Взгляд из прошлого...
Три года назад в связи с вступлением Российской Федерации в Таможенный союз с Республиками Беларусь и Казахстан ликвидированы многие приграничные таможенные пункты пропуска. Одним из них был МАПП «Казанское» Тюменской таможни Уральского таможенного управления.
В ходе таможенного контроля должностными лицами поста выявлялись нарушения таможенного законодательства, возбуждались и передавались на рассмотрение в Казанский районный суд Тюменской области дела об административных правонарушениях, который ежегодно рассматривал до 80 процентов дел об АП всей Тюменской таможни.
В настоящее время Казанский районный суд рассматривает лишь дела по спорам, связанным с имуществом, принадлежащим Тюменской таможне и находящимся на государственной границе.
Воспоминаниями о взаимодействии с таможенными органами делится председатель Казанского районного суда Тюменской области Галина Абронина.
Таможенный пост
Казанский район Тюменской области является приграничным районом. От его центра (с. Казанское) до границы дружественного государства Казахстан рукой подать – 32 км.
До 1 июля 2011 года здесь находился таможенный пост МАПП «Казанское». Пост держал «оборону» от «черного» и «серого» импорта, поскольку на нем лежала ответственность обеспечения заслона от совершения правонарушений и преступлений в области таможенного законодательства на протяжении 20 лет. За эти годы подготовлены десятки высокопрофессио-нальных специалистов, в том числе четко работал отдел дознания и расследований административных правонарушений, активно велась работа по воспитанию кадров, налажено взаимодействие между таможенными, пограничными службами, судебными и другими правоохранительными органами. И эта форма взаимодействия работала не только в рамках района, но и всей Тюменской области. Такая постановка вопроса в организации работы вызывала всеобщий интерес задействованных силовых структур и давала положительные результаты.
Начиналось это в 2005 году в виде рабочих встреч между руководителями Тюменской таможни и Казанского районного суда. Постепенно в эту деятельность были вовлечены прокуратура, служба судебных приставов, комитет по государственному имуществу, пограничная служба, органы местного самоуправления.
Совещания с представителями указанных структур проходили под эгидой главы Казанского муниципального образования ежеквартально. Их целью являлась координация действий таможенной службы с правоохранительными и другими заинтересованными органами в сфере деятельности по реализации единой функции по борьбе с административными правонарушениями. Надо особо отметить, что созданная система такой координации действительно работала.
При росте возбужденных дел по ст. 16.1 и 16.2 КоАП РФ отмечалось качество представленных в суд на рассмотрение материалов. Это стало возможным в результате проведения судьями Казанского районного суда семинарских занятий по повышению профессионального мастерства с сотрудниками таможни, в компетенцию которых входило исполнение обязанностей по составлению протоколов и формированию как административных, так и уголовных дел. Стороны обменивались взаимными знаниями. К примеру, судьи посетили таможенный пост с целью ознакомления схемы прохождения граждан от начала въезда на территорию РФ с сопредельного государства и до получения ими разрешения не только пересечения государственной и таможенной границы как субъекта, так и провоза имеющихся при себе предметов.
Исполнение судебных решений
Наглядное изучение проводимых мероприятий на практике позволяло судьям применять эти знания при рассмотрении ими дел, связанных с нарушением правил в области таможенного законодательства. Именно в ходе взаимодействия возник вопрос по реальному исполнению вынесенных судьями судебных решений.
При проверке возвращенных исполнительных документов установлено, что сумма перечисления в бюджет не совпадает с размером, определенным судом к исполнению, и она значительно занижена. Когда стали выяснять причину этой проблемы, оказалось, что РФФИ пользовались методикой оценки имущества, установленной постановлением правительства № 311, позволяющей устанавливать минимальную оценку имущества. И результат – сумма фактического исполнения и сумма, определенная судом к исполнению, вылилась в противоречие.
А если это уголовное дело? Как могла сумма возмещения после исполнения отличаться от размера предъявленного обвинения? Получилось, что конечный результат искажал объем обвинения. Но от размера выявленного контрабандного товара зависел вид возбуждения дела: либо уголовное, либо административное. И только при взаимодействии указанных органов этот вопрос был разрешен.
Хочется обратить внимание еще на один нюанс, позволивший сделать вывод из судебной практики по преступлениям, относящимся к категории общественно опасных, затрагивающих интересы государства, несущих угрозу здоровью и жизни граждан. Это преступления, совершаемые в сфере незаконного оборота с наркотиками.
По рассмотренным уголовным делам в момент деятельности таможенного поста его инспекторами при проводимых осмотрах, досмотрах наркотические вещества, перевозимые через таможенную границу, выявлялись в самых потаенных местах (в колесах, в дверцах автомашины, в ящиках с фруктами и овощами и т.д.). Их выявлению способствовала имеющаяся в арсенале таможенников техника: рентгеноустановки, предназначенные для сканирования как транспортных средств, так и клади и багажа пассажиров, кинологическая служба. Не всякий из числа нарушителей решался на опасный провоз, зная о мерах безопасности, принимаемых государством в лице работников таможенной службы.
Сравнивая «те» уголовные дела, связанные с незаконным оборотом наркотиков, где преступники пытались провезти или привозили через границу, но были задержаны, и «сегодняшние», которые поступают в суд, хочется отметить, что нынешний субъект менее конспиративен, то есть наркотические средства обнаруживаются в одежде, за щекой и т.д. Эти сравнения во времени «до» упразднения таможенного поста и «после» как раз свидетельствуют о значимости таможенных органов и высоком уровне организации их работы.
Уже давно списаны в судебный архив рассмотренные дела о нарушении правил в области таможенного законодательства, уже нет на территории Казанского района таможенного поста, но есть результаты от взаимодействия судебной власти и таможенных органов, поскольку знания, полученные на практических занятиях, в том числе и судьями Казанского районного суда, дают возможность последним руководствоваться ими в спе-цифике рассмотрения дел, связанных с нарушением правил пересечения государственной границы. В свою очередь приобретенный положительный опыт распространен и внедрен Тюменской таможней в работу других таможенных постов.