Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Тюменский парламент

СТРАНИЦА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Власть и политика, 00:55, 27 июня 2014,
Слушать новость
Тюменский парламент. СТРАНИЦА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ.

На двадцать пятом заседании Тюменской областной Думы V созыва, состоявшемся 22 мая 2014 года, принят региональный Закон «О гражданской законодательной инициативе» 2 июня 2014 года Закон подписал исполняющий обязанности губернатора Тюменской области Владимир Якушев.

Очевидно, что принятие этого закона означает новую веху в региональной законотворческой деятельности. С момента вступления его в силу потенциальным правом законодательной инициативы наделяются и  общественные организации, и  существующие институты гражданского общества, и объединения граждан. Закон внесен в областную Думу парламентской фракцией партии «Единая Россия». В его преамбуле говорится о том, что он действует «в целях установления дополнительных гарантий обеспечения учета интересов населения при осуществлении законодательного регулирования общественных отношений» и  определяет порядок реализации гражданской законодательной инициативы в Тюменской областной Думе «в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Уставом Тюменской области». Закон «О гражданской законодательной инициативе» занимает чуть более семи страниц печатного текста, однако в нем подробно и четко изложены пошаговые механизмы реализации законодательного права граждан – жителей региона.

Статья 3. Осуществление гражданской законода-тельной инициативы

Жители Тюменской области осуществляют гражданскую законодательную инициативу путем внесения в Тюменскую областную Думу предложений о принятии закона Тюменской области, внесении изменений в действующие законы Тюменской области либо о признании закона Тюменской области утратившим силу, оформленных соответствующим проектом закона Тюменской области.

Предложения вносятся от имени не менее трех тысяч жителей Тюменской области в порядке, установленном настоящим Законом и действующим законодательством Тюменской области.

Статья 4. Вопросы, по которым вносится гражданская законода-тельная инициатива

1. Вносимый в порядке гражданской законодательной инициативы проект закона Тюменской области может содержать только вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и Тюменской области либо в ведении Тюменской области, и не должен быть направлен на ограничение или отмену общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод.

Статья 5. Стадии реализации гражданской законодательной инициативы

Реализация гражданской законодательной инициативы включает в себя следующие стадии:

1) решение о выдвижении гражданской законодательной инициативы и разработка проекта закона Тюменской области;

2) сбор подписей граждан;

3) внесение в Тюменскую областную Думу проекта закона Тюменской области и подписных листов с подписями граждан;

4) проверка в Тюменской областной Думе проекта закона Тюменской области, документов к нему и подписных листов на соответствие их требованиям действующего законодательства;

5) рассмотрение Тюменской областной Думой проекта закона Тюменской области, внесенного в порядке гражданской законодательной инициативы.

Статья 6. Решение о выдвижении гражданской законодательной инициативы

1. Формирование инициативной группы по выдвижению гражданской законодательной инициативы осуществляется жителями Тюменской области на собраниях и сходах граждан.

2. Решение о выдвижении гражданской законодательной инициативы принимается инициативной группой жителей Тюменской области в количестве не менее 20 человек.

3. Собрание инициативной группы избирает председателя и заместителя председателя инициативной группы.

Решение собрания инициативной группы о выдвижении гражданской законодательной инициативы, об избрании председателя и заместителя председателя инициативной группы оформляется протоколом собрания.

Статья 7. Внесение предложений о гражданской законодательной инициативе в Тюменскую областную Думу

1. Не позднее чем через 30 дней со дня собрания председатель инициативной группы или его заместитель представляет в Тюменскую областную Думу:

1) протокол собрания инициативной группы с решением о выдвижении гражданской законодательной инициативы, об избрании председателя и заместителя председателя инициативной группы;

2) обращение по установленной настоящим Законом форме;

3) список членов инициативной группы по установленной настоящим Законом форме;

4) проект закона Тюменской области и материалы к нему, оформленные в соответствии с Законом Тюменской области «О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов Тюменской области» и подписанные председателем инициативной группы.

2. Решение о регистрации инициативной группы либо об отказе в ее регистрации принимается Тюменской областной Думой на ближайшем со дня поступления документов заседании Тюменской областной Думы и оформляется постановлением Тюменской областной Думы.

4. Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован в судебном порядке.

