Тюмень лидирует среди мегаполисов России
Далее в сюжете: Товары России-2013: лучшие тюменские
Журнал «Русский репортер» в статье «Атлантида-на-Дону» Егора Мостовщикова, Виктора Дятликовича, Андрея Веселова («РР» № 21-22 5-12 июня 2014г.) опубликовал свой ежегодный седьмой по счету рейтинг российских мегаполисов. Вот уже пять лет первенство в нем удерживает Краснодар перехвативший во время промышленного спада лидерство Екатеринбурга. Индустриальные центры Урала и Сибири практически отошли от экономического кризиса и наступают на пятки мегаполисам юга. Но все еще остаются образцом регионального развития.
Индекс гopодскoгo развития: место в рейтинге 2014 года (место в прошлогоднем рейтинге): 1 (1) Краснодар; 2 (2)Тюмень; 3 (6) Екатеринбург; 4 (11) Новосибирск; 5 (8) Красноярск; 6 (4) Ростов-наДону; 7 (12) Иркутск; 8 (14) Пермь; 9 (3) Хабаровск; 10(7) Челябинск.
Места с 11-го по 21-e заняли соответственно : Ярославль, Казань, Уфа, Нижний Новгород, Омск, Владивосток, Самара, Воронеж, Тольятти, Волгоград, Саратов.
Как считали. Статистический рейтинг выводился для 21 города с населением более 600 тысяч человек. В расчет принимались десять параметров социально-экономического развития . Места, занятые городом по каждому параметру, суммировались, а затем выводился средний балл, который и определял его место в рейтинге.
Если одинаковый средний балл набирало несколько городов , итоговое место определялось по дополнительному критерию : числу показателей , по которым город оказывался выше своих непосредственных конкурентов.
Источники: мэрии городов , greenpatrol.ru , расчеты «РР».
Куда уехать из Москвы
Именно так назывался наш первый рейтинг российских мегаполисов. Идеология исследования строилась на представлении о настоящем городе (который не , «цех» и не «слобода»), то есть месте, где цивилизация концентрирует и сочетает разные процессы и смыслы: производство, культуру, образ жизни, личные и общественные пространства. Именно поэтому исследование включает комплекс параметров, а не только основные экономические показатели. Строительство дорог и парков или состояние медицины для нас так же важны, как средняя зарплата и оборот торговли. Еще мы придумали присваивать одинаковый вес формальным статистическим данным и мнению жителей - в итоге один параметр может подтверждать или ставить под сомнение другой, быть опережающим или запаздывающим. Так, Казань после завершения больших инфраструктурных проектов, связанных с Универсиадой, по формальным показателям несколько просела в рейтинге, но настроение горожан, судя по опросам, остается позитивным. Бывает и наоборот: жители Челябинска до кризиса, в период промышленного роста и быстрого строительства дорог, считали свой город удобным для жиэни (что стало главной сенсацией рейтинга 2008 года: l-е место по этому показателю), сейчас же статистика много оптимистичнее горожан.
Пока в рейтинг входят только очень большие города, но мы стараемся расширить их список. Мы объективно не можем небольшой командой справиться с таким количеством цифр, притом что порой их приходится добывать с боем. Поэтому даже такие быстро развивающиеся города, как Белгород, пока еще вне рейтинга.
«Уехать иэ Москвы» - это не призыв, а указание на то, что развитие России уж слишком сосредоточено в столицах: Москве и Санкт-Петербурге, как, впрочем, и налоги, логистика, наука и культура. Мы полагали, что при развитии должна усложниться и структура «столиц»: В такой большой стране, как наша, центров притяжения людей, капиталов и культуры должно быть не один-два, а пять - семь. Наша десятка - это конкурирующие претенденты на «столичность». Мы считали, что, соответственно, и трудовая миграция, в том числе высококлассных специалистов, будет не вертикальной - «провинция - столица - зарубежье», - а горизонтальной: уехать иэ Москвы в Красноярск будет так же естественно, как иэ Нью-Йорка в Лос-Анджелес. В 2008 году казалось, что процесс пошел: безусловными центрами притяжения стали как минимум Ростов-на-Дону и Екатеринбург, причем последний активно претендовал на статус «третьей столицы».
Дополнительным стимулом могло послужить и то, что Москва развивалась экстенсивно: пробки, плотная застройка, смог, дороговизна. Работать в ней хорошо, а жить плохо. Рецепты конкуренции были понятны уже тогда: массовое жилье для среднего класса, причем не унылые бетонные джунгли, а современное, преимущественно малоэтажное строительство; парки, инфраструктура, дороги. Более комфортная для специалистов мирового уровня среда в университетах. Притом что современная торговля, хорошие рабочие места и идеи в сфере культуры появлялись и так, а удивительная природа есть везде. Скажем, качество жиэни в новосибирском Академгородке по всем параметрам лучше, чем в любом районе Москвы, если только не считать концентрации экономических ресурсов.
Но кризис 2008-2009 годов притормозил рост новых привлекательных
центров. Промышленные города Урала и Сибири сильно просели, драйвером развития стал юг. Тут сыграли роль два фактора: сельхозпроизводство и пищевая промышленность в кризис упали не так сильно, как тяжелая индустрия, а еще включились государственные мегапроекты, такие как Сочи.
Сейчас ситуация выравнивается: уральские и сибирские города поднимаются в нашем рейтинге уже второй год, «подрос» и Хабаровск, средняя зарплата в котором приближается к тюменской. А тут еще грядущие дальневосточные проекты...
Кроме того, нынешние опросы показывают рост лояльности жителей к своим городам. Гонка возобновилась. И не факт, что, когда через несколько лет мы сравним Москву и региональные центры, столица по совокупности показателей экономики и качества жиэни будет выигрывать.
По материалам сайта журнала «Русский репортер»
Ранее в сюжете