«Нам сверху видно все!»
О пролетающем мимо мусоре и бразильских стадионах рассказывает летчик-космонавт Александр Скворцов
Далее в сюжете: Cудьбы космонавтов
Редакция газеты «Тюменская область сегодня» продолжает держать связь с Александром Скворцовым – командиром космического корабля «Союз ТМА-12М», который в конце марта стартовал с космодрома Байконур и почти через двое суток пристыковался к стыковочному узлу малого исследовательского модуля «Поиск» российского сегмента Международной космической станции.
С журналистами и ребятами, особо пристально следящими за космическими новостями, Александр Александрович, летчик-космонавт, Герой России, общался уже три раза. В конце прошлой недели в редакции вновь раздался долгожданный звонок... За полчаса связи мы охватили немало тем. Скворцов отчитался, что из-за направления орбиты полета сфотографировать Тюменскую область пока не удается, но он продолжает восхищаться нашим краем и желает в год 70-летия интересных судьбоносных решений и процветания.
– Александр Александ-рович, совсем недавно вы выходили в открытый космос. А что при этом чувствовали?
– Ощущения самые восторженные! Эмоции зашкаливают! Обзор потрясающий! Когда понимаешь, что от космического пространства тебя отделяет только оболочка скафандра – это что-то...
– Как теперь себя ощущаете, чем планируете заняться?
– Первый выход завершен, начнем готовиться к следующему – 20 августа. Сегодня наполняем грузовик, затем его отправим. 24 июля примем новый... Потом будет европейский грузовик, еще американский планируется. А дальше домой!
– Объясните неискушенным людям, что такое грузовик? Это на профессиональном сленге?
– Да. На самом деле так называются «одноразовые» транспортные корабли «Прогресс», что доставляют грузы для нормальной жизнедеятельности на МКС. Мы их принимаем, разгружаем-раскладываем все по полочкам, потом загружаем мусором... Дальше они сгорают в плотных слоях атмосферы.
– Вы затронули тему мусора – для нас это актуально! Редакция не один год реализует проект «Чистый город, чистые мысли, чистые поступки». Хотим услышать от вас напутствие, как дальше работать в этом направлении. И вообще: как землянам вести себя, чтобы планета оставалась здоровой?
– Меня давно учили: чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Все хорошее в этом направлении нам нужно брать у европейцев и прежде всего учиться использовать мусор как вторичное сырье.
– В космосе мусор тоже летает?
– Здесь его очень много! В основном это обломки космических спутников. Предпринимаем специальные маневры, чтобы не столкнуться с ними: уходим в сторону или поднимаем орбиту станции.
– Давайте поговорим о более приятном. Александр Александ-рович, хочется ли вам в космосе писать стихи, петь песни? Случаются такие настроения?
– Бывает, приклеится какой-нибудь шлягер, и поешь его потом два дня...
– Что вы исполняли последние два дня?
– Старую песню Валерия Сюткина «Ежедневно 42 минуты под землей...».
– Скажите, пожалуйста, по каким земным предметам больше всего скучаете?
– Стараюсь гнать от себя подобные мысли... Здесь много всего хорошего. Хотя да, скучаю по любимой кровати и любимому одеялу, по телевизору... Сейчас ведь чемпионат мира по футболу из Бразилии показывают! К сожалению, матчи мы смотрим в записи.
– Видно стадионы из космоса?
– Бразильские очень хорошо! С нашими средствами приближения могу рассмотреть даже автобус с болельщиками. Это настоящая футбольная страна: в каждом крупном городе есть огромнейшее поле.
– За какую команду вы болеете после вылета российской?
– В России всегда болею за «Спартак». Сейчас, после вылета соотечественников, буду болеть за немцев – мне нравится их стиль игры. В прошлый полет в 2010 году, когда Россия не участвовала в чемпионате мира, тоже поддерживал немцев.
– Как спите в космосе?
– В специальных спальных мешках. Заплываем туда и укладываемся, как в коконе. Засыпаем – словно в колодец проваливаемся. На какой бок ни повернись, ничего не давит – как в бассейне.
– В прошлые разы вы говорили, что сны к вам не приходят...
– Сейчас все по-иному. Приходят. И достаточно реалистичные, без заморочек. Наверное, адаптация наступает, ведь я уже второй раз в космосе.
– Расскажите коротенько о распорядке дня.
– Тут все просто: просыпаемся в 6.00, проводим гигиенические процедуры, работаем, занимаемся на тренажерах... Ежедневно проводим две конференции: утром ставим задачи, вечером подводим итоги. Отбой в 21-30.
– Чисто земное явление депрессия вас навещает?
– Бывает. Например, не очень хорошие новости из дома получил... Что я, не человек что ли?! Это все нормально, жизненно. Отвлечься помогает работа. С вами поговорю, потом встану на беговую дорожку...
– Сколько километров вам надо пробежать?
– Не в километрах дело. В день мы должны заниматься по два часа.
– Александр Александрович, любите баню?
– Нашли все-таки вещь или даже явление, по которому очень скучаю! Водные процедуры у нас примитивные: намазываем на себя воду как крем, потом стираем ее сухим полотенцем. А хочется поплавать в настоящей воде!
– Какое земное блюдо вы бы сейчас с удовольствием отведали? Может, борщ в нормальной тарелке?
– В последнее время так хочется окрошечки!
– Что труднее всего дается в космосе в психологическом отношении?
– Мы все разные люди: у кого-то одна привычка, у кого-то другая, третьему это не нравится... Нужно искать согласие, уметь понимать друг друга и отвечать взаимностью. Все как в семье.
– У космонавтов принято читать книги?
– Здесь есть небольшая биб-лиотека. Недавно взял в руки сборник фантастических рассказов. Буквально рука сама нашла. В электронном виде много книг, фильмов, музыки. Группа психологической поддержки присылает выдержки из новостных передач.
– Александр Александрович, мы желаем вам успехов в непростой, но такой фантастической работе! Находите для нас время!
– Спасибо! Так здорово слышать ваш дружный смех!
Ранее в сюжете