5. В течение пяти рабочих дней после регистрации инициативной группе выдается регистрационное свидетельство со сроком действия 60 дней.

Статья 8. Сбор подписей в поддержку гражданской законодательной инициативы

1. С момента получения регистрационного свидетельства члены инициативной группы самостоятельно собирают подписи жителей Тюменской области в поддержку гражданской законодательной инициативы по подписному листу установленной настоящим Законом формы.

2. Количество представленных подписей не должно превышать количество подписей, необходимое для регистрации гражданской законодательной инициативы, более чем на 15 процентов.

3. В подписном листе ставится подпись жителя Тюменской области и дата ее внесения, а также указываются его фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на дату сбора подписи в поддержку гражданской законодательной инициативы – дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись и дату ее внесения житель Тюменской области ставит собственноручно.

4. Член инициативной группы, собирающий подписи, обязан предъявить жителю Тюменской области регистрационное свидетельство или его копию и ознакомить с проектом областного закона, в поддержку которого собираются подписи.

5. Запрещается в процессе сбора подписей принуждать жителей Тюменской области ставить свои подписи или вознаграждать их за это в любой форме.
Полностью Закон «О гражданской законодательной инициативе в Тюменской области» смотрите на сайте областной Думы: www.duma72.ru

Депутаты Тюменской областной Думы - о региональном Законе «О гражданской законодательной инициативе»

Андрей АРТЮХОВ

первый заместитель председателя Тюменской областной Думы, секретарь Тюменского регионального отделения партии «Единая Россия»

БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

– Принятие регионального Закона «О гражданской законодательной инициативе» имеет важное значение для развития общества, он вводит в правовое поле новые субъекты, которые получают право участвовать в разработке и совершенствовании тех или иных нормативных актов. Под субъектами законотворческой деятельности в данном случае понимаются как существующие в настоящее время институты гражданского общества, общественные организации, так и инициативные группы граждан – жителей Тюменской области. Данный тезис можно пояснить на следующем примере: до момента вступления в силу Закона «О гражданской законодательной инициативе» правом разрабатывать и предлагать принять законопроекты на региональном уровне власти обладало сравнительно небольшое количество законодательных субъектов. Среди них наиболее значимыми в законотворческом процессе всегда были и являются поныне правительство Тюменской области и Тюменская областная Дума.

Принятый закон не только расширяет круг законодательных субъектов, он  дает возможность способствовать выходу в свет того или иного законопроекта инициативным группам граждан – своеобразным «первичным организациям» гражданского сообщества.

В законе содержится тщательно разработанный механизм выдвижения и принятия новых нормативных актов, инициированных представителями общественности региона. Так, согласно закону, инициативная группа в составе не менее двадцати человек имеет право представить в областную Думу законопроект, который вносится от имени не менее трех тысяч жителей Тюменской области. Несомненно, что для поддержки того или иного законопроекта необходимо собрать подписи граждан, это обязательное условие для выдвижения любой общественно значимой инициативы.

Проект закона, разработанного и предложенного инициативной группой, вместе с сопроводительными документами поступает в областную Думу, где и принимается решение о регистрации как инициативной группы, так и предложенного законопроекта. Затем Тюменская областная Дума в порядке, установленном регламентом регионального парламента, проводит проверку правильности оформления подписных листов, проверку на соответствие проекта закона Тюменской области федеральному законодательству и законодательству Тюменской области.

В случае положительного решения, принятого по результатам проверки, внесенный гражданами законопроект рассматривается и принимается депутатами областной Думы в соответствии с региональным Законом «О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов» и Регламентом Тюменской областной Думы.

В целом отмечу, что принятый Закон предоставляет большие права жителям Тюменской области в законотворческой деятельности. Вместе с тем дальнейшая реализация на практике и в целом действенность Закона «О гражданской законодательной инициативе» во многом, если не во всем зависит от активной позиции жителей региона, от их готовности не только предлагать законодательные решения, но  и брать на себя ответственность за их реализацию на практике.

Фуат САЙФИТДИНОВ

депутат Тюменской областной Думы, председатель комитета по государственному строительству и местному самоуправлению

РЕГИОН В АВАНГАРДЕ

– Прежде всего необходимо отметить, что в настоящее время в немногих субъектах Российской Федерации приняты законы, подобные нормативному акту «О гражданской законодательной инициативе в Тюменской области». Поэтому можно с уверенностью утверждать, что наш регион является передовым в деле развития институтов гражданского общества.

