Каждый день встречай улыбкой и люби, люби людей…
О своем знаменитом отце рассказывает Валентина Тоболкина
Раньше воздуха вокруг тебя было много... Ты парила как ласточка, купалась в нежной вате облаков, любовалась миром с высоты, улыбалась счастливо, звенела колокольчиком. Потому что рядом – он. Самый красивый, сильный, смелый, добрый, умный. Папочка, на котором хотели «жениться» все соседские девчонки. Сейчас от земли не оторваться ни на дюйм, воздуха вокруг поубавилось и внутри его нет совсем – сдулся радужный шарик. Просто папа ушел... Ругаешь себя, глупую, что не доделала, не высказала, не наобнимала. Зря. Он все понимал и не переставал любить. Ты ж дитя его: кровь от крови, дыхание от дыхания. Близкие остались в его сердце. Он навсегда останется с ними. Папочка, Зотик, Зот, Зот Корнилович Тоболкин.
Дети повторяют своих родителей – так задумано природой. Мы – маленькие копии мам и пап. Мы их продолжение и их надежда. Валентина Тоболкина – дочь знаменитого отца. Зота Корниловича она называет великим писателем. Таким и был: великий даже в мелочах, в маленьких семейных сценках. Но об этом лучше расскажут сами истории, выловленные из памяти.
Верному другу, любимому Нэленку
О чувствах и страстях, которыми жили родители Тоболкины – Зот Корнилович и Нэлли Викторовна, – можно только мечтать. И дети мечтали, искали подобное для себя. Они познакомились в Уральском гос-университете. Зот учился на журналиста, Нэлли – на филолога. Вместе пели в студенческой хоровой капелле. И, что называется, спелись, переплелись голосами. Мечтая о писательстве, юноша обещал любимой, что каждую строчку, запятую и точку он посвятит ей. Сдержал слово: все книги Тоболкина, которые хранятся дома, подписаны «верному и дорогому другу» сердца и души.
Что еще мог предложить девушке нищий студент, как не свой дар да еще, пожалуй, гоночный велосипед?! На нем-то Зот и совершал романтические поступки. Как-то выбрался под Свердловск на какой-то питомник, вырыл молоденькую цветущую черемуху и, скрывшись от сторожа, преподнес сей «букет» музе, милой Нэллочке. До последнего дня он спешил принести любимой «кусочек природы»: зимой шел домой с веточкой, осенью – с листиком, летом – с ромашками. Неприхотливо это, недорого, но так ценно и памятно.
Валентина Тоболкина. Прямая речь:
– У родителей была настолько сильная связь, глубокая любовь, неземное обожание друг друга, что мама в честь отца старшего сына хотела назвать Зотом, а отец в честь мамы нас с сестренкой – Нэллочками. Но папа решил, что старший ребенок будет Арсеном – мужественным то есть, меня назвали в честь папиной сестры, а младшую – в честь мамы – тут уж Зот Корнилович настоял!
Они были вместе более пятидесяти лет. До очередной годовщины свадьбы, пятьдесят третьей, отец не дожил меньше месяца...
Красавицы и умницы
Как счастливы те люди, у которых сложились нежно-трепетные отношения с родителями, которые через время пронесли и приумножили уважение и почтение друг к другу. В самом нежном возрасте «жениться» Валя собиралась только на папочке. Это был ее рыцарь, ее Дон Кихот. Потом, уже в четыре года, свою симпатию она поделила между папой и... Штирлицем. Человек, служащий газете, радио и телевидению, Зот Корнилович часто уезжал в командировки. Но маленькая Валюшка еще из подъезда могла определить, что он дома – запах родного человека ни с чем не спутаешь.
Зот Корнилович Тоболкин,
писатель
родился 3 января 1935 года в селе Хорзово Заводо-уковского района Тюменской области. Работал слесарем и кочегаром, а после окончания факультета журналистики Уральского госуниверситета в 1964 году окончательно связал свою жизнь с пером. Окончание Высших режиссерских курсов в Москве в 1975 году дало еще один толчок реализации творческого потенциала.
