хотя и сочетался при этом с творческими привязанностями к другим самобытным личностям нашего Отечества. И тут нельзя не вспомнить одну из предыдущих работ телехудожника – фильм «Невеста человечества» (режиссер Марина Тугаринова), посвященный другому самородному таланту – Ксении Некрасовой. Если лента о Платонове красноречива в свидетельстве того, что это первый прозаик русского языка и земли Русской, то телерассказ о Некрасовой поведал о той, кто первым на этой земле стал писать стихи. Первым не по времени, а по мироощущению. Они, Ксения и Андрей, Некрасова и Платонов, не были людьми литературы. Литературная среда их отторгала, видя в них чуть ли не юродивых. И слово их – самородное и потому в своей первозданности непредсказуемое – тоже оказывалось под подозрением. А меж тем, как убеждают обе эти ленты, только такая подлинность способна убежать тлена времени и спустя десятилетия сохранять духоподъемную силу.
Тюменцы достойно представят свои работы на телекинофоруме «Вместе»

22 августа в российском Крыму, в Ялте, соберутся звезды телевидения и кино. Здесь откроется юбилейный XV Международный телекинофорум «Вместе». Среди номинантов творческого конкурса-форума «Телевизионные программы и фильмы» − теледилогия ГТРК «Регион-Тюмень»: документальные фильмы «Невеста человечества» и «Жених Вселенной».

Работа тюменцев пробилась в лидеры в беспрецедентной творческой конкуренции – было представлено 250 работ из России, стран Европы и Азии.

У фильма неожиданные названия. Оба. На первый глаз и слух едва ли с Андреем Платоновым ассоциирующиеся. Одно – «Жених Вселенной», другое – «Счастливый гений с реки Потудань». Нет, река-то точно платоновская, воронежской его родины, а вот «жених Вселенной» и уж тем более «счастливый гений» – ужели это про писателя такой «необорудованной» (собственное его слово) судьбы и такой отчетливо социальной проблематики? Меж тем фильм Анатолия Омельчука и Людмилы Борисовой подтверждает, что названия к нему подобраны точно.

Платонов – это художник, который «всему свету нужен». И гений его, при всех изведанных им горестях и несправедливостях, счастливый. Счастливый, потому что осуществившийся и ни в чем себе не изменивший. Потому и узнаваемый в каждой, любой своей строчке.

И строчки эти не читать надо, а жить ими, проживать их. От читателя они взыскуют того же, чего требовали и от автора. И все, кто в фильме ведет речь о писателе – будь то главный платоновед страны Наталья Корниенко или верный его биограф Алексей Варламов, будь то дирижер Михаил Плетнев или академик Юрий Осипов, – каждый говорит о своем Платонове. Из совокупного рассказа возникает образ художника, предельно честного перед жизнью и словом, мастера, убежденного в том, что «мысль, не парная с чувством, – ложь и бесчестие».

Контексту бытовому или политизированному фильм телестудии «Регион-Тюмень» предпочитает иной контекст – бытийный. При этом житейское не превращается в житийное. Когда собеседники Анатолия Омельчука «мозгуют», подобно платоновским персонажам, о них самих и их создателе, они ведь и о себе рассказывают. Так возникает понимание того, чем этот «наизусть русский» автор востребован нами, кем оказывается для живущих сегодня мастер слова, каждая книга которого была «не побрякушка и не губная гармошка для украшения, скажем, истории».

Телевизионная документалистика все-таки не тождественна большеэкранной. Она более интимна. Вот почему портрет художника оборачивается и характеристикой портретируемых. И прежде всего – автора фильма Анатолия Омельчука, чей интерес к Платонову и его наследию возник на студенческой скамье едва ли не полвека назад и с годами только упрочивался. Хотя и сочетался при этом с творческими привязанностями к другим самобытным личностям нашего Отечества. И тут нельзя не вспомнить одну из предыдущих работ телехудожника – фильм «Невеста человечества» (режиссер Марина Тугаринова), посвященный другому самородному таланту – Ксении Некрасовой. Если лента о Платонове красноречива в свидетельстве того, что это первый прозаик русского языка и земли Русской, то телерассказ о Некрасовой поведал о той, кто первым на этой земле стал писать стихи. Первым не по времени, а по мироощущению.

Они, Ксения и Андрей, Некрасова и Платонов, не были людьми литературы. Литературная среда их отторгала, видя в них чуть ли не юродивых. И слово их – самородное и потому в своей первозданности непредсказуемое – тоже оказывалось под подозрением. А меж тем, как убеждают обе эти ленты, только такая подлинность способна убежать тлена времени и спустя десятилетия сохранять духоподъемную силу.

289Просмотров

Читать далее
Срочная эвакуация потребовалась более 30 жильцам
Мужчина скончался в больнице от полученных травм
Личность мужчины пока не установлена
Похищенное имущество злоумышленник вывез на мотоблоке с прицепом
Опрос
Вам включили отопление?
Да, батареи горячие
Да, батареи теплые
Нет, не включили
У меня нет центрального отопления