Несомненно, что в подготовке и принятии данного закона депутаты руководствовались прежде всего Конституцией РФ, в которой написано: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Одной из форм народовластия как раз и является право граждан на реализацию законодательных инициатив.

Что касается процесса разработки Закона «О гражданской законодательной инициативе», то необходимо отметить, что он принимался в трех чтениях. Это достаточно редкое событие в стенах областной Думы, обычно законодательные новеллы принимаются не более чем в двух чтениях. В данном случае длительный процесс принятия закона был вызван вовсе не тем, что он кому-то не нравился, а  в связи с необходимостью его общественного обсуждения и тщательной проработки текста закона. Мы благодарны тем общественным организациям, которые участвовали в обсуждении проекта закона, вносили предложения и поправки. В  разработке и обсуждении закона активно участвовали абсолютно все парламентские фракции Тюменской областной Думы.

Замечу, что закон дорабатывался и с целью упрощения механизма реализации гражданских законодательных инициатив. Если в первом варианте закона содержалось требование внесения гражданского законопроекта лишь в том случае, если его поддержали не менее пяти тысяч граждан, то  в окончательном варианте речь идет о трех тысячах человек. Снижены требования к инициативной группе жителей региона, выдвигающей тот или иной законопроект: с пятидесяти человек в первом варианте закона требуемое количество инициаторов сократилось до двадцати.

Также в окончательном тексте принятого закона содержится важный пункт, который предусматривает содействие и помощь со стороны Тюменской областной Думы гражданам в осуществлении законодательных инициатив. Речь идет о помощи специалистов правовых и экономических служб Думы в доработке содержания проектов гражданских законодательных инициатив.

Убежден, что действенность Закона «О гражданской законодательной инициативе» зависит и от активности жителей региона, и от зрелости институтов гражданского общества.

Владимир УЛЬЯНОВ

депутат Тюменской облДумы, зам. пред. комитета по госстроительству и местному самоуправлению

НА ПУТИ К ДЕМОКРАТИИ

– Принятый Закон «О гражданской законодательной инициативе в Тюменской области» стал еще одной вехой в развитии демократических принципов в законодательной работе. Депутатами Тюменской областной Думы уже принят и успешно действует закон, предоставляющий гражданам право участвовать в публичных обсуждениях региональных законопроектов и высказывать предложения по их дополнению или корректировке.

Новый закон позволяет еще дальше продвинуться по  пути демократизации законотворческого процесса: он предусматривает определенную процедуру продвижения того или иного законопроекта, разработанного инициативными группами граждан. В Законе «О гражданской законодательной инициативе» прописан четкий и – самое главное – достаточно простой механизм продвижения подобных законодательных новелл. В соответствии с нормативным актом инициативная группа формирует законопроект, который предлагается принять. Он регистрируется в Тюменской областной Думе, а затем дорабатывается уже в стенах регионального парламента.

Более того, принято решение, в соответствии с которым аппарат областной Думы при необходимости консультирует инициативную группу. Консультации могут быть посвящены как информированию о регулировании в других субъектах РФ  вопросов, которые призван решить предложенный законопроект, так и  документальному сопровождению той или иной гражданской законодательной инициативы в стенах регионального парламента.

С принятием этого закона мы решаем еще одну проблему, связанную с наделением общественных организаций правами субъекта законодательной инициативы. В настоящее время количество законодательных субъектов ограничено: в их числе находятся, в частности, правительство Тюменской области и областная Дума. Этот список нельзя расширять до бесконечности, однако закон позволяет и профсоюзам, и иным общественным организациям участвовать в гражданском законотворческом процессе.

Владимир ШУГЛЯ

председатель Совета ТООО «Союз – интеграция братских народов», член Общественной палаты Российской Федерации

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

– Принятие в регионе нормативного акта «О гражданской законодательной инициативе» указывает на то обстоятельство, что и в Тюменской области, и в России в целом складывается зрелое гражданское общество, основанное на инициативной деятельности жителей субъекта Федерации. Болшая заслуга в этом принадлежит руководству России, региональным властям и, несомненно, институтам гражданского общества.