Все его творчество связано с Сибирской землей, на которой родился и жил. Зот Тоболкин – автор многих романов, повестей и рассказов, нескольких сборников пьес и стихов. Среди них «Припади к земле», «Лебяжий», «Грустный шут», «Отласы», «Зодчий», «У Бога за пазухой», «Голгофа», «Сизиф», «Время сильных». На театральных сценах страны шли его пьесы «Геологи», «Верую», «Сказание об Анне», «Песня Сольвейг», удостоенные государственных премий. Спектакль «Братья» Московского театра «Ромэн», который по пьесе Тоболкина поставил режиссер Николай Сличенко, с большим успехом показывали в Союзе и Японии. По повести «Жил-был Кузьма» на Мосфильме» создали кинокартину «Поздняя ягода».
Заслуженный работник культуры России Зот Тоболкин был удостоен многих литературных наград. Среди них – премия Ленинского комсомола, Губернаторская премия, премия им. Ивана Ермакова и им. Константина Лагунова, Дмитрия Мамина-Сибиряка, им. Александра Дунина-Горкавича, медаль им. Михаила Шолохова. За свой творческий труд Зот Тоболкин награжден орденом «Знак Почета».
Каждому члену своей большой и крепкой семьи Зот посвящал изумительные стихи. Повода не надо – просто так! Всех детей научил читать – не «как», а «что». Длиннющий коридор небольшой квартирки в Третьем микрорайоне Тоболкины отдали под домашнюю библиотеку. Нэлли Викторовна сама сколачивала доски в стеллажи, красила их в вишневый цвет, лакировала. Все от пола до потолка здесь было уставлено уникальными собраниями сочинений отечественных и зарубежных классиков. Валентина Зотовна рассказывает, что в невероятных количествах она «поглощала» лишь сказки. И вот все удивительные истории зачитаны до дыр, девчонка тихонько выбирается в коридор, замирает перед полками... «Что ты ищешь? Возьми вот эту книгу!» – приходит на выручку папа. Чтобы не обидеть, берет и постепенно втягивается. Дальше – больше; и мира становится мало.
Валентина Тоболкина. Прямая речь:
– В детстве я была кругленькая, толстушка такая с крохотной ножкой. Хорошо помню, как папочка держал меня на ладони, а я, голопятая, балансировала... Знала, что не упаду – удержит. Как он заласкивал, зацеловывал нас! Никогда не скупился на комплименты, говорил, что мы красавицы и умницы. Правда, кричать и прыгать нам разрешали только на улице, ведь «папа работает, тихо, дети, тихо». Из громких звуков дома поощрялась лишь игра на пианино.
Ребятишкам посвящается
Своего старшего сына Валентина назвала Зотом. Без вариантов. Внука-первенца Зот Корнилович называл не иначе как Зотушка. Подоспевшую два с лишним года тому назад валентинину тройню величал «декабристами» – в декабре родились. Всем помогал, всем посвящал стихи. Для каждого находилось место в его большом и добром сердце.
Милая Родина
Крестьянин по крови, родившийся в большой семье, Зот Тоболкин был интеллигентом в душе. Да, он с золотой медалью окончил фабрично-заводское училище в Краснодаре, да, слесарничал поначалу, но никогда не отпускал мечту стать писателем, каждый выстраданный абзац посвящая любимым – стране и семье.
Работал до последней недели. «Пойду портить бумагу», – обычно говорил родным. Портил, складывал в ящик стола. Писал пронзительно – так чувствовал мир. Читал до последнего дня. Любил до последней секунды...
Зот – значит «полный жизни». Он и черпал ее полной ложкой, не бороздил, а пахал, как сам говорил. Остроумный, духовно богатый, галантный, грамотный, романтичный – такими рождаются крайне редко. А когда уходят, сердце рвется на кусочки и страдает так, что трудно говорить...