Вспоминаю середину 1990-х годов, когда вместе с единомышленниками мы создали национально-культурное общество «Беларусь». Оно стало одним из первых ростков гражданской инициативы, растущим «от земли», а не посаженным «сверху». С течением времени из национально-культурного объединения общество «Беларусь» выросла региональная «Союз-интеграция братских народов», основной задачей которой является единение народов России и Беларуси на Тюменской земле. Привожу этот пример для того, чтобы была ясна такая мысль: любая народная инициатива только тогда станет продуктивной, когда пройдет этапы развития и совершенствования от малого к большому. Так и в настоящее время созрели условия для законотворческой работы со стороны активной части общества. Наше время важно еще и тем, что в общественную жизнь вступает постсоветское поколение – более активное, инициативное. Его ум  и энергию необходимо использовать на благо общества. Именно этой задаче служит принятый Закон «О гражданской законодательной инициативе».

Вместе с тем как житель Тюменской области считаю важным дополнение закона еще одним нормативным актом. Назвал бы его «Об общественном контроле в Тюменской области». Именно в этом случае, по моему мнению, образовалась работающая система: принятие общественных инициатив и дальнейший контроль за их реализацией со стороны гражданского общества.

Замечательно, что Тюменская область является одним из первых субъектов Федерации, в которых принят нормативный акт о гражданских законодательных инициативах. Необходимо отметить, что наш регион во многом является передовым в масштабах России. Большую работу по взаимодействию с институтами гражданского общества проводит правительство Тюменской области и, в частности, вице-губернатор, руководство и сотрудники областного комитета по делам национальностей. Последний с полным на то основанием можно назвать комитетом по поддержке гражданских инициатив в Тюменской области. В то же вемя в региональном Законе «О гражданской законодательной инициативе» содержится норма, согласно которой облдума в лице депутатов и сотрудников оказывает помощь инициаторам-разработчикам общественных законодательных инициатив. Это означает, что гражданское общество в Тюменской области обретает двойную поддержку – законодательной и исполнительной ветвей власти.

На двадцать пятом заседании Тюменской областной Думы V созыва, состоявшемся 22 мая 2014 года, принят региональный Закон «О гражданской законодательной инициативе» 2 июня 2014 года Закон подписал исполняющий обязанности губернатора Тюменской области Владимир Якушев.

Очевидно, что принятие этого закона означает новую веху в региональной законотворческой деятельности. С момента вступления его в силу потенциальным правом законодательной инициативы наделяются и  общественные организации, и  существующие институты гражданского общества, и объединения граждан. Закон внесен в областную Думу парламентской фракцией партии «Единая Россия». В его преамбуле говорится о том, что он действует «в целях установления дополнительных гарантий обеспечения учета интересов населения при осуществлении законодательного регулирования общественных отношений» и  определяет порядок реализации гражданской законодательной инициативы в Тюменской областной Думе «в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Уставом Тюменской области». Закон «О гражданской законодательной инициативе» занимает чуть более семи страниц печатного текста, однако в нем подробно и четко изложены пошаговые механизмы реализации законодательного права граждан – жителей региона.

Статья 3. Осуществление гражданской законода-тельной инициативы

Жители Тюменской области осуществляют гражданскую законодательную инициативу путем внесения в Тюменскую областную Думу предложений о принятии закона Тюменской области, внесении изменений в действующие законы Тюменской области либо о признании закона Тюменской области утратившим силу, оформленных соответствующим проектом закона Тюменской области.

Предложения вносятся от имени не менее трех тысяч жителей Тюменской области в порядке, установленном настоящим Законом и действующим законодательством Тюменской области.

Статья 4. Вопросы, по которым вносится гражданская законода-тельная инициатива

1. Вносимый в порядке гражданской законодательной инициативы проект закона Тюменской области может содержать только вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и Тюменской области либо в ведении Тюменской области, и не должен быть направлен на ограничение или отмену общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод.

Статья 5. Стадии реализации гражданской законодательной инициативы

Реализация гражданской законодательной инициативы включает в себя следующие стадии:

1) решение о выдвижении гражданской законодательной инициативы и разработка проекта закона Тюменской области;

2) сбор подписей граждан;

3) внесение в Тюменскую областную Думу проекта закона Тюменской области и подписных листов с подписями граждан;

4) проверка в Тюменской областной Думе проекта закона Тюменской области, документов к нему и подписных листов на соответствие их требованиям действующего законодательства;

5) рассмотрение Тюменской областной Думой проекта закона Тюменской области, внесенного в порядке гражданской законодательной инициативы.

Статья 6. Решение о выдвижении гражданской законодательной инициативы

1. Формирование инициативной группы по выдвижению гражданской законодательной инициативы осуществляется жителями Тюменской области на собраниях и сходах граждан.

2. Решение о выдвижении гражданской законодательной инициативы принимается инициативной группой жителей Тюменской области в количестве не менее 20 человек.

3. Собрание инициативной группы избирает председателя и заместителя председателя инициативной группы.

Решение собрания инициативной группы о выдвижении гражданской законодательной инициативы, об избрании председателя и заместителя председателя инициативной группы оформляется протоколом собрания.

Статья 7. Внесение предложений о гражданской законодательной инициативе в Тюменскую областную Думу

1. Не позднее чем через 30 дней со дня собрания председатель инициативной группы или его заместитель представляет в Тюменскую областную Думу:

1) протокол собрания инициативной группы с решением о выдвижении гражданской законодательной инициативы, об избрании председателя и заместителя председателя инициативной группы;

2) обращение по установленной настоящим Законом форме;

3) список членов инициативной группы по установленной настоящим Законом форме;

4) проект закона Тюменской области и материалы к нему, оформленные в соответствии с Законом Тюменской области «О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов Тюменской области» и подписанные председателем инициативной группы.

2. Решение о регистрации инициативной группы либо об отказе в ее регистрации принимается Тюменской областной Думой на ближайшем со дня поступления документов заседании Тюменской областной Думы и оформляется постановлением Тюменской областной Думы.

4. Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован в судебном порядке.

5. В течение пяти рабочих дней после регистрации инициативной группе выдается регистрационное свидетельство со сроком действия 60 дней.

Статья 8. Сбор подписей в поддержку гражданской законодательной инициативы

1. С момента получения регистрационного свидетельства члены инициативной группы самостоятельно собирают подписи жителей Тюменской области в поддержку гражданской законодательной инициативы по подписному листу установленной настоящим Законом формы.

2. Количество представленных подписей не должно превышать количество подписей, необходимое для регистрации гражданской законодательной инициативы, более чем на 15 процентов.

3. В подписном листе ставится подпись жителя Тюменской области и дата ее внесения, а также указываются его фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на дату сбора подписи в поддержку гражданской законодательной инициативы – дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись и дату ее внесения житель Тюменской области ставит собственноручно.

4. Член инициативной группы, собирающий подписи, обязан предъявить жителю Тюменской области регистрационное свидетельство или его копию и ознакомить с проектом областного закона, в поддержку которого собираются подписи.

5. Запрещается в процессе сбора подписей принуждать жителей Тюменской области ставить свои подписи или вознаграждать их за это в любой форме.
Полностью Закон «О гражданской законодательной инициативе в Тюменской области» смотрите на сайте областной Думы: www.duma72.ru

Депутаты Тюменской областной Думы - о региональном Законе «О гражданской законодательной инициативе»

Андрей АРТЮХОВ

первый заместитель председателя Тюменской областной Думы, секретарь Тюменского регионального отделения партии «Единая Россия»

БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

– Принятие регионального Закона «О гражданской законодательной инициативе» имеет важное значение для развития общества, он вводит в правовое поле новые субъекты, которые получают право участвовать в разработке и совершенствовании тех или иных нормативных актов. Под субъектами законотворческой деятельности в данном случае понимаются как существующие в настоящее время институты гражданского общества, общественные организации, так и инициативные группы граждан – жителей Тюменской области. Данный тезис можно пояснить на следующем примере: до момента вступления в силу Закона «О гражданской законодательной инициативе» правом разрабатывать и предлагать принять законопроекты на региональном уровне власти обладало сравнительно небольшое количество законодательных субъектов. Среди них наиболее значимыми в законотворческом процессе всегда были и являются поныне правительство Тюменской области и Тюменская областная Дума.

Принятый закон не только расширяет круг законодательных субъектов, он  дает возможность способствовать выходу в свет того или иного законопроекта инициативным группам граждан – своеобразным «первичным организациям» гражданского сообщества.

В законе содержится тщательно разработанный механизм выдвижения и принятия новых нормативных актов, инициированных представителями общественности региона. Так, согласно закону, инициативная группа в составе не менее двадцати человек имеет право представить в областную Думу законопроект, который вносится от имени не менее трех тысяч жителей Тюменской области. Несомненно, что для поддержки того или иного законопроекта необходимо собрать подписи граждан, это обязательное условие для выдвижения любой общественно значимой инициативы.

Проект закона, разработанного и предложенного инициативной группой, вместе с сопроводительными документами поступает в областную Думу, где и принимается решение о регистрации как инициативной группы, так и предложенного законопроекта. Затем Тюменская областная Дума в порядке, установленном регламентом регионального парламента, проводит проверку правильности оформления подписных листов, проверку на соответствие проекта закона Тюменской области федеральному законодательству и законодательству Тюменской области.

В случае положительного решения, принятого по результатам проверки, внесенный гражданами законопроект рассматривается и принимается депутатами областной Думы в соответствии с региональным Законом «О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов» и Регламентом Тюменской областной Думы.

В целом отмечу, что принятый Закон предоставляет большие права жителям Тюменской области в законотворческой деятельности. Вместе с тем дальнейшая реализация на практике и в целом действенность Закона «О гражданской законодательной инициативе» во многом, если не во всем зависит от активной позиции жителей региона, от их готовности не только предлагать законодательные решения, но  и брать на себя ответственность за их реализацию на практике.

Фуат САЙФИТДИНОВ

депутат Тюменской областной Думы, председатель комитета по государственному строительству и местному самоуправлению

РЕГИОН В АВАНГАРДЕ

– Прежде всего необходимо отметить, что в настоящее время в немногих субъектах Российской Федерации приняты законы, подобные нормативному акту «О гражданской законодательной инициативе в Тюменской области». Поэтому можно с уверенностью утверждать, что наш регион является передовым в деле развития институтов гражданского общества.

Несомненно, что в подготовке и принятии данного закона депутаты руководствовались прежде всего Конституцией РФ, в которой написано: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Одной из форм народовластия как раз и является право граждан на реализацию законодательных инициатив.

Что касается процесса разработки Закона «О гражданской законодательной инициативе», то необходимо отметить, что он принимался в трех чтениях. Это достаточно редкое событие в стенах областной Думы, обычно законодательные новеллы принимаются не более чем в двух чтениях. В данном случае длительный процесс принятия закона был вызван вовсе не тем, что он кому-то не нравился, а  в связи с необходимостью его общественного обсуждения и тщательной проработки текста закона. Мы благодарны тем общественным организациям, которые участвовали в обсуждении проекта закона, вносили предложения и поправки. В  разработке и обсуждении закона активно участвовали абсолютно все парламентские фракции Тюменской областной Думы.

Замечу, что закон дорабатывался и с целью упрощения механизма реализации гражданских законодательных инициатив. Если в первом варианте закона содержалось требование внесения гражданского законопроекта лишь в том случае, если его поддержали не менее пяти тысяч граждан, то  в окончательном варианте речь идет о трех тысячах человек. Снижены требования к инициативной группе жителей региона, выдвигающей тот или иной законопроект: с пятидесяти человек в первом варианте закона требуемое количество инициаторов сократилось до двадцати.

Также в окончательном тексте принятого закона содержится важный пункт, который предусматривает содействие и помощь со стороны Тюменской областной Думы гражданам в осуществлении законодательных инициатив. Речь идет о помощи специалистов правовых и экономических служб Думы в доработке содержания проектов гражданских законодательных инициатив.

Убежден, что действенность Закона «О гражданской законодательной инициативе» зависит и от активности жителей региона, и от зрелости институтов гражданского общества.

Владимир УЛЬЯНОВ

депутат Тюменской облДумы, зам. пред. комитета по госстроительству и местному самоуправлению

НА ПУТИ К ДЕМОКРАТИИ

– Принятый Закон «О гражданской законодательной инициативе в Тюменской области» стал еще одной вехой в развитии демократических принципов в законодательной работе. Депутатами Тюменской областной Думы уже принят и успешно действует закон, предоставляющий гражданам право участвовать в публичных обсуждениях региональных законопроектов и высказывать предложения по их дополнению или корректировке.

Новый закон позволяет еще дальше продвинуться по  пути демократизации законотворческого процесса: он предусматривает определенную процедуру продвижения того или иного законопроекта, разработанного инициативными группами граждан. В Законе «О гражданской законодательной инициативе» прописан четкий и – самое главное – достаточно простой механизм продвижения подобных законодательных новелл. В соответствии с нормативным актом инициативная группа формирует законопроект, который предлагается принять. Он регистрируется в Тюменской областной Думе, а затем дорабатывается уже в стенах регионального парламента.

Более того, принято решение, в соответствии с которым аппарат областной Думы при необходимости консультирует инициативную группу. Консультации могут быть посвящены как информированию о регулировании в других субъектах РФ  вопросов, которые призван решить предложенный законопроект, так и  документальному сопровождению той или иной гражданской законодательной инициативы в стенах регионального парламента.

С принятием этого закона мы решаем еще одну проблему, связанную с наделением общественных организаций правами субъекта законодательной инициативы. В настоящее время количество законодательных субъектов ограничено: в их числе находятся, в частности, правительство Тюменской области и областная Дума. Этот список нельзя расширять до бесконечности, однако закон позволяет и профсоюзам, и иным общественным организациям участвовать в гражданском законотворческом процессе.

Владимир ШУГЛЯ

председатель Совета ТООО «Союз – интеграция братских народов», член Общественной палаты Российской Федерации

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

– Принятие в регионе нормативного акта «О гражданской законодательной инициативе» указывает на то обстоятельство, что и в Тюменской области, и в России в целом складывается зрелое гражданское общество, основанное на инициативной деятельности жителей субъекта Федерации. Болшая заслуга в этом принадлежит руководству России, региональным властям и, несомненно, институтам гражданского общества.

Вспоминаю середину 1990-х годов, когда вместе с единомышленниками мы создали национально-культурное общество «Беларусь». Оно стало одним из первых ростков гражданской инициативы, растущим «от земли», а не посаженным «сверху». С течением времени из национально-культурного объединения общество «Беларусь» выросла региональная «Союз-интеграция братских народов», основной задачей которой является единение народов России и Беларуси на Тюменской земле. Привожу этот пример для того, чтобы была ясна такая мысль: любая народная инициатива только тогда станет продуктивной, когда пройдет этапы развития и совершенствования от малого к большому. Так и в настоящее время созрели условия для законотворческой работы со стороны активной части общества. Наше время важно еще и тем, что в общественную жизнь вступает постсоветское поколение – более активное, инициативное. Его ум  и энергию необходимо использовать на благо общества. Именно этой задаче служит принятый Закон «О гражданской законодательной инициативе».

Вместе с тем как житель Тюменской области считаю важным дополнение закона еще одним нормативным актом. Назвал бы его «Об общественном контроле в Тюменской области». Именно в этом случае, по моему мнению, образовалась работающая система: принятие общественных инициатив и дальнейший контроль за их реализацией со стороны гражданского общества.

Замечательно, что Тюменская область является одним из первых субъектов Федерации, в которых принят нормативный акт о гражданских законодательных инициативах. Необходимо отметить, что наш регион во многом является передовым в масштабах России. Большую работу по взаимодействию с институтами гражданского общества проводит правительство Тюменской области и, в частности, вице-губернатор, руководство и сотрудники областного комитета по делам национальностей. Последний с полным на то основанием можно назвать комитетом по поддержке гражданских инициатив в Тюменской области. В то же вемя в региональном Законе «О гражданской законодательной инициативе» содержится норма, согласно которой облдума в лице депутатов и сотрудников оказывает помощь инициаторам-разработчикам общественных законодательных инициатив. Это означает, что гражданское общество в Тюменской области обретает двойную поддержку – законодательной и исполнительной ветвей власти.



Степан Киричук: Тюменская область уверенно смотрит в будущее

29 ноября

Губернатор Тюменской области навел порядок в льготах для многодетных семей

29 ноября